Фрагмент для ознакомления
2
Законы и их соблюдение - самый древний и цивилизованный способ управления людьми. Общество еще не выработало более совершенных и удовлетворительных методов. Сегодня это общепринято во всех развитых демократических странах мира. Юридический феномен законности напрямую связан с понятием»право». Понятие законности весьма расплывчато. Это несложно определить, проанализировав работы многих ученых.
В целом в научной литературе существует два основных подхода к понятию законности: широкий и узкий. При узком подходе под законностью понимается только соблюдение законов, при широком - соблюдение всех законов вообще, включая уставы [4]. Например, М.С. Строгович определяет законность как»строгое соблюдение и исполнение законов СССР всеми органами, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами государства» [8]. Почти такое же определение можно встретить и в современной учебной литературе, в том числе по административному праву. Некоторые исследователи считают это определение совершенно неправильным, так как в нем явно прослеживаются следы советского прошлого, но, конечно, с этим нельзя поспорить, так как подобные определения сегодня часто встречаются в юридической литературе.
В современной юридической литературе законность определяется как строгое и неуклонное выполнение всеми юридическими лицами правовых норм, применяемых в государственной сфере. В советском праве преобладал классовый подход к праву и законности. В советском праве была разработана концепция»социалистической законности». Требования соблюдения законности распространялись на всех участников общественных отношений, но многие органы государственной власти объявлялись занимающими особое положение [5]. Это, конечно, отвечало интересам Коммунистической партии, составлявшей в то время ядро советского государства.
Существует мнение, что законность является необходимым условием существования и развития демократических обществ, так как она необходима для становления демократии, реализации прав и свобод граждан, развития гражданского общества, построения и рациональной организации государственных структур [7].
В прецедентном праве также существует точка зрения, согласно которой законность понимается как конституционный принцип, который также представляет собой строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение положений правовых норм. Сегодня обеспечение законности государством в основном сводится к деятельности административно-надзорных, правоохранительных и иных государственных органов, которые реагируют путем установления факта нарушения правовых норм и применения санкций к правонарушителям. Законность как принцип рассматривается в качестве фундаментальной основы организации современного общества и ориентирует участников общественных отношений на знание и соблюдение законов. Поэтому важно подчеркнуть, что принцип законности - это прежде всего конституционный принцип, но также и отраслевой принцип (например, в административном праве законность является одним из основополагающих принципов функционирования административных органов).
Законность подразумевает целую систему гарантий, которые можно понимать, как предпосылки, то есть условия, необходимые для функционирования рассматриваемого правового явления. В юридической литературе различают общие предпосылки существования законности и конкретные правовые средства, гарантирующие это правовое явление. К общим предпосылкам относятся экономические, организационные, идеологические, правовые и политические гарантии [17]. Экономические условия являются основой и краеугольным камнем всех социальных процессов [2]. Ведь существует известный философский спор о том, что первично - бытие или сознание?
- Существование или сознание? В центре многих процессов, безусловно, находится экономика, но важную роль играют и управленческие решения государственных органов и чиновников. Правотворческая деятельность государства влияет на то, как осуществляются экономические отношения. Безусловно, благосостояние населения, минимальный уровень жизни, уровень заработной платы, наличие возможностей для развития рыночных отношений и развития конкуренции - все это напрямую влияет на состояние законности и уровень преступности и правонарушений. Количество так называемых административных барьеров для бизнеса, чрезмерный рост бюрократии и коррупции, злоупотребление властью чиновниками и госслужащими, что приводит к нарушению прав предпринимателей, - все это тормозит экономику и не создает стимулов для законопослушного поведения.
В юридической литературе высказывается мнение, что связывать состояние экономики и наличие различных форм собственности с обеспечением законности контрпродуктивно [6]. Это связано с тем, что, например, кризис в одном из секторов экономики неизбежно приводит к росту безработицы, что, в свою очередь, негативно сказывается на законности. Возникают проблемы с эффективностью экономики и чрезмерным выводом национального богатства за рубеж [1].
Непосредственно с государственным управлением связаны организационные гарантии, которые выражаются в структуре административных органов и играют важную роль. Такие гарантии также проявляются в кадровой политике и найме высококвалифицированных государственных служащих, в том числе имеющих юридическое образование. Кроме того, важную роль играет взаимодействие государственных учреждений со средствами массовой информации, для чего в государственных учреждениях должен быть отдел по связям с общественностью.
Традиционно в научной литературе в качестве гарантии законности и правопорядка признается также деятельность правоохранительных органов при МВД и прокуратуре.
Кроме того, по мнению экспертов, существуют и политические гарантии, основанные на сильной, легитимной государственной власти, функционирующей в соответствии с принципом разделения властей. Многие авторы относят к таким гарантиям закрепленные в Конституции принципы политического многообразия и многопартийности. Основной политической гарантией режима правопорядка является демократия, о чем часто говорится в научной литературе. Демократия характеризуется широким участием масс в осуществлении государственной власти, в том числе в процессе законотворчества, формировании состава законодательных органов и отправлении правосудия.
Важную роль играет развитие гражданского общества в стране, общественные отношения, деятельность политических партий, общественные движения и те или иные формы участия граждан в государственном управлении. Гласность также включает в себя свободу прессы и СМИ объективно освещать политическую ситуацию и деятельность государственных институтов и чиновников. Большое значение имеет также разграничение предметов ведения и юрисдикционных границ между Российской Федерацией и ее субъектами. До сих пор политические гарантии также были проблематичны.
Важную роль во всех вышеперечисленных предпосылках играют идеологические гарантии. Их еще называют моральными гарантиями. Их важность заключается в том, что, помимо развития экономических отношений, они во многом зависят от наличия идеологии, идеологической политики государства, от того, что у людей и чиновников в голове, какого мировоззрения и ценностей они придерживаются.
Поэтому роль так называемой правовой культуры во всех субъектах и объектах государственного управления не мала. Сюда же часто относят организующее влияние на общественное сознание средств массовой информации, культуры, литературы, религии, различных идеологий. Некоторые правоведы выделяют общественные гарантии. К ним относится деятельность профсоюзов и общественных организаций в целом, направленная на обеспечение режима законности. Однако некоторые утверждают, что отдельное выделение общественных гарантий не вполне оправдано [3].
Безусловно, обеспечение законности требует качественной правовой базы, соответствующей уровню социально-экономического развития общества. Поэтому совершенно необходимо говорить о степени разработанности законодательства, законодательной технике и профессионализме законодателя. Это связано с тем, что законотворчество - одна из самых сложных задач, которые могут быть поставлены перед юристами. Это творческая задача, направленная на поиск оптимального правового решения проблемы, возникшей или существующей в обществе в предлагаемом политическом контексте [13]. В настоящее время проблемы с количеством законов не существует. Общеизвестно, что за последние годы количество новых и подзаконных актов в России значительно увеличилось, законы стали более сложными и разделенными на более подробные разделы.
Помимо наличия качественного законодательства, органы государственного управления обязаны соблюдать закон в процессе своей профессиональной деятельности, а также выявлять и пресекать негативные юридические факты, противоречащие законности. Вся цель существования государственного управления заключается именно в преследовании общественных интересов, установлении порядка, верховенства закона, защите и соблюдении прав и свобод человека и гражданина от произвола, а также в повышении эффективности государственного управления. Без эффективного государственного управления трудно добиться значительных результатов во многих сферах общественной жизни. Разумеется, предмет государственного управления должен соответствовать закону.
Законность является необходимым условием для нормальной организации и функционирования государственного управления. Однако законность не может существовать сама по себе и должна быть обеспечена. Именно поэтому для обеспечения законности государственного управления государство на законодательном уровне утвердило специальные правовые инструменты, которые позволяют ему постоянно следить за состоянием законности в обществе в целом и в различных сферах жизни страны. Государство в лице соответствующего компетентного органа следит за соблюдением законодательства всеми участниками административных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ» (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.1995. – № 47. – Ст. 4472.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.01.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 - № 32
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [Текст] : [принят Гос. Думой 14 июня 2002 г. : одобр. Советом Федерации 10 июля 2002 г.: ред. от 01 июля 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 №273–ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. 30.09.2013) // Собрание законодательства РФ.2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
6. Федеральный закон от 25.07.2006 №125–ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ.2006. № 31 (1 ч.). – Ст. 3424.
7. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.05.2010 №209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействии коррупции» (в ред. 09.02.2012) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128215 (дата обращения:
8. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 (ред. от 20.02.2020) "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления"
9. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460)
10. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров. — М.: Юрайт, 2016. — 300 с.
11. Ильюхов А. А. Доследственная проверка и вопросы, возникающие в ходе ее проведения на стадии возбуждения уголовного дела в рамках дел, рассмотренных судом с участием суда присяжных заседателей [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/74145dosledstvennaya-proverka-voprosy-voznikayushhie-khode-provedeniya-stadii
12. Колотова, Ю. И. Понятие и сущность современного прокурорского надзора / Ю. И. Колотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69839/ (дата обращения: 10.04.2024).
13. Курчавенкова А. В. Некоторые проблемы прокурорской деятельности в сфере учета преступлений // Актуальные проблемы прокурорской деятельности: сб. материалов науч.-практ. конф. Москва, 27 ноября 2015. М., 2016. С. 35–40.
14. Каух П. В. Проблемы совершенствования прокурорской деятельности в России // Инновации, наука, образование. 2021. № 32. С. 293–305.
15. Макеева В. Н. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 542–546.
16. Маринкин Д. Н. Защита прав личности – приоритетная тактическая цель уголовного процесса Российской Федерации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5. Ч. 1. С. 109–112.
17. Моисеев В.В., Прокуратов В.Н. Противодействие коррупции в современной России. – Орел: АПЛИТ, 2012. – 428 с.
18. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. — 560 с.
19. Прокурорский надзор: Учебник / Н. В. Ласкина. М.: Юстицинформ, 2012. — 390 с.
20. Прокурорский надзор: учебник для вузов /А. В. Ендольцова, О. В. Химичева, И. И. Сыдорук [и др.]; под ред. О. А. Галустьяна, А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2013. — 450 с.
21. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник / О. Т. Анкудинов, И. С. Викторов, А. Ю. Винокуров; под ред. А. Я. Сухарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2015. — 500 с.
22. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. — М.: Юрайт, 2016. — 356 с.
23. Скугаревский Д. Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 03 июня 2018 г. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe- sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/.
24. Хайменова А. В., Егоров О. Н. Подготовка кадров в органы прокуратуры Российской Федерации // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2019. № 1 (15). С. 70–73.
25. Шилов Е. С. Полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью на стадии возбуждения уголовного дела // Трибуна ученого. 2021. № 3. С. 140–147.