Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст детей характеризуется стремительным развитием детской психики. Достаточно быстро в психике ребёнка появляются всё новые образования. К дошкольному возрасту специалисты относят возраст детей от 3 до 7 лет. К младшему дошкольному возрасту М.И. Лисина относила детей в возрасте от 3 до 4 лет. Она также обращала внимание на то, что психика дошкольников развивается достаточно стремительно. Всё больше образуется запас новых психических связей субъекта.
Благодаря этим процессам дошкольник формирует произвольность некоторых действий, которые возникают непосредственно под влиянием педагогов. Ребёнок также постоянно осваивает новые знания, что позволяет ему осуществлять осмысленные новые действия. При этом формируются положительные рефлексы. Ведущей деятельностью ребёнка на протяжении всего его дошкольного детства является игровая деятельность.
О том, что ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, писали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. В игровую деятельность ребенок уходит полностью [15]. Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации к миру взрослых людей. Ребёнок испытывает постоянное стремление подражать взрослым. Реальное выполнение функций взрослых в дошкольном детстве невозможно. У ребёнка практически всегда присутствует противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Это противоречие движет ребёнком и заставляет его осваивать новые сферы игровой деятельности.
Дошкольниками в рамках игр воссоздаются многие социальные взаимоотношения людей. Это сюжеты сказок, отношения в социуме, профессиональные действия и др. Созданные ребёнком модели являются отражением выявленных взаимосвязей между предметами и людьми. Для их создания используются различного рода предметы-заместители.
Для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и картонок и др. Несмотря на то, что в игровой ситуации функции взрослого могут быть представлены через роль, такого рода постановочная деятельность дает ребенку возможность через действие постигать усвоение многих социальных норм, принятых в обществе.
В игре, и иных видах продуктивной деятельности, в частности, рисовании, конструировании, лепке и др., происходит знакомство ребенка со свойствами самых разнообразных предметов. При этом активно развиваются его восприятие, мышление, воображение. У ребёнка часто присутствует желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложений взрослых.
Об этом писал Д.Б. Эльконин и называл подобного рода процессы новообразованиями раннего возраста. Этот феномен окончательно оформляется к трём годам и является личным действием «Я сам». С этого момента начинается кризис социальных отношений. Его симптомами являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и др. если в такой период взрослые не смогут правильно взаимодействовать с ребёнком, у него могут появиться симптомы обесценивания роли взрослых, протеста-бунта и деспотизма [19].
Дошкольники активно и много участвуют в различных видах продуктивной деятельности, кроме игровой. Он активно принимает участие в бытовой деятельности, активно занимается самообслуживающим трудом, успешно осваивает навыки сотрудничества в совместной деятельности с воспитателем и другими детьми. Педагогу не всегда удаётся обратить внимание ребёнка на какие-либо отдельные аспекты игры, поскольку в младшем дошкольном возрасте внимание ребёнка совершенно непроизвольно. Он часто отвлекается на яркие предметы, или на любые иные, которые привлекают его внимание. Ем старше становится дошкольник, тем проще становится управлять его вниманием, но для этого педагогу важно использовать соответствующие приёмы и способы. Педагоги практики отмечают, что при использовании специальных приёмов уже в младшем дошкольном возрасте можно формировать отдельные элементы произвольности.
Благодаря восприятию дошкольник пристально наблюдает, хорошо слышит, различает цвета, звуки, запахи т др., но при этом, какая-либо полная систематизация воспринимаемого материала детям пока недоступна. Многие процессы детей в данном возрасте зависят от их памяти. Очень важно развивать память младших дошкольников. Развитие памяти дошкольника в данном случае будет зависеть от познавательной активности и познавательного развития. Это, в свою очередь, зависит от специфики игровой деятельности ребёнка. Одну и туже игру разные дети воспринимают и проигрывают по-разному.
При участии детей в коллективных играх, большинству детей удаётся удерживать в памяти все правила игры. Большую роль в данном случае будет играть похвала воспитателя. Многое в этом процессе зависит от того, насколько правильно организована развивающая работа со стороны педагога. Психологи отмечают, что именно педагогическая работа и психолого-педагогическое сопровождение позволяют успешно формировать все мыслительные процессы ребёнка.
Начинается такого рода работа с самых простых поручений. Педагог просит выполнить ребёнка то, или иное действие и при этом предлагает самый простой алгоритм для запоминания действия. Всё зависит от того, насколько дошкольник приобретёт опыт в выполнении того, или иного действия. Как только у дошкольника сформированы необходимые умения и навыки, дошкольник начинает самостоятельно и уверенно выполнять то, или иное действие. Поскольку в этом возрасте мышление ребёнка протекает достаточно интенсивно, он быстро запоминает все важные и нужные алгоритмы действий, в том числе игровых. Успешность развития мышления ребенка напрямую зависит от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится [13]. Ребёнок дошкольного возраста всегда чрезвычайно любознателен. Его воображение работает уже достаточно интенсивно.
Этот возраст достаточно сензитивен для развития воображения, свободного фантазирования и развития творческих и художественных способностей. У подавляющего большинства детей в дошкольном возрасте присутствует потребность в творческой деятельности. Педагогам это хорошо известно и с детьми проводят самые разнообразные занятия по развитию их творческих способностей.
Когда ребёнок творит, не обязательно, что он создаёт нечто новое. Ребёнок в своём творчестве сам себя выражает. Для него творчество – это не результат, а процесс. При этом формируются его личностные полезные качества как усидчивость, любознательность, целеустремлённость и многие другие. Чем старше дошкольник становится, тем активнее он анализирует собственную продуктивную и игровую деятельность. Дети любят рисовать, лепить, вырезать фигурки из бумаги, создавать и конструировать поделки из природного материала и многое другое. При этом, задачи, которые ставятся перед ребёнком 3-4 лет, отличаются от тех, которые решаются детьми старшего дошкольного возраста.
Достаточно быстро в этом возрасте происходит становление речи младшего дошкольника. Увеличивается его активный и пассивный словарь, он овладевает всё новыми формами родного языка. Речь ребёнка становится более сложной и связной. Активно формируется самооценка дошкольника и личностное сознание [22].
Младший дошкольник непрерывно испытывает потребность в новых впечатлениях. Он чрезвычайно любопытен ко всем новым видам деятельности, которые ему предлагает воспитатель. Вначале познавательных процессов потребности дошкольников удовлетворяет воспитатель. К концу младшего школьного возраста все эти процессы ребёнок может удовлетворять самостоятельно. У детей активно формируются новые мотивы деятельности и это, в свою очередь позволяет формироваться их индивидуальному мировоззрению. Игра позволяет дошкольнику формировать новые качества психики и появляется способность управлять своим поведением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2006. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2018. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69; No 8 – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
8. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности [Текст] / В.М. Давыдова // Воспитание школьников. – 2001. – No 9. – С. 30-32.
9. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
12. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
14. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей [Текст]: методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. – Н-Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. – 21 с.
15. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Т.С. Комарова, И. И. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 231 с.
16. Лазуко, О.А. Социализация младших дошкольников в игровой деятельности: теоретический аспект [Текст] / О.А. Лазуко // Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149-150.
17. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2019. – 214 с.
19. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
20. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
21. Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. – 2011. – No 3. – С. 21-23.
22. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] /О В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – No 11. – С. 35-42.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 13.04.2024).