Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Постановка проблемы. Анализ изменений, происходящих в отрасли на протяжении последних десятилетий, а также выявлении факторов, влияющих на конкурентоспособность и эффективность автопроизводителей во Франции.
Актуальность. Исследование является ключевым для понимания динамики и трансформаций этого сектора в контексте мировой экономики. В последнее десятилетие отрасль столкнулась с рядом вызовов, включая изменения в мировой торговле, технологические инновации и сдвиги в предпочтениях потребителей. Исторический анализ показывает, что автомобильная промышленность Франции имела свои пиковые и моменты спада. Страна является одним из крупнейших производителей автомобилей в мире, с оценкой производства в 116,7 млрд евро в 2024 году и занимает третье место в Европе. Несмотря на это, сектор сталкивается с рядом вызовов, включая снижение объемов экспорта и доли на мировом рынке, а также изменения в стратегиях производства. Например, за последнее десятилетие производители пересматривают свои международные стратегии, инвестируя в сборочные производства за рубежом и адаптируясь к мировым тенденциям. Исследование вносит вклад в понимание динамики автомобильной промышленности Франции, но и предоставит полезные рекомендации для улучшения конкурентоспособности и устойчивости сектора в условиях современных вызовов.
Цель работы – определить стратегии приоритетных направлений автомобильной промышленности Франции XXI века.
Задачи:
рассмотреть историю становления автомобильной промышленности Франции;
определить особенности формирования автомобильной промышленности Франции;
охарактеризовать тенденции развития автомобильной промышленности Франции в XXI веке;
выделить проблемы и перспективы развития автомобильной промышленности Франции.
Источниковая база исследования. Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
Источники официального происхождения – ряд официальных документов Франции, такие как Национальный план Франции 2009 года , План развития автомобильной промышленности Франции на период до 2030 .
Официальные документы международных организаций, а именно отчеты подразделения Европейской комиссии , Европейского климатического фонда и отчет Комитета французских автопроизводителей .
Статистические данные, такие как данные ibisworld , statista и другие.
Степень изученности. Проблематика исследования была предметом внимания нескольких авторов. M. Sonzogni и S. Schulze-Marmeling в своей работе обсуждают текущее состояние автомобильной промышленности Франции, акцентируя внимание на электромобильности и изменениях в сфере занятости. T. Pardi в своей работе рассматривает долгосрочный упадок французской автомобильной промышленности и поиск промышленной политики для ее поддержки. Однако остается не изученным, какие конкретные меры могут быть приняты для решения проблем снижения конкурентоспособности и перехода к более устойчивым моделям производства и эксплуатации автомобилей.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 2000-х годов до настоящего времени. Начиная с начала нового века, французская автомобильная промышленность столкнулась с различными вызовами и изменениями, включая снижение объемов экспорта.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: описательный (историко-генетический), сравнительный и системный методы. Описательный метод позволяет реконструировать процесс становления французской автомобильной промышленности. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений в развитии автомобильной промышленности Франции. Системный метод позволяет рассмотреть деятельность правительства и автомобильных компании как единого целого и выявить взаимосвязь.
Объект исследования – развитие автомобильной промышленности в XXI веке.
Предметом исследования являются тенденции и направления развития французской автомобильной промышленности в XXI веке.
Научная новизна. Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что в оборот введены работы иностранных авторов, работы которых не были задействованы в научном дискурсе по данной проблеме, так как по проблематике исследования нет отечественных исследований.
Научно-практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы как для понимания экономической динамики отрасли во Франции, так и для формулирования рекомендаций по управлению в этом секторе.
Структура работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Глава I. Исторический контекст развития автомобильной промышленности Франции
§ 1.1. История становления автомобильной промышленности Франции
Франция была страной, где зародилась автомобильная промышленность, и она стала движущей силой для всех остальных стран в конце XIX и начале XX века. В 1769 году французский изобретатель Николя-Жозеф Кюньо построил трехколесный пароход, чтобы помочь французской армии перевозить артиллерийские орудия. Хотя его изобретение считалось слишком медленным и непрактичным, Кюньо по-прежнему считается создателем первого моторизованного дорожного транспортного средства.
Начиная с 1890-х годов Франция оставалась крупнейшим производителем автомобилей в Европе вплоть до окончания Первой мировой войны. Фактически, с 1902 по 1907 год Франция произвела больше автомобилей, чем остальная Европа вместе взятая. Соединенные Штаты перестали производить французские автомобили только после 1907 года .
Согласно статистике, в 1903 году во Франции было произведено 14 100 автомобилей, в США - 11 325, в Англии - 2000, в Германии - 1450 и в Италии - 225. Итак, в то время Франция производила больше автомобилей, чем любая другая страна. Первая причина такого роста заключалась в том, что дороги были хорошими. Довольно интересной деталью было мощение улиц смесью асфальта и песка, которые затем утрамбовывались. Для конной повозки особой разницы в том, вымощено ли тротуар, нет, но для легкового автомобиля это имеет фундаментальное значение. И тот факт, что улицы были прямыми и широкими, также очень важен.
Причина номер два заключалась в том, что в целом французская наука и технологии во второй половине XIX века были на подъеме. Например, Этьен Ленуар в 1860 году создал свой первый двигатель внутреннего сгорания, а Альфонс Эжен Бо де Роша в 1862 году разработал теоретические принципы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Причиной номер три стало изобретение велосипеда. Француз Пьер Мишо представил несколько механических устройств, которые позже были применены на ранних автомобилях: шарикоподшипник, цепной привод, карданный вал, различные системы зацепления и тросовое управление тормозом свободного хода, проволочные колеса и пневматические шины .
В 1913 году во Франции насчитывался 31 крупный автопроизводитель и множество небольших автомобильных компаний. Хотя другие страны в конечном итоге догнали и превзошли французское производство автомобилей, французские производители оставались живыми и инновационными. Citroën был крупным производителем многих технологически значимых автомобилей, начиная с Traction Avant в 1934 году и заканчивая 2CV в 1950 году и более поздним ID19, который ошеломил каждого посетителя Парижского автосалона 1955 года. Хотя Citroën был крупной компанией с технологически продвинутыми автомобилями, существовало множество более мелких производителей, выпускавших уникальные и интересные автомобили, таких как Georges Irat, Matra, Rovin, Hotchkiss-Gregoire, Panhard, Simca и многие другие.
В музее Lane Motor Museum будут представлены 30 самых уникальных французских автомобилей из более чем 100 французских автомобилей в коллекции, посвященной периоду расцвета французского производства – 1924-1985 гг.
Впервые представленный на Парижском автосалоне 1936 года, D8-120 занимает первое место в престижной марке Louis Delage, которая сильно пострадала от великого экономического кризиса, и занимает лидирующие позиции во французском производстве после 1936 года. В 1935 году Луи Делаж, не желая признавать поражение, предусмотрел множество различных решений для спасения своего бизнеса, название которого стало синонимом race trak. В конце концов, его бесстрашный индустриальный дух продолжал процветать довольно блестяще благодаря новой компании, основанной Луи Делажем и Уолтером Уотни, британским бизнесменом, который управлял крупным дилерским центром Delage в Париже. Благодаря этому партнерству Delahaye стала новым производителем автомобилей для "Нового автомобильного общества Delage». Построенный на коротком шасси, D8-120 является спортивной версией D8-100, финансируемой Delahaye и разработанной независимой командой выпускников Delage. Delage D8, несомненно, являются одними из самых красивых автомобилей, произведенных французским брендом .
В 1948 году компания Delahaye представила свою первую послевоенную модель Type 175. Вдохновленный моделью самолета Lockheed Constellation, этот уникальный родстер считается одним из самых красивых автомобилей в мире. Он украл выставку на Парижском салоне в 1949 году. Родстер Saoutchik Delahaye – один из последних настоящих образцов автомобилей класса люкс французского производства, первым владельцем которого был сэр Джон Гол.
Как раз в тот момент, когда страна восстанавливается после Второй мировой войны, Peugeot 203 помогает и Peugeot, и Франции избавиться от позора войны. В этот послевоенный период, когда экономические трудности были обычным явлением из-за отсутствия доступа к сырью (редкая сталь, дорогой бензин), следующая модель Peugeot должна была быть максимально экономичной. Новый Peugeot 203 был представлен на Парижском автосалоне в октябре 1948 года и стал на тот момент единственным настоящим французским автомобилем среднего класса послевоенного периода.
Несмотря на экономические ограничения, связанные с проектом, он стал более совершенным, что напрямую контрастирует с производимыми довоенными автомобилями с точки зрения стиля, техники и дизайна. В дизайне Peugeot 203 дизайнеры воспроизвели стилистику американских автомобилей, которые были очень модны в то время, отличаясь элегантным стилем с изогнутыми линиями .
Разработанный без малейшего экономического учета в 1930-х годах, Citroën 2CV был тщательно переработан, что скрывалось от нацистов во время войны. Автомобиль был представлен в 1948 году с кузовом из стали и сдвоенным двигателем воздушного охлаждения. Несмотря на свой радикальный внешний вид и низкие эксплуатационные характеристики, он привлекал своей совершенно нетрадиционной современностью, управляемостью, комфортом, надежностью и экономичностью использования. С тех пор мощность двигателя постоянно обновлялась с 9 до 29 л.с., с 65 до 110 км/ч. К сожалению, из-за отсутствия эффективного промышленного производственного процесса и какого-либо коммерческого прагматизма его успех был намного меньшим, чем у VW Beetle. 2CV было продано 5,3 миллиона единиц, в то время как VW Beetle – более 20 миллионов.
Citroën DS, несомненно, является одним из самых инновационных автомобилей в истории автомобилестроения. Представленный в 1955 году, DS был гораздо более развитым, чем любой из его конкурентов, он отличался множеством революционных технических решений, начиная с гидропневматической подвески. Кроме того, с тиражом 1,4 миллиона экземпляров это самый производимый французский продукт высокого класса.
Модель Peugeot 404, символически выпущенная накануне начала 1960-х годов, стала заявлением фирмы Sochaux о возвращении. Современный, но сдержанный автомобиль получил единодушное признание за свои дорожные качества и сразу же был признан огромным коммерческим успехом. Первая модель Peugeot, выпущенная тиражом более миллиона единиц, продавалась еще пятнадцать лет, став неотъемлемой частью французского автомобильного ландшафта. Автомобиль оставался в каталоге Peugeot не менее 19 лет и в течение этого периода был на переднем крае инноваций во французской автомобильной