Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образование является одним из основных компонентов, определяющих формирование человека как личности. Среди проводимых реформ в отечественном образовании в первую очередь можно выделить вступление России в Болонский процесс, введение единого государственного экзамена и переход на новые образовательные стандарты.
Эти нововведения в сфере образования вызывают споры в обществе. Одна сторона полностью поддерживает изменения, а другая их вообще не принимает. Эта общественная реакция отчасти перекликается с реакцией российского общества начала ХХ века.
Очевидно, что процесс научного развития и практического совершенствования системы образования невозможен без учета опыта прошлых лет.
Вторая половина XIX века в России характеризовалась бурным развитием промышленности, что создало потребность в расширенной подготовке специалистов в различных областях практической, прежде всего производственной, деятельности.
Расширение торговых связей с другими странами требовало специалистов в области торговли. Неудачи русской армии в середине 50-х годов показали, что Россия нуждается в хорошо подготовленной армии, особенно офицерском, способном не только вести боевые действия, но и быстро освоить новейшие виды вооружений.
Реформа образования повлияла на ход событий, ведь от того, как готовились специалисты в различных областях, зависело развитие страны. По этому вопросу существует множество точек зрения, ведь образование и способы его получения всегда волновали общество.
Исследование проблемы реформы образования в конце XIX-XX веков. имеет вековую историю, но интерес ученых к этой теме в этот период не был односторонним. В связи с тем, что единого мнения по данному вопросу нет, существует большое количество источников.
Объект исследования- политика российских властей в сфере образования во второй половине XIX века. Полемика о путях развития российского образования в общественной мысли
Предмет исследования- изучить политику российских властей в сфере образования во второй половине XIX века. Полемика о путях развития российского образования в общественной мысли
Цель исследования раскрыть особенности политики российских властей в сфере образования во второй половине XIX века. Полемика о путях развития российского образования в общественной мысли
Задачи исследования:
- изучить особенности развития образования во второй половине XIX века
- изучить российскую школу конца XIX века в контексте европейского образования
- раскрыть проблемы классического образования во взглядах русских общественных деятелей середины XIX века
- изучить русскую идею в общественно-педагогической мысли 19 века
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В
1.1. Развитие образования во второй половине XIX века
Наследием эпохи крепостного права стал крайне низкий уровень грамотности населения. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (без учета детей до семи лет) составляла 44%. В Москве, по переписи 1871 года, 55% были неграмотными. В губернских городах их процент составлял 60-70, в уездных городах - 70-80, в деревнях грамотность была редким явлением.
Положение улучшилось с развитием земской школы, увеличилось и число городских школ. Чуть позже, с 1980-х годов, стала развиваться сеть приходских школ. Во многих городах существовали воскресные школы для взрослых, поддерживаемые педагогами-энтузиастами.
Во второй половине 19 в. Некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.) приобрели собственную письменность. В его создании важную роль сыграли православные миссионеры. Стали издаваться книги на языках народов Поволжья, открывались национальные начальные школы, появлялась местная интеллигенция.
По вопросу о среднем образовании шла длительная борьба между сторонниками реальной школы и сторонниками классической школы. Первые настаивали на развитии преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Последний считал необходимым сохранить акцент на изучении классической античности как основы европейской культуры. Сторонники классического движения, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Дельянова, взяли верх.
Основой среднего образования была классическая гимназия. Конец 19 века. На территории губерний Великой России действовала 81 мужская гимназия. С 1862 года появились женские гимназии. В конце века в этих же губерниях их число достигло 64.
Право поступать в университеты имели только выпускники мужских гимназий. При Александре III правительство пыталось ограничить прием в гимназию простых людей. Прославился циркуляр Дельянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназию «детей кучеров, прачек, мелких торговцев и т. д.». ".
Наряду с гимназиями существовали настоящие мужские школы, ориентированные на средние слои населения. Там больше преподавали физику, химию и новые языки. Выпускникам реальных училищ было разрешено поступать в специализированные высшие учебные заведения. Реальных школ было меньше, чем гимназий. В целом среднее образование получила лишь небольшая часть молодежи, преимущественно из высших слоев общества.
Продолжался рост высшего образования. Число студентов университета с 1862 г. до середины 90-х гг. утроилось и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 года открылись двери Томского университета. Это положило начало высшему образованию в Сибири.
Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, стремительно захлестнувшая технический прогресс. За последние 40 лет было открыто лишь несколько высших технических учебных заведений. В 1900 году начал действовать Томский технологический институт.
В пореформенной России были заложены начала высшего женского образования. В 1878 году в Петербурге начали действовать высшие женские курсы. После их первого директора, профессора русской истории К.Н. Бестужев-Рюмин, их стали называть Бестужевскими. Позже высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.
В пореформенный период дело народного образования в России достигло значительных успехов. Начальное образование росло очень быстрыми темпами, но развитию высшего образования препятствовала противоречивая политика правительства. Он понимал, что стране нужны высокообразованные люди, но в то же время всегда подозревал высшее образование в рассаднике неугасимой «крамолы».
Конец 19 – начало 20 веков. Российская школа вступила в период количественных и качественных преобразований. Общество и государство осознавали, что новые социальные потребности и уровень развития образования становятся все более несовместимыми.
На рубеже веков в стране возникли сотни новых просветительских обществ и публичных библиотек, стали издаваться новые просветительские журналы (в 1916 году вышло 304 просветительских журнала): «Русская школа», «Вестник просвещения», « Образование» и т. д. Проблемы школы и образования привлекли внимание политиков, философов, социологов, психологов и деятелей культуры.
Проблемы образования и воспитания остро проявились на многочисленных съездах и собраниях начала века: первом Всероссийском съезде народных академических обществ и других образовательных организаций частной инициативы в 1908 году, первом Всероссийском съезде по женскому образованию. в 1912. -1913, Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования в 1913-1914 гг. и другие. Государство приложило большие усилия для преодоления серьезной болезни российского общества - малой грамотности: с 1900 года государственные ассигнования Министерству народного просвещения увеличились почти в 5 раз, составив 14,6% бюджетных расходов в 1913 году. XIX-XX веков.
Вопрос реформы школьного образования стал центром общественного внимания в России. Либеральные партии и образовательные организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский союз учителей и др.) предложили обширную программу демократических школьных реформ (бесплатное обязательное начальное образование, непрерывность всех ступеней образования, равенство образования мужчин и женщин). и др.), которая была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг. Аналогичные требования выдвигались в программах радикальных партий, прежде всего РСДРП, но при этом необходимым условием такой перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.
Начальное образование является основой, определяющей дальнейшее развитие личности. Современная психолого-педагогическая наука уделяет особое внимание теоретическому обоснованию системы начального образования, в практическом совершенствовании которой важную роль играет опыт становления начального образования в России конца XIX - начала XIX веков.
В курс начального образования входят «Начала закона Божия и нравственного учения», чтение, письменный счет (в приходских школах), а также священная история, чтение книги «Домашнее задание человека и гражданина», грамматики, географии, общая и русская история, геометрия, физика, рисование (в районных школах).
В эпоху империализма, начавшуюся в конце 19 — начале 20 веков, Россия оказалась в средоточии противоречий мировой империалистической системы. Здесь готовилась буржуазно-демократическая революция, которая, в отличие от западноевропейских революций 18 и 19 веков, обладала в лице пролетариата реальной силой, способной разрешить возникающие противоречия революционным путем.
Пролетарское революционное движение возглавила созданная В. И. Лениным Коммунистическая партия — партия нового типа. Быстрое развитие капитализма в России создало объективные условия для прогресса просвещения и образования, но политика царизма в этой области была направлена на подавление прогрессивных сил, хотя и не могла полностью остановить их деятельность, так как борьба народов России за демократизацию расширенного и развитого образования.
Все крепнет широкое движение за глобальное расширение сети учебных заведений, курсов и школ, за введение всеобщего образования для детей, за