Фрагмент для ознакомления
2
Государственное принуждение, являясь по сути единой, сложносоставной юридической категорией, объединяющей в себе широкий спектр видов, форм, мер, способов, тактических приемов принудительного воздействия, реализуемых публично-правовыми субъектами становилось предметом самостоятельных моно-графических научных исследований, в рамках которых учеными предпринима-лись вполне обоснованные попытки раскрыть сущность государственного при-нуждения через его отраслевую принадлежность, правовые основания примене-ния, цели применения, содержание и характер принудительного воздействия, т. е. дифференцировать государственное принуждение на определенные категории, в целях осуществления системного анализа различных его аспектов.
Исследование правовой природы и сущности применения мер админи-стративного принуждения невозможно без всестороннего рассмотрения осо-бенностей и понятия института государственного принуждения. В юридиче-ской литературе этому правовому явлению уделяется особое внимание. Так, в научной литературе государственное принуждение рассматривается, как воздействие на объект управления для обеспечения правомерного поведения управляемого объекта с целью принудить его к правомерному поведению теми способами, которые указаны в законе . Схожую позицию занимает и А.И. Козулин, который раскрывает государственное принуждение как «ос-нованное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в це-лях утверждения в их поведении воли государства» . По мнению И.П. Жаре-нова государственное принуждение представляет собой «политико-правовую систему властно-силового воздействия, состоящую из нормативно-институционального обеспечения, определяющего основания, формы и по-рядок действий органов власти в целях охраны интересов личности, обще-ства, государства, осуществляемого по отношению к субъектам права в слу-чаях совершения правонарушений или возникновения условий, угрожающих установленному порядку» . Заслуживает внимания понятие государственно-го принуждения, предложенное Н.В. Макарейко как «опосредованного пра-вом физического, психического или иного воздействия уполномоченных гос-ударством органов, должностных лиц на сознание, волю и поведение с наступлением неблагоприятных последствий личного, имущественного и ор-ганизационного порядка в целях обеспечения общественного порядка и об-щественной безопасности» .
Анализ указанных положений позволяет выделить основные черты государственного принуждения:
- это основанный на организованной силе государства способ воз-действия на подвластные объекты;
- оно применяется для подавления воли субъектов права и уста-новления государственной воли как регулятора общественных отношений;
- представляет собой совокупность нормативно закрепленных мер воздействия, имеющих право-ограничительный характер.
Вопросы применения административного принуждения, его сущности и видов, а также нормативно-правового регулирования, существующих на се-годняшний день мер принуждения, достаточно широко и подробно освеще-ны в научной литературе. Многими авторами предприняты плодотворные попытки дать его определение, выявить его основные черты, а также осуще-ствить классификацию мер административного принуждения. Глубоко и комплексно задекларированная тема использования государством принуж-дения изучалась такими известными учеными как А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, А.И. Каплунов, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.П. Мышляев, Л.Л. Попов, В.А. Тюрин, А.П. Шергин и другими.
Один из исследователей проблемы Н.В. Сидоряк справедливо отмеча-ет, что законодатель «по сей день ... не регламентировал такие понятия, как «административно-правовое принуждение», «мера административно-правового принуждения» , несмотря на регулярное использование указан-ных понятий в нормативных правовых актах. В условиях, когда возрастает роль и значение административного принуждения, как регулятора обще-ственных отношений, в юридической литературе отсутствует единая консо-лидированная позиция ученых по ряду ключевых вопросов этого правового института. В частности, это касается его теоретической конструкции. М.И. Еропкин рассматривал понятие административного принуждения как «при-менение органом управления (или его уполномоченным представителем) установленных законом принудительных мер в целях пресечения или преду-преждения административных проступков, привлечения лиц, их совершив-ших, к административной ответственности, а также для обеспечения обще-ственной безопасности» . Д.Н. Бахрах позиционирует данный правовой ин-ститут как «особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами ад-министративного права принудительных мер к гражданам и коллективным субъектам административного права в связи с их неправомерными действия-ми» . Другие ученые-административисты рассматривают административное принуждение как «применение субъектами исполнительной власти установ-ленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями субъектов административного права» . А.П. Коренев справедливо отмечал, что административное принуждение является «разновидностью государственного правового принуждения, которое состо-ит в определенном воздействии на сознание и поведение людей. Такое воз-действие может быть материальным, физическим или психическим» . В.А. Мельников, проведя тщательный анализ существующих на сегодняшний день определений понятия административное принуждение, предлагает сле-дующую формулировку: «административное принуждение - это метод воз-действия государства на субъектов права, заключающийся в применении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с иной государственной необходимостью пу-тем возложения на субъектов права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (огра-ничения на использование) уже имеющихся прав» .
Таким образом, можно утверждать, что поскольку административное принуждение происходит из категории более высокого порядка - государ-ственного принуждения, то оно имеет признаки последнего, наряду с прису-щими только ему собственными признаками, функциями, назначением и со-ответствующим нормативно-правовым инструментарием.
В специальной литературе выделяются следующие специфические чер-ты административного принуждения:
- они применяются не только для предупреждения и пресечения правонарушений, но и наказания за их совершения;
- его следует рассматривать, как крайнее средство обеспечения правопорядка в области государственного управления (за исключением от-дельных мер предупреждения);
- реализация мер административного принуждения отнесена к ком-петенции органов исполнительной власти, за исключением отдельных мер, которые применяются в судебном порядке (лишение специального права, административный арест и др.)
- - административное принуждение применяется для обеспечения обязательных правил поведения в различных областях общественной дея-тельности (санитарные, противопожарные, обеспечение безопасности дорож-ного движения и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г.
№ 6-ФКЗ, от 30 дек.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 1 июля 2020 г. № 1-ФКЗ) // Рос. газ. — 2020. — 04 июля.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : [ред. от 11.03.2024] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
3. О полиции: Федер. закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ : принят Гос. Думой 28 января 2011 г. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г. : [ред. от 06.02.2023] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
Научная и учебная литература
4. Административное право / Н.М. Конин, М.П. Петров. — Москва : Норма, 2009. — 432 с. — ISBN: 978-5-468-00309-1.
5. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. — Москва, 1993. — 222. — ISBN 5856390059.
6. Алехин, А.П. Административное право России. Первая часть: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — Москва : Издательство «Зерцало», 2018. — 480 с. — ISBN 978-5-94373-420-5.
7. Анненков, А.Ю. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Анненков // Административное право и процесс, 2011. — №12. — С.26.
8. Багдасарян, С.В. Понятие и классификация мер административного принуждения / С.В. Багдасарян // В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VI международной научно-практической конференции. — Москва, 2021. — С. 79—82.
9. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. — Москва, 2008. — 582 с. — ISBN: 978-5-699-45583-6.
10. Волков, А. М. Административное право : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 459 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15695-9.
11. Еропкин, М.И. Избранные научные труды ; под общ. науч. ред.: Татарян В.Г., Шергин А.П. — Москва : Эксмо, 2010. — 688 с. — ISBN 978-5-699-36720-7.
12. Жаренов, И.П. Государственное принуждение в условиях демократизации общества: дисс. ... канд. юрид. наук / И.П. Жаренов. — Москва, 2006. — 239 с.
13. Козлов, Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов. — Москва : Юристъ, 2007. — 557 с. — ISBN 978-5-7975-0758-1: 282-92.
14. Конина, Н.М. Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. — Москва : Норма: ИНФРА—М, 2010. — 542 с. — ISBN 5-89123-911-6.
15. Куракин, А.В. Вопросы административного принуждения / А.В. Куракин // Административное и муниципальное право. — 2021. — № 2. — С. 10—24.
16. Лохбаум, В.А. Природа и правовая сущность административного принуждения как основного метода административной деятельности / В.А. Лохбаум, Ю.Э. Жардецкая // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. — 2022. — № 1. — С. 80—83.
17. Макарейко, Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: дисс. . канд. юрид. наук / Н.В. Макарейко. — Нижний Новгород, 1996. — 263 с.
18. Мамедов, Э. Х. Обеспечение законности применения полицией мер административного принуждения: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Э.Х. Мамедов. — Санкт-Петербург, 2020. — 205 с.
19. Мельников, В.А. Административное принуждение в деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения / В.А. Мельников, А.А. Белов // Волгоградская академия МВД России. — Волгоград, 2006. — С. 31.
20. Мигачев, Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров. Под ред. Л.Л. Попова. — Москва : Юрайт, 2023. — 544 с. — ISBN 978-5-9988-0780-0.
21. Панова, И. В. Административно-процессуальное право России : Монография. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 288 с. — ISBN 978-5-91768-670-7
22. Репинская, Н.С. Административное принуждение как разновидность государственного принуждения / Н.С. Репинская // Синергия Наук. — 2023. — № 81. — С. 289—330.
23. Россинский, Б.В. Административное право. / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — Москва, 2018. — 640 с. — ISBN · 978-5-91768-983-8.
24. Санавваров, Г.Б. О теории применения меры административного принуждения / Г.Б. Санавваров // Endless Light in Science. — 2022. — № 5—5. — С. 196—200.
25. Серенко, Р.С. Административное принуждение как вид государственного принуждения / Р.С. Серенко, А.Л. Боренштейн // В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник материалов VII Внутривузовского круглого стола. — 2021. — С. 155—158.
26. Сидоряк, Н.В. Административно-правовое принуждение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / Н.В. Сидоряк // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2011. — № 2 (78). — С.47.
27. Соколов, А.Ю. Отстранение от управления транспортным средством как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении / А.Ю. Соколов // Административное право и процесс. — 2012. — №11. — С.28.
28. Черных, И. А. Проблемы обеспечения законности в механизме реализации административно-правовых норм в деятельности сотрудников полиции / И. А. Черных // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2019. — № 2. — С. 19—21.
29. Четвериков, В.С. Административное право / В.С. Четвериков. — Ростов на Дону : Феникс, 2018. — 416 с. — ISBN 978-5-238-01892-8.