Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный сектор экономики в РФ играет важную роль в экономическом развитии страны. Необходимо отметить, что государственный сектор экономики Российской Федерации является одним из самых больших секторов в экономике страны. Компании с государственным участием включают в себя государственные корпорации, государственные предприятия, государственные унитарные предприятия и другие организации, которые находятся в собственности государства.
Стабильное социально-экономическое положение в большей степени определяется уровнем и приоритетными направлениями развития секторов экономики, в том числе и государственного.
Степень изученности темы. Тема данной работы является хорошо исследованной. В научной литературе и аналитических обзорах представлен значительный объем информации по данной теме, включая исторические аспекты, современные тенденции и прогнозы развития компаний с госучастием в России.
Исследования по этой теме проводятся как российскими, так и зарубежными учеными и аналитическими центрами, что позволяет получить более объективное представление о предмете. В качестве примера можно привести исследования А. Андреева, М. Барышникова и О. Брагинской. Также стоит отметить наличие статистических данных и аналитических материалов, регулярно публикуемых государственными органами и международными организациями, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития и другие.
Тем не менее, стоит учесть, что данная тема остается актуальной и требует постоянного мониторинга и анализа, поскольку экономическая ситуация, политическая обстановка и законодательство в России постоянно меняются, а это может оказывать влияние на деятельность компаний с государственным участием.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть компании с государственным участием на российском рынке, их структуру собственности и роль в экономике.
Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность, причины возникновения и проблемы компаний с государственным участием в экономике;
2. Охарактеризовать преимущества и проблемы цифровой трансформации в государственном секторе;
3. Выявить приоритетные направления развития государственного сектора экономики в условиях современности.
Предметом исследования являются компании с государственным участием на российском рынке.
Объектом исследования являются деятельность, особенности и влияние компаний с государственным участием на экономику России.
Курсовая работа структурно содержит введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассмотрено понятие, роль государственного сектора экономики, проблемы развития государственного сектора экономики.
Во второй главе изучены преимущества и проблемы цифровой трансформации в государственном секторе, выявлены направления повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием.
1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Экономические и правовые аспекты функционирования организаций с государственным участием
Современный этап развития мировой экономики характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, государство усиливает свое участие во всех сферах жизни и деятельности общества, с другой – стремится к оптимизации состава и структуры федерального имущества и снижению доли государства в экономике. Будучи полноправным участником рыночной экономики, государство является регулятором деятельности организаций с государственным участием, что во многом предопределяет порядок осуществления государственного контроля в такого рода организациях.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации в настоящий момент нет четкого определения понятия «коммерческая организация с государственным участием». Более того, не существует единого мнения среди ученых-экономистов относительно единой идентификации подобных организаций. Действующее законодательство разграничивает все организации на коммерческие о некоммерческие. В ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации отмечается, что «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Становится ясно, что под коммерческой организацией понимается в первую очередь тот или иной субъект рынка, чьей основной деятельностью является извлечение прибыли.
Анализ действующих нормативно-правовых актов показал, что законодательство различает государственные предприятия и предприятия с государственным участием (см. таблицу).
Таблица
Подходы к классификации предприятий с государственным участием
Форма участия государства Организационно-правовая форма предприятия Характеристика
Государственные предприятия Унитарные предприятия Не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, не имеют права собственности на имущество, создаются для решения задач государства по поставке общественных благ и удовлетворению общественных потребностей, ликвидируются по воле собственника
Государственные корпорации Государство контролирует управление только через назначенных представителей в наблюдательный совет (совет директоров) и через назначение единоличного исполнительного органа. Государственное имущество, переданное госкорпорации, становится ее собственностью
Госкомпании Создаются «для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления». Являются собственниками переданного имущества, но в отличие от госкорпорации используют его на правах доверительного управления
Предприятия со 100%-ным участием государства (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» единственной компанией, преобразованной из госкорпорации в государственную компанию со 100%-ным государственным участием, стало АО «РОСНАНО») Образуются в результате преобразования госкорпораций в целях перевода их под полный контроль государства
Акционерные общества с государственным участием Создаются в рамках приватизации государственной собственности в целях прекращения деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и сокращения доли госсектора , учредителем является Госкомимущество России
Исторически, процесс создания коммерческих организаций с государственным участием начался с принятием Закона РСФСР от 03.07.1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В рамках этого закона предусматривалась приватизация государственных предприятий путем реорганизации их в акционерные общества и разделения их собственности между государством и иными лицами.
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».
Из перечня названных организационно-правовых форм следует, что коммерческие предприятия в зависимости от формы организации вправе выступать эмитентами собственных акций и их собственность может быть разделена между долями владельцев. Владельцами же и акционерами может выступать в том числе и государство.
Таким образом, коммерческими организациями с государственным участием можно признать предприятия, в числе собственников которых находится Российская Федерация. При этом не существует в рамках нормативного определения какой-то минимально установленной доли участия государства в предприятии для возможности отнести последних к числу коммерческих организаций с государственным участием. Есть различные степени участия в коммерческих организациях. Чаще всего классифицируют следующие виды участия :
1) 100%-ное владение акциями коммерческой организации;
2) владение контрольным пакетом акций;
3) наличие в собственности государства «золотой акции»;
4) владение государством «блокирующего» пакета акций (25% и более);
5) наличие в государственной собственности доли акций коммерческой организации, не достигающей 25% от общего числа.
К первой группе относится только компания АО «Роснано». Причина столь низкой распространенности данной формы участия государства в управлении коммерческими организациями заалючается в том, что при полном контроле государства коммерческая составляющая уходит вовсе, что негативно сказывается на ее эффективности. В текущем российском законодательстве существует множество форм организаций, полностью подконтрольных государству, что делает в некоторой степени ненужными выкуп 100% акций коммерческих компаний и осуществление прямого управления ими.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. О государственных и муниципальных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах: Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 № ИН-06-28/143.
4. О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 27.07.2010 № 211-ФЗ.
5. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ.
6. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации: Приказ Росимущества от 04.07.2014 № 249.
7. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации: Приказ Росимущества от 20.03.2014 № 86.
8. Об утверждении методических рекомендаций по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава: Распоряжение Правительства России от 28.12.2020 № 3579-р.
9. Об утверждении целевых показателей и методики расчета показателей результативности деятельности юридической службы Федерального казначейства: Приказ Министерства финансов России, Федерального казначейства от 06.04.2020 № 100.
Специальная литература
10. Андреев, А. Государственный сектор экономики РФ: состояние и перспективы развития / А. Андреев // Экономика и управление. – 2021. – Т. 22. – № 1. – С. 25-33.
11. Барышников, М. Новые вызовы государственному сектору экономики РФ / М. Барышников // Экономика и управление. – 2022. – Т. 23. – № 2. – С. 45-56.
12. Брагинская О.Е. Роль государства в корпоративном управлении: актуальные проблемы и перспективы развития. М.: Экономика, 2021. 256 с.
13. Воронкова, Е. Государственный сектор экономики РФ: проблемы и перспективы развития / Е. Воронкова // Экономика и управление. – 2021. – Т. 22. – № 3. – С. 67-75
14. Герсонская И. В. К вопросу о сущности понятия «Государственный сектор экономики» // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7 (429). С. 23-29.
15. Герсонская И. В. Функции государственного сектора экономики: теория и тенденции развития // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 4(78). С. 37-41.
16. Группа развития мирового банка. Принципы корпоративного управления: Руководство для практиков. Вашингтон: Изд-во Мирового банка, 2016. 112 с.
17. Как доля государства в экономике России превысила 50%. Инфографика. РБК, 2023.
18. Камышанская М.В., Лихачева Е.В. Корпоративное управление в акционерных обществах с государственным участием: особенности и проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 184 с.
19. Крылов, А. Государственный сектор экономики РФ: проблемы и вызовы / А. Крылов // Экономический журнал. – 2022. – Т. 23. – № 1. – С. 12-21.
20. Майер Ш. Корпоративное управление и инновационный подход: международный опыт и российская практика. М.: Наука, 2017. 160 с.
21. Макаренко, О. С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О. С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экон. Экол. - 2029. - № 1 (34). - С. 115-122.
22. Матвеев, В. Государственный сектор экономики РФ: современное состояние и перспективы развития / В. Матвеев // Экономический журнал. – 2022. – Т. 23. – № 2. – С. 34-41.
23. Мирошниченко, И. В. Проектное управление в государственном секторе: зарубежный опыт и российская практика / И. В. Мирошниченко, Л. А. Шапиро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/management/01346187_0.html
24. Монкс Дж., Миноу Н. Корпоративное управление: глобальные тенденции и международный опыт. М.: Инфра-М, 2023. 320 с.
25. Муравьев С.Р. Государственный сектор российской экономики: оценка масштабов и эффективности производства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 7. С. 54-60.
26. Овчарук К. В. Госсектор в российской экономике. Ключевые цифры и тенденции // Журнал «Бюджет». 2019. № 5(197). С. 76-77.
27. ОЭСР. Кодекс корпоративного управления ОЭСР: Рекомендации по применению. Париж: Изд-во ОЭСР, 2015. 96 с.
28. Плотников В.А. Типизация хозяйственных систем: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1 (127). С. 20-26.
29. Радыгин А.Д., Абрамов А.Е., Аксенов И.В., Ильясова Г.У., Мальгинов Г.Н., Чернова М.И., Энтов Р.М. Эффективное управление государственной собственностью в 2018 – 2024 гг. и до 2035 г. // Аналитический доклад центра стратегических разработок. М., 2018. 54 с.
30. Тронина, И. А. Политика импортозамещения информационных технологий и ее место в стратегическом развитии государственных компаний / И. А. Тронина, С. С. Лопухов// Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики: материалы V Нац. (всерос.) науч. – прак. конф. (г. Орёл, 22.12.2022). - Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2023. - С. 270-277.
31. Шершеневич А. А. Корпоративное управление и его роль в повышении конкурентоспособности акционерных обществ с государственным участием. М.: Дело, 2020. 210 с.