Фрагмент для ознакомления
2
Интерес как таковой являет собой важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и от рождения не присуще человеку.
Интересы имеют универсальным значением непосредственно в жизни ребенка потому как, с точки зрения Л.С. Выготского, они были заложены в основе культурного и психического развития ребенка. Кроме этого, интерес неизменно отвечает за личностный способ включения субъекта в ту или иную деятельность, формируя при этом его отношение к определенной деятельности, а также его социальную позицию. Наряду с этим, интерес предопределяет характер отражения ребенком объективной действительности, при этом ориентируя на конкретное, избирательное отношение к тем или иным обстоятельствам, а также ориентирует познавательную деятельность старшего дошкольника [3, c. 76].
Интерес в целом (от лат. interesse – это иметь особое значение) может управляет деятельностью ребенка, начиная с начала его жизни. Интерес, возникающий в сознании, практически всегда предшествует познанию того или иного объекта. С точки зрения Б.А. Кордемского, только интерес может удерживать внимание, смещающегося с одного элемента объекта непосредственно на другую, достаточно продолжительное время для того, чтобы старший дошкольник смог воспринять все единство, а также всю сложность этого объекта, не позволяя при этом ему отвлекаться на разного рода побочные раздражители. Важно и то, что без такого рода фокусирующего интереса на определенных объектах внимание ребенка нередко будет беспорядочным образом блуждать [12, c. 121].
Иными словами, интерес – это некое внешнего условия наиболее эффективного восприятия, потому как он играет в процессе восприятия роль внутреннего принципа отбора материала.
Недостаточным было бы развитие мышления без интереса процесса со стороны ребенка. В этом случае взаимоотношения между интересом и функциями мышления так широки, что если в процессе развития школьника нет аффективной поддержки со стороны интереса, то подобное негативным образом может влиять на процесс развития интеллекта. Согласно отечественным исследователям, интеллектуальная активность у школьника в целом подчеркивается и затем направляется интересом. Также интерес оказывает влияние на ориентированность внимания и мыслей ребенка [17, c. 98].
Физиологической базой интереса с точки зрения И.П. Павлова является безусловный ориентировочный рефлекс. В.А. Крутецкий считает, что если учитывать тот факт, что в основе всей деятельности человека неизменно заложены потребности, то становится понятным, что и в основе интереса к школе имеются потребности школьника в познании им окружающего мира в целом, и его отдельных сторон. Согласно психолого-педагогической и методической литературе имеющаяся у школьника потребность в знаниях, ориентирующие его в окружающей действительности очень важны для будущего первоклассника [14, c. 144].
Школьники под непосредственным влиянием интереса стараются в предмете выявить те или иные новые стороны, которые привлекают их внимание, стараются установить максимально глубокие связи и отношения в разного рода явлениях [9].
В этом отношении А.К. Маркова указывает, что потребность, выявляя предмет, способный ее удовлетворить, становится тем самым мотивом, направляющим совершаемую деятельность [17, c. 101].
По мнению Н.Г. Мокшиной, интерес – это вид деятельности, в рамках которой предусматривается определенный уровень самостоятельности начиная от постановки проблемы и до контроля, самоконтроля, а также коррекции, с обязательным переходом от выполнения максимально простейших видов деятельности к уже более сложным, обладающих характером поисковой и познавательной активности [10].
Интерес в отечественной науке рассматривается с нескольких позиций. Так, с одной позиции (например, с точки зрения Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, М.И. Лисиной, Е.И. Щербаковой и других исследователей), интерес понимается как эффективность процесса познавательной деятельности ребенка либо отдельной группы детей, имеющая уравновешенную стабильность, а также зависящую от сформированности у школьника познавательных способностей. При этом с другой позиции (напрмер, З.Ф. Чехловой, Г.И. Щукиной и др.) познавательная активность обучающегося понимается как отдельное качества, а также личностное образование [15, c. 88].
Н.А. Батырева полагает, что выше указанные подходы друг от друга нельзя отрывать, так как рассмотрение их в единстве способствует формированию единой позиции на понятие интереса. Его следует понимать и как цель деятельности, и одновременно как средства её достижения, наконец, как ее результат [1].
Интерес как таковой исходит непосредственно из потребности школьника в новых знаниях и новых впечатлениях, что каждому характерно практически от рождения. У младшего школьника можно обозначить три этапа формирования интереса.
1. Начальная стадия интереса, для которой характерно наличие воли, познавательного интереса, а также мотивов. Ребенок благодаря этому начинает будет добывать новые знания.
2. Поисковая познавательная активность, подразумевающая наличие и постановку проблемы все теми алгоритмами и способами, которыми он обладает, получение с помощью них новых знаний.
3. Испытательная познавательная активность – понимается как результатом и одновременно применением на практике полученных знаний.
Необходимо в этом отношении указать, что этот процесс обладает цикличным характером, то есть у обучающегося с получением отдельного результата вновь может появиться потребность в получении очередного объема новых знаний.
Подчеркнем, что мотивация именно на этапе поисковой познавательной активности появляется вместе с обозначение проблемы, при том, как с разрешением этой проблемы непосредственно на этапе испытательной познавательной активности (то есть это этап понимания, инсайта) она пропадает, однако поисковый интерес у обучающегося остается.
С позиции С.В. Герасимова, интерес, который появляется на этапе поиска, напрямую связан со стремлением узнать, при том, как интерес следующего этапа связывается со стремлением попробовать. При этом испытательная мотивация появляется у ребенка вместе с пониманием и затем исчерпывается исключительно результатами собственных действий [6].
По мнению Л.С. Выготского, перед учеником после полученного результата снова обозначается проблема, для разрешения которой этот применяет все те знания, которые были им получены предыдущим решением, в этот случае можно говорить о зоне ближайшего развития [3].
По словам Е.Е. Клопотовой, процесс развития интереса в первую очередь определяется качественными изменениями, которые отражаются в содержательном или энергетическом показателях. В этом случае энергетический показатель показывает заинтересованность обучающегося в деятельности, познании, самопознании, а также настойчивость в познании. В отношении содержательного показателя можно сказать, что он характеризует результативность деятельности при получении знаний, а также выделение разных культурных содержаний в ситуации [11, c. 41].
По мнению В.А. Казанцева, А.А. Карпенко активность – это не просто некое деятельное состояние обучающегося, а именно качество такой деятельности, в которой находит свое проявление личность младшего школьника с его особым отношением к содержанию, а также характеру деятельности и стремлением мобилизовать на достижение учебно-познавательных целей свои нравственно-волевые усилия [10].
Следует подчеркнуть, что уровень интереса – это не неизменная характеристика индивида, которая зависит исключительно от специфики его нервной системы, а она определяется уже в первые месяцы и годы жизни ребенка и далее изменяется под непосредственным влиянием окружающей среды, учения, общения и иных видов деятельности, в которую этот ученик включен ребенок [16, c. 52].
Исследователь А.С. Глинский выделяет такие уровни интереса, как:
1) высокий уровень: в этом случае обучающийся характеризуется глубокой, сильной и устойчивой познавательной активностью, выступающей в качестве стержневого мотива учебной деятельности. Ему характерны сосредоточенность, увлеченность, интеллектуальная активность, а также положительные эмоции в учебной деятельности;
2) средний уровень: дети показывают избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях педагога, предпочитают в основном поисковый, более реже – репродуктивный вид учебной деятельности. При этом познавательный интерес в качестве мотива учения занимает в структуре мотивации учения среднее место;
3) низкий уровень: обучающийся в процесс занятия самостоятельно не включаются, они не отвечают по собственному желанию на вопросы взрослого. Такие школьники не систематически выполняют задание, что снижает качество и объем приобретаемых знаний. У них не развиты волевые качества: они нередко отвлекаются, при объяснении нового материала невнимательны, отдают предпочтение репродуктивному виду учебной деятельности [7, c. 11].
Кроме этого, интерес определить можно единством четырёх её составляющих, а именно: содержательно-операционной, мотивационной, эмоционально-волевой, а также личностной. Кратко рассмотрим их.
Содержательно-операционная составляющая в себя включает владение школьниками системой знаний, умений, а также навыков; у них устойчивые стремления к пополнению знаний, а также овладению новыми способами деятельности.
Мотивационная составляющая. В этом случае положительная мотивация оказывает коррелирующее воздействие непосредственно на активность познавательной деятельности школьника. На учебную активность оказывают непосредственное влияние ряд неравнозначных мотивов. При этом степень их влияния на личность неодинаковая: одни из них, согласно мнению А.О. Кочнева, выполняют доминирующую роль, другие играют подчиненную, при том, как иным отводится слабозаметная роль. Личностно-значимые мотивы в первую очередь определяют отношение ребенка к будущему учению, побуждают его либо, наоборот, только тормозят его познавательную активность. В связи с этим исключительно положительная мотивация обеспечивает включение ребенка в активную познавательную деятельность [13, c. 13].
Эмоционально-волевой подразумевает стремление школьника к преодолению трудностей в процессе учении, а также наличием некоего эмоционального настроя, который связан с успешностью учения.
Наконец, личностный определяется субъектной деятельностью обучающегося, во время которой он самостоятельно выбирает направление своего развития, в связи с этим данная деятельность обладает личностным характером.
В свою очередь к показателям интереса отнести можно еще вопросы ребенка, задаваемые взрослому; его стремление участвовать в деятельности, быть активным в учебном процессе; успешное оперирование учениками имеющимися знаниями, навыками и умениями; активное стремление поделиться информацией, которая получена из различных источников за пределами учебной программы, с окружающими новой информацией.
Показатели эмоциональных проявлений – это переживание учащимися страха, гнева, возмущения, радости, вдохновения, грусти, удовлетворения и др.
Показателями тех волевых проявлений, регулятивные процессы, которые находят свое выражение в протекании познавательной деятельности детей можно назвать: применение разных способов для разрешения достаточно сложной задачи; сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; активное стремление к завершенности выполняемых действий; наконец, реакция ребенка на завершение занятия, свободный выбор деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батырева, Н.А. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников. – Текст: непосредственный / Н.А. Батырева // Коллоквиум-журнал. – 2020. – № 3-5. – С. 38-39.
2. Верещацкая, Я.И. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников. – Текст: непосредственный / Я.И. Верещацкая, Л.Э. Акпынар // Образование: традиции и инновации. – 2018. – №2. – С. 63-65.
3. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Т .3. / Л.С. Выготский. – Москва: Наука, 1993. – Текст : непосредственный.
4. Гамзаева, М.В. Сущность, содержание и структура понятия «познавательный интерес» / М.В. Гамзаева, Ш.И. Булуева. – Текст: непосредственный // Современные педагогические технологии профессионального образования. – 2019. – С. 268-275.
5. Гвоздёва Ю.Е. Развитие познавательного интереса у младших школьников / Ю.Е. Гвоздёва. – Текст: непосредственный // Роль инноваций в трансформации современной науки. – 2019. – № 2. – С. 150-153.
6. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов. – URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1107279034&archive=1120045935&start from=&ucat=27&. (дата обращения 03.04.2024). – Текст: электронный.
7. Глинский, А.С. Развитие познавательной активности учащихся с применением акмеологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Глинский. – Омск, 2007. – 24 с. – Текст : непосредственный.
8. Гридин, Ю.Ю. Особенности формирования познавательных интересов у младших школьников / Ю.Ю. Гридин, Я.О. Краснобаева, Я.Н. Площук // Конструктивизм в психологической и педагогической науке. – 2020. – С. 27-30.
9. Ильина, Н.Я. Особенности формирования познавательного интереса младших школьников / Н.Я. Ильина, С.Н. Дмитриева/– Текст: непосредственный // Педагогика. Образование. Практика. – 2019. – С. 56-58.
10. Казанцева, В.А. Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов / В.А. Казанцева, А.А. Карпенко. – Текст: электронный // Концеп». – 2017. – Т. 31. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970021.htm (дата обращения: 07.04.2024).
11. Клопотова, Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации. – Текст : непосредственный. / Е.Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 2. – C. 40 - 44.
12. Кордемский, Б.А. Увлечь ребенка творчеством / Б.А. Кордемский. – Москва: Просвещение, 2017. – 212 с. – Текст : непосредственный.
13. Кочнев, А.О. Влияние личностно-ориентрированного подхода на познавательную активность обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.О. Кочнев. – Череповец, 2006. – 24 с. – Текст : непосредственный.
14. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий – Москва: Просвещение, 2015. – 386 с. – Текст : непосредственный.
15. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ, 2017. – 288 с. – Текст : непосредственный.
16. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. – Текст: непосредственный / Д.А. Маловичко // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 50 - 54.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
18. Михайлова, А.С. Организация научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе / А.С. Михайлова. – Текст: электронный. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/12/17/statya-na-temu-razvitie-nauchno-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 05.04.2024).
19. Мокшина, Н.Г. Критерии сформированности познавательной активности детей и молодежи / Н.Г. Мокшина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: региональный сб. науч. тр. Вып. 3 / Елабужский государственный педагогический университет. 2006. – URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253462955625000/Default.aspx. (дата обращения 04.04.2024). – Текст: электронный.
20. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с. – Текст: непосредственный.
21. Прищепа, С.С. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / С.С. Прищепа, А.А. Начкина. – Текст: электронный // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 438-440. – URL: https://moluch.ru/archive/390/86096/ (дата обращения: 22.01.2023).
22. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Провоторова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2011. – № 1. – С. 51-53.
23. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников / Т.Б. Сандабкина. – Текст: электронный // Вестн. Бурятского. Гос. Ун-та. Сер. Философия. – 2013. – Вып. 4. – С. 151-157. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-nravstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 22.01.2023).
24. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
25. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К.М. Трубинова. – Текст: электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань, 2017. – С. 9-14. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 05.04.2024).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение, 2021. – 31 с. – Текст: непосредственный.