Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выносливость является важным качеством при занятиях спортом и физической культурой. Развитие данного качества необходимо при выполнении различных упражнений, например, бег на длинную дистанцию, ходьба на лыжах. Высокий уровень выносливости детей младшего школьного возраста положительно влияет на их двигательные способности, благоприятно влияет на физиологические функции организма. Именно в этом возрасте дети более восприимчивы к тренировочным воздействиям. Для того, чтобы повысить уровень выносливости, необходимо строгое сочетание параметров нагрузки и адекватный выбор методов и средств.
Вопрос развития выносливости, в том числе и у детей младшего школьного возраста, затрагивали: Рахматова, Д. Н. в своей работе «Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет» ; Артюшин С.А. и Золотова М.Ю. в статье «Используя выносливость и силу в оздоровлении старшеклассниц» ; Гузь С.М в статье «Силовая подготовка школьников» и ряд других ученых-исследователей.
Целью данной работы является рассмотрение интервального бега как средства развития выносливости у детей начальных классов.
Задачи:
- описать здоровье и актуальность его сохранения в современных условиях жизни;
- рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
- изучить выносливость и особенности ее развития у детей начальных классов;
- описать факторы и методы развития выносливости у младших школьников;
- описать методику интервального бега в начальной школе.
Объект исследования – развитие выносливости у детей в начальной школе.
Предмет исследования – интервальный бег как инструмент развития выносливости в начальной школе.
Глава 1 Теоретические основы развития младших школьников
1.1 Здоровье и актуальность его сохранения в современных условиях жизни
Человек, представляет собой сложную систему, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой этапах функционирования – биологическом, психологическом и эмоциональном. На каждом этапе, здоровье человека имеет свои особенности проявления. По определению ВОЗ, здоровье – это то, состояние человека, которому свойственно не только отсутствие заболеваний или патологии, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие .
То есть, здоровье – это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Эти составляющие, тесно взаимосвязаны между собой, и находятся в зависимости друг от друга. С одной стороны, здоровье – это значимый структурный элемент, а с другой – многостороннее динамическое состояние, взаимосвязанная совокупностью трех составляющих – физического, психического и социального здоровья. Дисбаланс одной, связывается с другой, что вызывает снижение адаптивных качеств организма к влиянию неблагоприятных факторов, нарушая взаимосвязь человека с окружающей средой и препятствуя осуществлению его биологических и социальных функций.
Под физическим здоровьем в педагогике понимают совершенство саморегуляции в организме, единство физиологических процессов, наивысшую адаптацию к окружающей среде. Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, высокая внутренняя и моральная сила, способствующая созидательной работе.
Психическое здоровье - это необходимый компонент здоровья человека. Психическое здоровье предполагает наличие у индивида возможностей и способностей устанавливать эквивалентность в оптимальном темпе, в социально приемлемых пределах на различных уровнях структурной организации нервной системы, что выражается в устной и письменной форме, в эмоциях и поведенческих реакциях. Именно оптимальный темп установления эквивалентности в психической сфере обеспечивает, на наш взгляд, благополучие человека, реализацию его способностей и работоспособность. Но как же можно понять, что темп установления эквивалентности далек от оптимального? По нашему мнению, следствием превышения темпа образования избытка информационных, физических и химических факторов над темпом установления эквивалентности является формирование стресса.
С помощью стресса происходит попытка экстренного установления эквивалентного ответа по разным «каналам». Стресс в этой фазе своего развития сопровождается отрицательными эмоциями и значительной дезинтеграцией в работе функциональных систем . Стрессам, на наш взгляд, нельзя противостоять. Стресс спасает организм от чрезмерной траты потенциала. Согласно теории функциональной эквивалентности, стрессовая реакция всегда будет не «чрезмерной», а эквивалентной ситуации. «Чрезмерной» стрессовая реакция может быть только для внешнего наблюдателя. Сознание за счет управления концентрацией внимания может как увеличивать, так и уменьшать информационные последствия процессов жизнедеятельности, т. е. степень развития дисбаланса. Чем сильнее желание добиться цели, чем выше значимость приказа, тем сильнее будет выражен дисбаланс и тем больше темп установления эквивалентности будет отличаться от оптимального. Переживания по поводу того, что случилось, опасения в отношении будущего, навязчивые мысли способны существенно усилить информационную составляющую дисбаланса и сделать стрессовую реакцию более выраженной, а последствия стресса более существенными, вплоть до развития психосоматической патологии или посттравматического стрессорного расстройства. Данная патология, как мы полагаем, формируется не из-за выраженности симптомов стресса, а из-за того, что та или иная система, задействованная в процессе установления эквивалентности, не может обеспечить необходимый темп этого процесса. Таким образом, длящиеся отрицательные эмоции и другие проявления стресса свидетельствуют о том, что эквивалентность не установлена, имеется риск нарушения здоровья и, в частности, психического здоровья .
Социальное здоровье, подразумевает адекватную самооценку, самообладание, самоопределение самого себя в оптимальных социальных условиях окружающей среды.
На сегодняшний день, образовательные стандарты предполагают переход к стратегии социального проектирования, а также проектирование системы образования, основываясь на разработке содержания образовательных технологий, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития учащихся как основной цели образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии и работа, направленная на их формирование рассматривается как определенный процесс или этап, элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следует также отметить, что в процессе здоровьесбережения принимают участие как учащиеся, так и педагоги. Проблему здоровьесбережения и здоровьесохранения, следует рассматривать в контексте всей жизни, а не только в конкретном случае определенного этапа обучения. Поэтому, чем раньше начата работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, тем с большей уверенностью можно прогнозировать физическое и психологическое благополучие, личностный рост и адаптацию в современной социокультурной ситуации. Понимание актуальности проблемы здоровьесбережения может помочь в выборе стратегии, направленную на его формирование и сознательно нацелиться на развитие ресурсов и возможностей обучающихся.
Здоровье – важная составляющая успешного индивидуального развития. Этим объясняется актуальность использования здоровьесберегающих технологий в современном образовании.
1.2 Возрастные особенности младших школьников
Учебно - познавательный интерес – это целенаправленность ученика на процесс получения знаний, умений, навыков, выраженный выбор в той или иной области знаний.
Главной характеристикой учебно-познавательного интереса является постоянное стремление к познанию, к получению новых, более полных и глубоких знаний .
Интерес к познанию – это один из главных мотивов учения и средств обучения детей младшего школьного возраста. Развитый учебно-познавательный интерес у школьников благоприятно и эффективно действует на обучение, помогает легко освоить программу.
Особенностью учебно-познавательного интереса является то, что он способствует развитию и активизации не только процесса учебно-познавательной деятельности, но и любой другой деятельности человека, поскольку познание является началом любой деятельности .
Учебно-познавательный интерес имеет ряд различных состояний развития. Условно различают на следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Рассмотрим данные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
- Любознательность – заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательного интереса. На этой стадии развития можно увидеть яркое выражение эмоций удивления, радости от получения новых знаний и навыков, удовлетворенности деятельностью.
- Теоретический интерес – стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
По итогам психолого-педагогических исследований, интересы младших школьников характеризуются эмоциональным отношением к ярко, эффективно раскрытому в содержании знаний. Интерес к фактам, явлениям природы, событий общественной жизни, истории и др. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и усилению познавательного интереса младшего школьника:
- опора на активную умственную деятельность младшего школьника. Для развития познавательных возможностей и интересов учащиеся представляют собой ситуации познавательных задач, активного поиска, рефлексии, наблюдения, суждения, рассмотрения различных позиций, которые студент должен решить самостоятельно .
- обеспечение формирования познавательных интересов, необходимо придерживаться условий ведения образовательного процесса на оптимальном уровне развития детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенную заинтересованность младших школьников в приобретении новых знаний, навыков и умений, внутреннюю решимость и постоянную потребность использовать различные способы действия для реализации знаний, расширения знаний, расширения кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которые понимают познавательную активность как качество человека. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как черту личности, которая включает в себя стремление человека к знаниям, выражающее интеллектуальную реакцию на процесс познания. По их мнению, «познавательная активность» становится качеством личности со стабильным выражением стремления к знаниям . Это структура качества личности, где потребности и интересы указывают на значимую характеристику, а воля представляет форму.
Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение учебно - методического процесса разносторонней деятельностью, которая способна обеспечить социальную детерминацию развития учащихся и реализацию индивидуальных способностей каждого из них. При этом следует учитывать, что интеграция ученика во всестороннюю классную деятельность должна обязательно обеспечивать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: работа - познание - общение, способное обеспечить успешную жизнь младшего школьника, подготовить его для жизни, становления и развития его личности.
Вовлечение учащегося в разностороннюю деятельность, способную удовлетворить его духовные потребности и нужды; осознавать индивидуальные влечения - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов и познавательной активности .
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и формирования его личности. Все процессы сознания развиваются под влиянием познавательной деятельности. Познание требует активной работы мышления, не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Приобретение знаний требует не только запоминания, но и их переосмысления, множества операций, чтобы полученные знания приобрели необходимый для человека смысл.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р (ред. от 29.04.2023) <Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года>// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения 08.04.204)
2) Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 08.04.2024)
Статьи, монографии, учебники
3) Авилов О. В. Смысловые особенности психического здоровья// ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник научных статей по материалам II Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века". 2018. С. 13-15
4) Артюшин, С. А. Используя выносливость и силу в оздоровлении старшеклассниц / С. А. Артюшин, М. Ю. Золотова // Физическая культура в школе. - 2010. - № 4. - С. 44-47.
5) Вершинин М. А., Средства специальной физической подготовки в развитии силовой выносливости тхэкводистов // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 5. — С. 21-23
6) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361 -370
7) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-40
8) Гузь, С.М. Силовая подготовка школьников 10-17 лет [Текст] / С.М. Гузь // Материалы V Международного конгресса учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни (25-28 июня 2015 г.). - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. - С.58-64.
9) Зарубина Т. Б., Текуева Д. И. Роль здоровьесберегающих технологий в современном образовании//ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 84-86
10) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
11) Марандыкина О. В. Бег как средство укрепления здоровья//ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ. 2021. С. 33-36
12) Мурадов Ф. В., Специализированный комплекс упражнений из интервального бега и силовой тренировки, его воздействие на психоэмоциональное состояние занимающихся молодого возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — № 5. — С. 54
13) Мусихин А. Ю., Томилова С. В. , Зубковская А. Д. Методические указания для развития выносливости детей младшего школьного возраста//Актуальные вопросы развития сферы физической культуры и спорта, туризма и гостеприимства: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2022. –С. 47-50
14) Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников (в аспекте личностного развития) / С.А. Хазова, Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова [и др.]. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2020. С. 74с
15) Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет / Д. Н. Рахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1682/ (дата обращения: 08.04.2024).
16) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
17) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
18) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961.