Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты государственных целевых программ 5
1.1 Понятие и сущность программно-целевого метода 5
1.2 Технологии программно-целевого метода 7
1.3 Цель программы как один из способов программно-целевого метода 11
2 Анализ формирования государственных целевых программ 16
2.1 Оценка состава и структуры расходов в бюджет 16
2.2 Оценка эффективности реализации государственных целевых программ 17
3 Проблемы эффективности государственных целевых программ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существующие сегодня социально-экономические системы имеют большое число внутренних и внешних взаимосвязей. Также они характеризуются следующими явлениями:
появление новых отраслей и межотраслевых связей,
снижение уровня вертикальной интеграции производителей в производственной цепочке,
глобализация экономики,
обострение экологических проблем.
В этой связи будет усиливаться сложность социально-экономических систем. Чтобы более эффективно осуществлять государственное управление в этих условиях, необходимо внедрять в него программно-целевой метод. Посредством программно-целевого метода необходимо согласованно реализовывать стратегии в отношении социально-экономического развития страны, повышения уровня жизни населения и снижения государственных затрат.
С внедрением новых европейских структур управления менеджмент стал осознавать необходимость интегрированного программного обеспечения (ПО), которое помогло бы свести воедино различные функции и способствовать структурированию и эффективному распределению информации. Во многих случаях использование программно-целевого метода демонстрировало определенное улучшение качества работы и снижение затрат.
Актуальность темы работы вызвана тем, что она освещает малоисследованную проблему и позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Объект работы – государственные целевые программы. Предмет – подходы, концепции, опыт реализации государственных целевых программ.
Цель работы – определить подходы, концепции, опыт реализации государственных целевых программ, для чего необходимо решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты государственных целевых программ;
определить понятие и сущность программно-целевого метода;
изучить технологии программно-целевого метода;
определить цель программы как один из способов программно-целевого метода;
провести анализ формирования государственных целевых программ;
провести оценку состава и структуры расходов в бюджет;
провести оценку эффективности реализации государственных целевых программ;
выявить проблемы эффективности государственных целевых программ.
Методологической основой написания работы явились такие общенаучные методы: анализ, индукция, дедукция, исторический принцип.
Источники литературы - Федеральные законы, научная литература в рамках изучаемого вопроса.
1 Теоретические аспекты государственных целевых программ
1.1 Понятие и сущность программно-целевого метода
В конце ХХ века в России произошел переход к рыночной экономике. Участие государства в экономике должно было свестись к минимуму, а ее регулирование к «невидимой руке рынка».
В то время было решено, что советская наука государственного управления устарела. Однако в последнее время вновь возник вопрос о необходимой доли участия государства в экономике. Тем более, что в мире активно используются государственные административные и финансовые механизмы регулирования в том числе, в кризисное время, поскольку общество не в состоянии решить экономические и другие проблемы самостоятельно [44].
Идея целевого подхода была заложена П. Друкером. В России программно-целевой подход получил широкое распространение в практике общегосударственного и территориального управления в 60-90 гг. XX в.
Однако в экономической литературе до сих пор нет единого понимания сути программно-целевого управления.
Ю.Н. Казанский рассматривает программно-целевое управление как способ конкретной реализации целевой комплексной программы в определенной области применения, что существенно суживает функции управления, игнорируя планирование, координацию, контроль, ограничиваясь лишь реализацией программ [15].
Н.В. Мальцев расширяет границы понимания программно-целевого управления, трактуя последнее как управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона в заранее установленные сроки. Однако данная трактовка не учитывает обязательность создания специального организационно-управленческого механизма.
Этот недостаток преодолевается в определении, предложенном Б.А. Райзбергом и А.Г. Лобко, которые характеризуют программно-целевое управление как «способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и реализации системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем».
Реализация экономико-организационного потенциала программно-целевого управления предполагает соблюдение ряда теоретических принципов, отражающих объективные требования к программно-целевому управлению [34].
Следует оценивать эффективность и результативность правовых норм программно-целевого характера. Государственная программа имеет бюджет и требует государственного финансирования. Эффективность программы оценивается на основе соответствия целям и интересам участников.
Участниками в данном случае должны являться получатели результатов программы.
При разработке программ необходимо задействовать различные научные школы, использующие различные показатели и научные направления.
На сегодняшний день существует ограничительный барьер орган исполнительной власти, заказывающий проект. Поскольку он имеет определенные рамки компетенции и поэтому заказывает проект одностороннего содержания [13].
В процесс разработки программ экономической направленности следует включить субъектов рынка и ассоциации производителей. При этом их деятельность должна быть рассчитана на длительную перспективу. Без участия данных субъектов говорить об эффективности применения программно-целевого метода сложно [36].
Общая технологическая схема программно-целевого управления развитием может быть представлена в виде системы взаимосвязанных логических блоков [29]:
Первый блок предполагает формулировку целей, объединяющих интересы всех групп населения и бизнес-сообщества, ранжирование этих целей по степени приоритетности и последовательности достижения. На этом этапе формируется общий замысел стратегии.
Миссия стратегии развития должна быть сформулирована с учетом стратегии социально-экономического развития и базироваться на приоритете обеспечения безопасности.
Четвертый блок представлен собственно разработкой стратегии. До сих пор в экономической литературе нет единства взглядов по поводу того, должны ли быть первоначально разработаны частные стратегии развития и на их основе построена общая стратегия развития или же наоборот. Более логичным видится второй подход, предполагающий разработку общей стратегии, в рамках которой будут заданы целевые ориентиры развития подотраслей и кластеров, а затем, с учетом установок общей стратегии, должны разрабатываться частные [15].
Итак, в рамках реализации стратегии развития, перспективной является разработка межведомственных целевых программ по развитию на базе создания единой инфраструктуры, комплексного освоения и использования сочетаний естественных и экономических ресурсов, специализации и кооперации производства.
1.2 Технологии программно-целевого метода
Программно-целевой метод представляет собой способ решения социально-экономических проблем через применение программных мер, направленных на достижение целей по устранению проблемы. Программно-целевой метод используют органы управления и ряд исполнителей [12].
В России внедрение программно-целевого метода началось в 2012 г. в связи Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2011 г.
В бюджетном послании были утверждены государственные программы. Применение государственно-целевого метода государственного программирования, подразумевает разработку и реализацию целевых экономических программ.
Программы разрабатываются с целью решения возникающих или обостряющихся социально-экономических проблем, для решения которых необходима концентрация экономических и человеческих ресурсов [52]. Программно-целевой метод широко применяется в управлении экономическими объектами на различных уровнях: межгосударственном, государственном, региональном, отраслевом [23].
Наиболее часто он применяется в плановом управлении хозяйствующими субъектами: корпораций, компаний, предприятий.
Органы исполнительной власти Российской Федерации федерального и регионального уровней осуществляют постановку проблем, требующих решения.
Также они обосновывают необходимость решения этих проблем и объем необходимых ресурсов на основе программ под патронажем и по поручению Президента Российской Федерации [33].
Органы государственной власти производят экспертизу проектов программ.
В случае успешного прохождения экспертизы, проект направляется Президентом Российской Федерации в Правительство Российской Федерации для более подробной проработки и реализации. Перечень целевых программ составляется согласно прогнозу приоритетов социально-экономического развития страны.
Приоритетом среди федеральных программ пользуется программа социально-экономического развития России, в которой производится оценка итогов развития экономики Российской Федерации.
Инициаторы программ направляют в подразделение Министерства экономики и социального развития Российской Федерации по соответствующему направлению сформулированные предложения.
Заинтересованные министерства, принимая во внимание прогнозы социально-экономического развития страны, приоритеты структурной политики и результаты анализа материалов инициатора выносят предложения по решению проблемы, которые затем направляются в Правительство Российской Федерации, которое на основе предложений принимает решение о подготовке федеральной целевой программы, о ее параметрах: сроках, стоимости, государственного заказчика. Ответственность за разработку и реализацию целевой программы лежит на государственном заказчике координаторе федеральных целевых программ, назначаемым Правительство Российской Федерации. Координаторами федеральных целевых программ становятся федеральные министерства и их подразделения. Государственный заказчик на основе конкурсного отбора выбирает исполнителей по мероприятиям целевой программы.
На основе экспертизы определяется степень достаточности системы мер с целью эффективного решения выявленных проблем и достижения поставленных задач.
Если экспертный орган вынес отрицательное заключение, проект должен быть доработан по замечаниям и представлен на повторную экспертизу [9].
Государственные заказчики программ, экспертные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят экспертизу проектов программ. Такие заключения рекомендательны и применяются с целью повышения обоснованности официальных заключений.
После согласования проекта целевой программы, государственный заказчик направляет проект в Министерство экономики и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, которые готовят заключение и предварительную бюджетную заявку.
Если оценка положительна, то проект целевой программы с предварительной бюджетной заявкой и заключением представляется в Правительство Российской Федерации [10].
Федеральные целевые программы, направленные на достижение важнейших целей экономической и социальной политики, межгосударственные целевые программы Правительством Российской Федерации направляются на одобрение в Федеральное Собрание Российской Федерации.
Если указанный орган одобряет проект, то Правительство Российской Федерации или по его поручению орган государственного управления утверждает межгосударственную целевую программу [43].
Далее производится инвестирование проекта.
Инвестиционная стратегия предприятия - это комплекс мер, применяемых с целью достижения долгосрочных целей в процессе предпринимательской деятельности.
Поэтому разработка инвестиционной стратегии выступает важным этапом планирования деятельности предприятия любого масштаба. Благодаря инвестиционному планированию можно:
произвести планирование затрат на деятельность предприятия,
рассчитать приблизительные объемы прибыли компании.
На первом этапе разработки инвестиционной стратегии предприятия производятся:
изучение инвестиционных намерений предприятия,
анализ существующей функциональной деятельности предприятия.
Вторым этапом разработки инвестиционной стратегии является исследование тенденций и создавшегося положения на инвестиционном рынке.
Затем следует оценить сильные и слабые стороны деятельности предприятия в отношении инвестиционной деятельности предприятия. После этого формулируются стратегические инвестиционные цели предприятия, согласно которым будет происходить планирование на предприятии.
Стратегическое планирование деятельности организации имеет целевой характер [11].
Иными словами, каждый этап планирования предприятия должен учитывать возможность достижения целей. В процессе выбора целей стратегического планирования необходимо учитывать требования к целям:
достижимость,
гибкость,
измеримость,
конкретность,
совместимость с другими целями.
В результате можно решить задачи, которые необходимо решить в результате планирования инвестиционной деятельности предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Бадретдинова Г.Р. Продвижение услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной помощи (на примере деятельности республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями) // В сборнике: От идеи к воплощению - создание будущего через науку и практику. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2024. С. 11-14.
3. Бегчин Н.А. Новая система управления государственными программами: первые итоги // Финансы. 2023. № 2. С. 3-9.
4. Блинков О. Чем мультирисковое страхование посевов с государственной поддержкой отличается от программы страхования от риска чс природного // Современные страховые технологии. 2023. № 1. С. 49.
5. Борщевский Г.А. Управление государственными программами и проектами: Практическое пособие / Москва, 2023. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.).
6. Борщевский Г.А. Управление государственными программами и проектами: учебник / Сер. 76 Высшее образование. (2-е изд., пер. и доп) Москва, 2024.
7. Братченко С.А. Несогласованность целей при разработке государственных программ: обзор практики и анализ ситуаций // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 1. С. 28-46.
8. Бугаева Т.Н. Управление проектами и программами в государственном секторе // В сборнике: Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. сборник материалов XI Научно-практической конференции с международным участием. 2023. С. 42-43.
9. Букреев В.В. Федеральная государственная информационная система «реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2023613222, 13.02.2023. Заявка № 2022686611 от 29.12.2022.
10. Буттаева С.М. Национальные проекты как часть системы обеспечения национальной безопасности // В сборнике: Наука, общество и образование в условиях трансформации социально-экономической сферы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2024. С. 8-12.
11. Вагин В.В., Петрова И.В. Участие граждан в государственных программах российской федерации // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2023. № 1. С. 23-26.
12. Влияние государственной программы «Цифровая экономика РФ» на формирование образовательной среды российских образовательных учреждений / Макарычева И.В., Шишканова Г.А., Федорова Г.В. // В сборнике: Актуальные проблемы управления. сборник научных статей по итогам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2022. С. 425-429.
13. Воронина Н.В., Юдина Т.Д. Роль государственных программ в формировании устойчивого механизма развития хозяйствующих субъектов // В сборнике: современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. материалы Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2022. С. 93-96.
14. Высоцкая Н.В. Трансформация формирования и реализации государственных программ в Российской Федерации // В сборнике: Национальная безопасность и приоритеты развития России. сборник статей по материалам научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 11-23.
15. Голубев С.С. Методология внедрения проектного подхода при формировании и реализации государственных программ Российской Федерации // В сборнике: Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов Восьмой Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 278-283.
16. Государственная информационная система обработки данных опросов общественного мнения, реализации новых механизмов обратной связи с жителями московской области // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2024613969, 19.02.2024. Заявка от 19.01.2024.
17. Государственные программы формирования и внедрения цифровой экономики / Козлова К.Д., Амирова Э.Ф., Кузнецов М.Г., Бахарева О.В. // В сборнике: Научные исследования молодых ученых. Материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.э.н., профессора Л.М. Рабиновича. Казань, 2022. С. 123-132.
18. Епишева А.Ю. Управление по результатам в публичном управлении: планирование, анализ, оценка // В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки. Сборник VII национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2024. С. 1141-1145.
19. Еремеева Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учебник и практикум / Сер. 76 Высшее образование. (2-е изд., испр. и доп) Москва, 2024.
20. Заузанова Д.А.М., Плотникова Е.В. Прогнозирование и планирование развития потребительского рынка (в том числе торговли) в Краснодарском крае // В сборнике: Управление в 21 веке: проблемы и перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2024. С. 201-208.
21. Зуденкова С.А. Анализ результатов выполнения регионами государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды // Самоуправление. 2021. № 5 (127). С. 213-216.
22. Каменева С.Е. Организация коммерческой деятельности в сфере услуг: Учебное пособие / Сер. 76 Высшее образование. (1-е изд.) Москва, 2024.
23. Каранец С.М. Участие таможенных органов в осуществлении государственных программ // Бюллетень инновационных технологий. 2023. Т. 7. № 1 (25). С. 22-29.
24. Клычова Г.С., Козлова К.Д. Государственные программы формирования и внедрения цифровой экономики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. № 9 (537). С. 2-12.
25. Козлова С.В., Звягинцев П.С. Трансформация государственной программы «управление федеральным имуществом» // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 1. С. 90-105.
26. Копылова Ю.В., Козлова О.А. Роль государственных программ при регулировании занятости в сельской местности // Экономика сельского хозяйства России. 2024. № 1. С. 117-121.
27. Коробова О.О. Формирование профессиональных компетенций будущих государственных служащих в ходе реализации программы профессиональной переподготовки «Специалист по управлению персоналом» // В сборнике: Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество. сборник статей. Иваново, 2021. С. 169-181.
28. Косых А.В. Целевое обучение и социальная поддержка // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2024613553, 14.02.2024. Заявка от 08.02.2024.
29. Крапивин В.В. Целесообразность и эффективность возделывания кормовых культур в хозяйствах региона и их государственная поддержка // Научный аспект. 2024. Т. 8. № 1. С. 942-950.
30. Красикова Т.Ю., Марсадола К.В. Государственные инновационные программы: механизм формирования и реализации // В сборнике: Экономический альманах. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 197-205.
31. Купряева М.Н. Меры повышения результативности реализации государственной программы по работе с молодежью // Самара АгроВектор. 2023. Т. 3. № 1. С. 10-15.
32. Макаренко С.И., Плотникова Е.В. Прогнозирование и планирование культурной политики // В сборнике: Управление в 21 веке: проблемы и перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина. Краснодар, 2024. С. 336-340.
33. Манусаджян О.В. Госпрограммы субъектов РФ: принятые решения и новые задачи // Журнал Бюджет. 2024. № 2 (254). С. 66-69.
34. Мартынова О.Ю. О реализации задач государственных программ по формированию у детей и обучающейся молодежи ценностных ориентаций и навыков здорового образа жизни // Достижения науки и образования. 2022. № 3 (83). С. 62-70.
35. Мастеров А.И., Михина Е.В. Проблемы и пути совершенствования оценки эффективности государственных программ в российских регионах // Социальные и экономические системы. 2023. № 1-1 (39). С. 254-265.
36. Махмудов Д.Р. Государственные программы как инструмент формирования федерального бюджета // В сборнике: экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития. сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 72-78.
37. Медеуов Ж. Государственная политика Казахстана в космической отрасли: от реализации программ развития к формированию институциональной памяти отрасли // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. 2022. № 3 (140). С. 136-148.
38. Методология формирования унифицированного перечня показателей для оценки регионального вклада в реализацию государственных программ Российской Федерации / Наумов С.Н., Мартишина А.С., Екатериновская М.А., Шевченко М.В. // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2021. Т. 13. № 4 (44). С. 65-72.
39. Михальченко А.А., Коцур В.С. Особенности формирования государственных программ развития транспорта в XXI в. // В сборнике: Тихомировские чтения: Синергия технологии перевозочного процесса. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.А. Ерофеева. Гомель, 2021. С. 250-253.
40. Модель формирования предложений в государственную программу вооружения в части серийных закупок радиоэлектронной техники специального назначения на основе метода прямого перебора / Жуков Александр Михайлович // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022684857, 19.12.2022. Заявка № 2022683318 от 29.11.2022.
41. Наумова Т.А., Соловьева Д.И. Влияние эффективности реализации государственных программ на развитие сельского хозяйства // В сборнике: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2024. С. 87-91.
42. Нормативы в здравоохранении как инновационный подход к формированию программы государственных гарантий / Обухова О.В., Кадыров Ф.Н., Чилилов А.М., Ендовицкая Ю.В. // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 4. С. 1253-1270.
43. Оказание стоматологической помощи в рамках программы государственных гарантий кыргызской республики по городу бишкек / Калиев Марат Темирбекович, Закирова Альбина Зарылбковна, Азизбекова Жыпара Азизбековна // Здравоохранение Кыргызстана. 2023. № 1. С. 92-97.
44. Павлова С.Ю., Героев Н.В. Роль государственных программ в формировании расходной части федерального бюджета // Oeconomia et Jus. 2021. № 2. С. 21-29.
45. Палагина О.А. Реализация государственной программы Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы» // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12. № 2. С. 153-159.
46. Панявина Е.А., Поцелуев С.А. Деятельность управления лесного хозяйства воронежской области в рамках реализации государственной программы Воронежской области «развитие лесного хозяйства» // В сборнике: актуальные проблемы экономики, менеджмента, права и информационных технологий: теория и практика. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2023. С. 135-140.
47. Парфенцев К.А. Правовое регулирование реализации государственных программ: аспекты поддержки малого бизнеса // Юридическая наука. 2024. № 2. С. 69-74.
48. Проблемы достижения целевых показателей национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Ионов В.А., Строков А.А., Гонтарь В.Н. // Финансовая экономика. 2024. № 1. С. 132-134.
49. Программный комплекс «государственная информационная система санкт-петербурга «реестр государственных программ санкт-петербурга». Ver. 2023» // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2024613080, 08.02.2024. Заявка от 25.01.2024.
50. Раххаль А.Л. Характеристика института государственных закупок в Российской Федерации // Академическая публицистика. 2024. № 2-1. С. 180-190.
51. Родионова Д.В., Емельянова Е.В. Анализ реализации государственной программы «цифровая экономика Российской Федерации» в Калужской области // Экономические исследования и разработки. 2024. № 1. С. 92-103.
52. Саргсян А.Р. Проблемы и перспективы финансирования государственных программ в РФ // Научный аспект. 2024. Т. 9. № 1. С. 1051-1057.
53. Чикунова М.Е. Развитие жилищной политики в россии за период 1991-2000 годы // В сборнике: Актуальные научные исследования. сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза, 2024. С. 10-14.