Фрагмент для ознакомления
2
Институты развития – специализированные государственные (квазигосударственные) корпорации (компании), деятельность которых направлена на устранение «провалов рынка», сдерживающих экономическое и социальное развитие страны. Конкретнее речь идет о решении четырех основных задач: преодолении провалов рынка в сфере инноваций («квазиинноваций»); устранении институциональных провалов (формировании отсутствующих, но необходимых сегментов рынка); развитии экономической (энергетика, транспорт, другие коммуникации) и социальной инфраструктуры; элиминировании существенных региональных дисбалансов развития. Основные различия между типами институтов развития определяются сферами их деятельности и набором используемых инструментов .
Наиболее масштабной является деятельность универсальных банков развития, как правило, реализующих весь спектр перечисленных задач. Такие банки часто выполняют роль штаба, координирующего деятельность других национальных институтов развития.
Таблица № 1
Основные типы институтов развития
Сфера деятельности Инструменты
Универсальный набор отдельные
Все сферы
Отдельные отрасли
Отдельные сферы Отрасли промышленности.
Инфраструктура
Сельское хозяйство
Услуги
Строительство
Внешняя торговля и международное сотрудничество
Прикладные инновации
Инновации в стратегических сферах
Социальная сфера и региональное развитие
Универсальные банки развития
Отраслевые банки развития
Экспортно-импортные банки
Государственные и квазигосударствнные инновационные фонда
Агентства по развитию стратегических технологий
Фонды социального и регионального развития
Не обнаружены
Специализированные фонды и агентства (лизинговые, кредитные, инвестиционные)
Экспортные страховые агентства
Фонды фондов, посевные фонды, сети «центров превосходства» и др.
Не обнаружены
Ипотечные агентства
В соответствии с одним из наиболее признанных определений банки развития (БР) – специализированные финансовые институты, обеспечивающие долгосрочное финансирование таких проектов, которые создают значительные позитивные внешние эффекты (экономические и социальные), но при этом не могут быть полностью профинансированы частным сектором. В подавляющем большинстве случаев основным собственником БР является государство. В тех случаях, когда в качестве основного собственника БР выступает частный сектор, государство в лице своих представителей играет стратегическую роль в управлении банками.
Сегодня в мире насчитывается около 750 БР (без учета межгосударственных), деятельность которых охватывает большинство стран. Важную роль БР играют в экономиках таких крупных стран, как Германия, Япония, Италия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др.
На БР приходится значительная доля совокупных банковских активов в крупных регионах и странах мира (например, Южная Азия - 12%, Латинская Америка - 10%, Германия - 8%4), а также существенная доля выданных национальными банками кредитов (в странах Латинской Америки - в среднем 30%). Во многих странах как развивающихся, так и развитых БР входят в число крупнейших национальных банков. Так, германский Кредитный институт для восстановления (Kreditanstalt fur Wiederaufbau - KfW) устойчиво входит в десятку крупнейших банков страны. Совокупные банковские активы группы KfW превышают 350 млрд. евро. KfW является пятым в Европе эмитентом ценных бумаг после правительств Германии, Великобритании, Франции и Италии .
К секторам, на которые деятельность БР оказывает наиболее сильное воздействие, относятся экономическая и социальная инфраструктура (энергетика, транспорт, связь, ирригация, жилищное строительство, здравоохранение, образование), капиталоемкие отрасли промышленности (нефтедобывающая, металлургия, химия и нефтехимия, тяжелое машиностроение и др.), сельское хозяйство. Например, в крупных странах Латинской Америки на БР приходится от 30 до 60% всех кредитов, полученных сельским хозяйством .
БР сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и базовых отраслей промышленности в таких развитых странах, как Германия, Италия, Япония. В более поздний период БР внесли существенный вклад в технологическое перевооружение энергетики, автомобилестроения, рыбной промышленности Японии; в энергосбережение, развитие коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство Германии. В странах Латинской Америки за счет инвестиций БР были созданы новые отрасли национальных экономик (прежде всего, в добывающей промышленности и машиностроении).
Велика роль БР и в стимулировании развития отстающих регионов различных стран (Бразилии, Мексики, Японии и др.).
Деятельность БР в различных странах нацелена на решение следующих задач: обеспечение национальным компаниям доступа к долгосрочному финансированию, формирование национальных рынков долгосрочного капитала; осуществление инвестиционных проектов в отраслях экономической и социальной инфраструктуры, а также в сельском хозяйстве; поддержка новых областей деятельности, развитие которых стратегически значимо для национальной конкурентоспособности, но сдерживается «провалами рынка»; осуществление инвестиционных проектов, обеспечивающих выравнивание региональных диспропорций развития; создание малому и среднему бизнесу условий для доступа к финансированию и необходимым информационно-консультационным услугам; реализация инвестиционных проектов, предусмотренных программами международного сотрудничества; поддержание стабильности кредитных и финансовых рынков в условиях кризисов (компенсация сжатия частного сектора финансовых услуг).
Условием, от которого зависит конкретный набор задач, реализуемых БР в той или иной стране, является уровень развития частного финансового сектора. Принципиальное требование, лимитирующее деятельность БР – избегать конкуренции с частными финансовыми институтами, - нередко закрепляется специальным законодательством, регулирующим деятельность национальных БР, а также уставными документами БР. Считается, что такая конкуренция подавляет развитие частного финансового сектора и может служить источником финансовых кризисов. Чтобы удержать свои позиции на рынках, частные банки будут вынуждены принимать на себя более высокие финансовые риски, чем это допустимо с точки зрения сохранения их устойчивости. Кроме того, им придется значительно снизить стоимость своих услуг, что препятствует капитализации банков. Последнее также негативно скажется на их устойчивости.
Соответственно, чем более развит, диверсифицирован и устойчив частный финансовый сектор, тем больше сужено поле деятельности БР. Закономерно, что в последние два десятилетия в странах (развитых и ряде развивающихся) деятельность БР в основном концентрируется на задачах развития инфраструктуры, поддержки малого и среднего бизнеса, осуществления международных проектов на рынках третьих стран.
Способы и инструменты реализации задач. Выделяются два способа реализации БР основных задач своей деятельности, качественно различающиеся по набору используемых инструментов. Первый способ предполагает опору преимущественно на собственные финансовые, организационные и технологические ресурсы и лишь фрагментарное использование частного софинансирования и организационно-технологической помощи. Второй основан на катализе частных инвестиций в приоритетные сферы (путем предоставления гарантий и страхования рисков, помощи компаниям в привлечении ресурсов на международные рынки, поддержки фондов, осуществляющих долгосрочные инвестиции, использования различных форм частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов и т.д.).
В последнее десятилетие предпочтение отдается второму способу решения задач. Этот способ увеличивает масштаб воздействия БР на экономику («эффект рычага»), а также снижает риски неэффективного использования средств БР.
В своей деятельности БР используют следующие инструменты.
Долгосрочные кредиты и займы - основной инструмент.
На долю долго- и среднесрочных кредитов приходится большая часть выдаваемых БР ссуд (Латинская Америка - более 60%, в том числе БР, не привлекающие счета и депозиты частного сектора, - 80%). Большинство кредитов БР предоставляется по ставкам ниже средних рыночных. При этом, чем менее развит в стране финансовый сектор, тем, как правило, значительнее «премия» относительно средней рыночной цены денег.
Перспективной формой долгосрочного кредитования, используемой рядом БР -специализированных банков, предназначенных для финансирования муниципальных инвестиционные программ, - таких, как Finance Corporation for Municipal Enterprises (Япония), KommuneKredit (Дания), Credit Municipal (Франция) - является кредитование широкого круга близких по параметрам заемщиков посредством специально создаваемого для этих целей учреждения - «облигационного банка» (bond bank). На балансе последнего консолидируется пул таких ссуд, который финансируется за счет выпуска облигаций. Часть из них может быть выкуплена самим БР.
Краткосрочные кредиты и займы. Возможность использования данного инструмента ограничена. Как правило, краткосрочный сегмент кредитного рынка является одной из основных сфер деятельности коммерческих банков, и следовательно, применение краткосрочных кредитных инструментов может привести к нежелательной конкуренции БР с коммерческими банками. Поэтому краткосрочное кредитование используется в двух случаях, практически исключающих прямую конкуренцию с частным финансовым сектором. Во-первых, оно применяется в качестве вспомогательного инструмента, предоставляемого партнерам БР в пакете с другими (например, краткосрочное кредитование экспортных сделок в комплексе с долгосрочными кредитами и другими продуктами, обеспечивающими реализацию инвестиционных проектов). Во-вторых, оно предназначено для предоставления краткосрочных сезонных ссуд аграрному сектору. В этом сегменте зачастую существует дефицит предложения кредитов со стороны частных кредитных организаций (из-за высоких рисков, низкого уровня собственного капитала, нехватки ликвидных объектов залога у потенциальных заемщиков) .
БР часто выступают в качестве организатора и одного из ключевых кредиторов синдицированных займов компаниям, реализующим масштабные инвестиционные проекты. В процессе организации национальные БР привлекают к финансированию таких проектов широкий круг кредиторов, включая крупнейшие транснациональные банки и международные БР .
Данный инструмент имеет особую значимость для развивающихся рынков. Прежде всего, это связано с высокими рисками вложений на таких рынках. Как следствие привлечение к финансированию крупных проектов частных и иностранных ресурсов требует инструментов разделения рисков между несколькими кредиторами.
Секьюритизация, т.е. эмиссия БР (или специальной компанией, создаваемой БР) ценных бумаг, обеспеченных пулом однотипных финансовых инструментов из активов БР, позволяет решать широкий спектр вспомогательных задач: формировать новые национальные рынки, выводить на рынок новые компании и виды активов; повышать устойчивость БР, управляя срочной структурой и рисками портфеля активов (путем продажи секьюритизированных активов на рынке); увеличивать масштаб воздействия БР на экономику. Высвобождаемые в результате продажи секьюритизированных активов средства могут использоваться для новых финансовых вложений, которые впоследствии также могут быть секьюритизированы. В развитых странах такие схемы активно применяются, в частности, для финансирования малого и среднего бизнеса, инновационных фирм, инвестиций в социальную инфраструктуру.
Операции с акциями и квазиакционерными инструментами (конвертируемыми облигациями, субординированными займами).
К основным видам этих операций относятся: помощь компаниям-партнерам в организации и проведении первичного публичного размещения акций на рынке (IPO); покупка и продажа акций и квазиакционерных инструментов, прямые инвестиции в компании-партнеры.
Обычно покупка акций и прямые инвестиции осуществляются на стадии начала финансирования инвестиционных проектов, а выход БР из капитала компаний и продажа акций – по завершении финансируемых проектов и достижении компаниями стадии зрелого бизнеса.
Продажа акций из портфеля БР одновременно может преследовать и цели стимулирования развития частного финансового сектора. Вывод этих акций на рынок способен восполнять нехватку привлекательных активов для вложений со стороны формирующегося национального страхового сектора и частных пенсионных систем. (Такой механизм, например, успешно применялся в Бразилии и Чили); создание и поддержка деятельности инвестиционных фондов, вкладывающих средства в акции национальных компаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Р.Б., Галимов К.Т. Небанковские кредитные организации как часть банковской системы и национальной платежной системы // Фундаментальные исследования. 2020. № 5. С. 9-15.
1. Адаменкова А.А. Внедрение роботизированных систем в банковскую систему Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка. Материалы Х Международной научно-практической конференции студентов и учащихся. Главный редактор: Е. В. Гордеева Ответственный за выпуск: Л. А. Горбунова. 2021. С. 8-13.
2. Андреев М.А. Экономическая безопасность в банковской системе: сущность, факторы, влияющие на стабильность системы национальной экономики // Студенческий форум. 2022. № 4-2 (183). С. 45-48.
3. Антоненко С.В. Рост конкуренции банковских систем и систем электронной коммерции // Экономика. Социология. Право. 2019. № 2 (14). С. 9-15.
4. Аубакирова М.Б. Экономическое содержание и классификация финансовых институтов развития // В сборнике: научные исследования 2022. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 102-105.
5. Бас В.С., Багрицевич А.А. Банковская система государства: состав, значение, направления развития / В книге: Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Материалы ХП Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов. В 3-х частях. Редколлегия: С.И. Романюк [и др.]. Минск, 2022. С. 64-65.
6. Бенц Д.С. Доверие как институт развития бизнеса // В книге: Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем. Сборник аннотаций докладов Второй Всероссийской научной конференции памяти академика А. И. Татаркина. Под бщей редакцией В.И. Бархатова, Д.А. Плетнёва, Д.С. Бенц. 2018. С. 14.
7. Бирюков Е.В. Предприятие как особый институт развития современной экономики // Проблемы современной экономики. 2022. № 4 (84). С. 83-87.
8. Брыкин К.И. Подходы к определению понятия «институт развития»: финансово-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2019. № 2. С. 49-57.
9. Брыкин К.И. Финансово-правовое регулирование деятельности финансовых институтов развития: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт государства и права российской академии наук. 2022.
10. Взаимодействие ОАО Россельхозбанк и аграрного сектора / Полонкоев С.М.М., Оздоева З.Х., Полонкоева Ф.Я. // В сборнике: Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 116-117.
11. Гамукин В.В., Мирошниченко О.С. Среднедушевые доходы населения в системе измерения устойчивости кредитно-сберегательных операций банковской системы России // Вестник НГУЭУ. 2021. № 1. С. 124-144.
12. Зайцева А.Р., Малашенко А.А. Биометрическая система идентификации как способ защиты банковских информационных систем от мошенничества // В сборнике: таможенное администрирование и экономическая безопасность в цифровой экономике. материалы всероссийской научно-практической конференции. Брянск, 2019. С. 458-461.
13. Земсков Е.А. Современные особенности развития системы риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита в российской банковской системе // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S2.
14. Значение банковской системы в современной рыночной системе / Ахмедов А.Г., Липчиу Н.В., Храмченко А.А. // В сборнике: Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета «Финансы и кредит» Кубанского государственного аграрного университета. Сост. Н.В. Липчиу, А.А. Храмченко. Краснодар, 2023. С. 32-38.
15. Ильченко Е.Ю., Гисцева В.А. Система безналичных расчетов в банковской системе РФ // В сборнике: Учетно-финансовые инструменты в цифровой экономике: состояние, проблемы, форсайт. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 88-95.
16. Кетко А.Н. Функциональное назначение центральных банков в системе многоуровневых банковских систем в контексте сравнительно-правового анализа // В сборнике: Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве. Сборник докладов XI международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Ростов-на-Дону, 2021. С. 288-290.
17. Климова Е.З. Система рефинансирования банковского сектора и ее влияние на параметры ликвидности банковской системы // Финансовая экономика. 2019. № 9. С. 63-66.
18. Кузнецов Н.В. Система стратегического планирования банковской системы России в современных условиях // Флагман науки. 2023. № 9 (9). С. 626-628.
19. Кузнецов С.В. Понятие банка развития как финансового института развития // Юрист. 2020. № 12. С. 59-67.
20. Магомедов С.А., Лашманова К.А. Понятие, сущность и виды рисков, возникающих в банковской системе, как института финансовой системы // Теория и практика современной науки. 2019. № 11 (53). С. 216-221.
21. Минин Д.Л., Жуйчжоу Ч. Стабилизирующая роль коммерческой банковской системы в финансовой системе // В сборнике: Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности. Материалы Четвертого Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2023. С. 142-149.
22. Модернизация автоматизированной системы управления локальной вычислительной сети банковской системы / Гаврилова Д.В., Игнатьев С.А., Сизов Ю.С. // Инженерный вестник Дона. 2019. № 6 (57). С. 33.
23. Николаева Ю.Н., Белова М.В. Банковская система. Особенности банковской системы в Беларуси / В книге: Тезисы докладов 52-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. Тезисы докладов 52-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. 2019. С. 107-108.
24. Опыт функционирования банковских систем германии и сша в контексте реформы банковской системы российской федерации / Сальникова А.С., Дождева Е.Е., Савинов О.Г. // Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2019. № 1-3. С. 121-125.
25. Организация предпринимательского взаимодействия ОАО Россельхозбанк и аграрного сектора / Полонкоева Ф.Я., Китиева М.И., Орцханова М.А. // Colloquium-Journal. 2019. № 26-9 (50). С. 63-64.
26. Орлова И.В., Соболь И.Р. Уполномоченные экономические операторы как институт развития внешней торговли // В сборнике: Вопросы идентификации и классификации товаров в таможенных целях. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 61-64.
27. Осмоловец С.С., Герасим О.Ч. Многосторонние финансовые институты развития и их формы на примере стран восточной Азии // Бухгалтерский учет и анализ. 2021. № 9 (297). С. 43-49.
28. Применение OLAP-кубов в рамках работы банковских систем и систем поддержки целевого маркетинга / Попова В.В., Колесникова А.А., Питолин А.В. // В сборнике: Научная опора Воронежской области. Сборник трудов победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов и аспирантов ВГТУ по приоритетным направлениям развития науки и технологий. Воронеж, 2020. С. 186-188.
29. Пути повышения эффективности корпоративной системы управления проектами в банковской системе / Мкртчян А.О., Исраелян Х.С., Хачатрян Г.Л. // В сборнике: управление бизнесом и цифровая экономика: перспективы и пути социально-экономического развития. материалы Международной научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 126-135.
30. Рахимиан М.М. Иранская платежная система «Шетаб» и перспективы иранской системы банковских карт в зарубежных странах // Вестник университета. 2020. № 4. С. 174-181.
31. Сальный А.М. Особенности внедрения системы быстрых платежей в российскую банковскую систему // Международный журнал информационных технологий и энергоэффективности. 2023. № 12 (38). С. 83-91.
32. Саъдуллозода С.С. Концепция развития банковской системы и ее устойчивой финансовой системы // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2022. № 1 (40). С. 236-243.
33. Смагина Н.А., Каневская А.Э. Влияние внедрения автоматизированных систем в банковской системе // В сборнике: Информационные технологии, системный анализ и управление (ИТСАУ-2023). Сборник трудов XХI Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Таганрог, 2023. С. 137-140.
34. Солонина С.В. Перспективы внедрения системы блокчейн в банковской системе // Экономика и предпринимательство. 2020. № 9 (122). С. 991-996.
35. Сугарова И.В., Кодзаев Т.К. Система страхования вкладов как элемент устойчивого развития банковской системы // В сборнике: Потенциал банковского кредитования: факторы расширения, принципы использования, влияние рисков, социальная значимость. сборник научных статей. Владикавказ, 2020. С. 56-66.
36. Формирование стратегического набора в системе управления финансовой устойчивостью банковской системы / Ковач М.И., Индус К.П., Шелемон Л.М. // Формирование рыночных отношений в Украине. 2019. № 6 (217). С. 25-30.
37. Целовальникова Ю.В. Разработка экспертной системы для отдела поддержки департамента сопровождения банковских систем // В сборнике: молодежь ХХI века: шаг в будущее. Материалы XX региональной научно-практической конференции: в 3 томах. 2019. С. 222-223.
38. Шаптала А.Р. Организация системы банковского менеджмента в качестве составляющего элемента системы управления банком // Экономика и социум. 2020. № 12 (79). С. 483-486.
39. Ezrokh Yu. Problems of establishing the practice of remote identication of clients in the russian banking system (economic aspects) // St Petersburg University Journal of Economic Studies. 2020. Т. 36. № 2. С. 266-286.
40. The banking system of Russia in the context of digitalization / Aleksandrova L.S., Berdyshev A.V., Guseynov R.M., Makeev A.V., Matveevsky S.S., Sigarev A.V., Zakharov Yu.S., Zakharova O.V., Zeleneva E.S. / Riga, 2022.