Фрагмент для ознакомления
2
Значение языковой культуры в жизни общества трудно переоценить. Нас всегда волнует судьба родного языка, но внимание к языку особенно обостряется в наиболее активный период общественной жизни страны, когда в центре внимания оказываются национальная культура, правосознание, идеологическая культура, способы формирования поведения человека. В неспокойное время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе размывания русского языка, утраты его облика и смысла [3, с. 26]
Являясь нашим национальным языком и одним из международных языков, русский язык нуждается в постоянной защите со стороны государства. В настоящее время разработана федеральная программа поддержки русского языка, создан Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Государственная политика в отношении русского языка определяется следующим положением: "Русский язык - основа духовной культуры российского народа. Русский язык - основа духовной культуры российской нации, формирующая и объединяющая нацию, связывающая поколения, обеспечивающая преемственность и постоянное обновление национальной культуры».
От состояния русского языка во многом зависит престиж русской нации и восприятие русских в различных культурах. Многие выдающиеся русские писатели, ученые и общественные деятели внесли значительный вклад в формирование русского языка и его литературных норм в народной языковой традиции. Русский язык занимает достойное место среди языков благодаря развитому словарному запасу, богатству фразеологических оборотов, гибкости и способности выражать новые явления культуры, науки и литературы.
Русский язык выполняет различные функции в зависимости от социальной и региональной принадлежности говорящего, сферы общения, цели и типа коммуникации. Род занятий, возраст, пол, общественно-политические предпочтения, эмоциональное состояние - все это определяет особенности речевого поведения. Время оказывает немалое влияние на языковую культуру как отдельного человека, так и общества в целом. Современная языковая культура российского общества претерпела самые разнообразные изменения. В последние годы появилось достаточное количество статей и сборников, направленных на анализ процессов, происходящих в языке, а точнее, в современной речи (см., например, коллективную монографию "Русский язык во второй половине XX века").
Являясь общенациональным средством общения, письменный язык постоянно взаимодействует с различными формами национальных языков, включая региональные языки (двуязычная или многоязычная среда), диалекты, городские говоры, терминологию и специализированные языки. Русский язык, несмотря на гибкое и разнообразное развитие на протяжении всей своей истории, остается неизменным [3, с. 26].
В связи с этим неизбежно возникла и остается актуальной проблема нормализации русского языка и выработки единой кодифицированной грамматики. Поэтому Г.О. Винокур справедливо отмечал: «Целью языковой политики должен быть сам язык. В противном случае язык - это не культурная или языковая политика, а лишь средство, объект для достижения целей политической политики» [7, с. 255].
Языковая культура - очень широкое понятие, которое неоднозначно трактуется не только среди неспециалистов общества в целом, но и среди самих лингвистов. Умение ясно и доходчиво выражать свои мысли, правильно и красиво говорить, удерживать внимание слушателя и убеждать его в чем-то - важная черта профессиональной компетенции специалистов с высшим образованием в любой области.
Рассмотрим наиболее важные определения этого понятия.
Л.И. Скворцов определяет его следующим образом: «Языковая культура - это владение нормами устной и письменной речи (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.) и умение совместно использовать выразительные языковые средства в различных коммуникативных ситуациях и умение использовать их в соответствии с целью и содержанием речи». Позиция ученого заключается в разграничении таких компонентов языковой культуры, как "правильность" (владение письменными нормами) и "мастерство" (к которому, по мнению автора, относится и выразительность речи).
Определяя понятие языковой культуры, Е.Н. Ширяев, во-первых, имеет в виду усвоение языковых норм и выбор языковых средств, дающих наибольший эффект в достижении коммуникативных целей, а во-вторых, рассматривает языковую культуру как отрасль языкознания, направленную на нормализацию речи [3, с. 26]
Д.Э. Розенталь считает, что культурная речь – это речь, "характеризующаяся национальным своеобразием, точностью смысла, лексическим богатством и разнообразием, грамматической правильностью, логической структурой и художественной выразительностью". В своих работах автор делает акцент на грамматической правильности разговорного языка.
Б.Н. Головин в своем фундаментальном труде "Основы культуры устной речи" перечисляет три объекта дисциплины "Культура устной речи". Культура речи – это совокупность и система ее коммуникативной целостности.
А.А. Мурашов отмечает, что "истинная культура речи - это не определение, а совокупность конкретных фактов, делающих речь разборчивой, точной, логичной, эффективной, выразительной, без уродливых элементов и, конечно, уместной" [24, с. 16].
Термин "культура речи" полисемичен. Во-первых, он может пониматься в широком смысле, с синонимом "культура языка" (в этом случае речь идет о потенциальных характеристиках текстов, являющихся образцами письменности, и языковой системы в целом). Во-вторых, в более узком смысле, языковая культура – это конкретная реализация языковых свойств и потенциальных возможностей в условиях языковой системы в целом.
Во-вторых, в более узком смысле, речевая культура – это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения (устного и письменного). В-третьих, культура речи – это самостоятельная область лингвистики.
Культура речи изучается в трех аспектах: нормативном (изучение и систематизация языковых норм), коммуникативном (изучение и функциональная дифференциация средств выражения языка) и этическом (речевой этикет, описание эффективных приемов общения).
Культура речи как особая область лингвистики оказывается именно тем, что необходимо для защиты интересов письменного языка, а значит, и национальных интересов. Не случайно и в развитых, и в развивающихся странах, где растет национальное самосознание, развитие письменности является одним из приоритетов государства [3, с. 26].
Когда говорят о культуре устного общения, культуре речи, обычно имеют в виду соблюдение норм письменного языка и безошибочную речь (правильное ударение, нормативные словосочетания и т. д.). Безусловно, следование нормам и правилам - важное условие культуры речи, но не единственное.
Тексты разного назначения (функциональной направленности) имеют свои композиционные закономерности, знание которых необходимо культуре для овладения функциональным разнообразием языков. Способность владеть всеми функциональными разновидностями языка и свободно переходить с одного языка на другой - необходимое качество для культуры устного общения. Носители письменных языков отличаются от носителей общих языков, которые говорят почти одинаково во всех ситуациях общения.
Чешский лингвист К. Хаузенбрас подчеркивает значительную роль коммуникативного элемента в языковой культуре. Нет ничего парадоксального в том, что мы можем говорить на одни и те же темы, потому что мы не говорим об одних и тех же вещах на одном и том же языке".
Нет ничего парадоксального в том, что можно говорить на одни и те же темы на нелитературном языке и казаться более образованным, чем другие носители литературного языка"
Современная эпоха – это эпоха свободы слова, одного из неотъемлемых прав человека. Однако это право требует умения пользоваться самым драгоценным даром, данным человеку, - способностью общаться, убеждать и доказывать чувства, мысли и знания - даром речи.
Поскольку способность выражать свои мысли с помощью языка имеет огромное значение для человечества, обучение всем видам речевой деятельности должно занимать достойное место в образовательном процессе, как для детей, так и для взрослых.
Речь преподавателей высшей школы – это наиболее точная и эстетически оправданная специфическая организация письменного языка, тогда как нелитературные элементы допустимы лишь в строго ограниченных обстоятельствах и стилистических условиях [14, с. 45].
Культура устной речи связана с такими коммуникативными качествами речи, как точность, меткость, логичность, выразительность, чистота, богатство и уместность. Владение научной терминологией обеспечивает знание фактов, владение основными понятиями данной науки, понимание связей между ними, умение устанавливать ассоциации между известными фактами и новыми понятиями, умение использовать их в практическом анализе и при организации профессионального диалога. Умение строить единую научную речь связано с владением речевыми системами построения научных текстов. Основным способом формирования этих умений является наблюдение и анализ образцов научной речи, что создает основу для построения и совершенствования самостоятельных высказываний в научном стиле.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелева, И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004.
2. Аримбекова А. Г. и др. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. – 2020. – С. 123-125.
3. Арчаков Р. А., Нальгиева Л. А. Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники //Среднее профессиональное образование. – 2015. – №. 10. – С. 26-30.
4. Батракова С. Педагогическое общение как диалог в культуре //Высшее образование в России. – 2002. – №. 4. – С. 77-83.
5. Бойко И. Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – №. 10-13. – С. 11-16.
6. Везетиу Е. В., Ваганова О. И. Проблема определения структурных компонентов педагогического такта как одной из составляющих профессионального мастерства учителя //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 59-1. – С. 93-95.
7. Винокур Г. О., Цейтлин Р. М., Винокур Т. Г. Язык литературы и литературный язык //Контекст: Литературно-теоретические исследования. – 1983. – Т. 1982. – С. 255-289.
8. Галакова М. В. Особенности профессионального общения учителя //ББК 88 П 86. – 2011. – С. 308.
9. Десяева Н.Д. Культура речи педагога : [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2006.
10. Добрыдень А. В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. – №. 2. – С. 11-14.
11. Дониёрова Л. Х. Культура речи в профессиональной деятельности учителя //GOLDEN BRAIN. – 2023. – Т. 1. – №. 1. – С. 315-322.
12. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности //Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – №. 2. – С. 716-721.
13. Интернет-ресурс «Открытый урок. Первое сентября» Культура общения педагога Твеленов С.В. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684323 (Дата обращения: 10.04.2024)
14. Исаханова М. Культура речи учителя высшей школы //Ученый XXI века. – 2016. – №. 6-2 (19). – С. 45-48.
15. Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Культура самопрезентации как составляющая педагогического общения //Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. – 2017. – №. 1. – С. 133-138.
16. Колмогорова И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя //Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2008. N 60, вып. 24. – 2008.
17. Кузнецова В. В. Коммуникативно-речевая культура как основа профессиональной этики будущего учителя //Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №. 6-2. – С. 23-25.
18. Кузнецова В. В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика //Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №. 6-1. – С. 58-60.
19. Кулагина Н. В., Канафина А. С. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры учителя //Концепт. – 2013. – №. 3 (19). – С. 42-48.
20. Культура профессионального общения педагога / Е. В. Петрова, Н. О. Стегачева, Л. С. Зверева [и др.]. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5213/ (дата обращения: 10.04.2024).
21. Мардахаев Л. В. Педагогическая культура социального педагога, ее сущность и содержание //ЦИТИСЭ. – 2020. – №. 3. – С. 300-313.
22. Михальская, А.К. Педагогическая риторика: история и теория. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.
23. Михеева Т. Б. Профессиональная компетентность и коммуникативная компетенция учителя //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – №. 2. – С. 154-156.
24. Мурашов, А.А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
25. Рамзаева Т. Г. О языковой подготовке учителя //Начальная школа. – 2007. – №. 5. – С. 81-82.
26. Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 10.04.2024).
27. Скворцов А. К. О языке современной русской научной литературы //Русский орнитологический журнал. – 2015. – Т. 24. – №. 1135. – С. 1429-1448.
28. Токпаева, М. А. Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса / М. А. Токпаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3839/ (дата обращения: 10.04.2024).
29. Усанова, О.Г. Культура профессионального речевого общения: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2008.
30. Усанова О. Г. Культура речи основа коммуникативной компетентности педагога вуза //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – №. 1. – С. 43-47.
31. Усанова О. Г. Речевая культура как основа профессиональной культуры педагога //Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №. 4-2. – С. 124-125.
32. Шарипова Д. Я., Арбобова Ф. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ //Вестник Таджикского национального университета. – 2017. – №. 3-4. – С. 194-197.