Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Стремительное ускорение темпов научно-технического прогресса, наблюдающееся в XXI в., обусловливает качественное изменение всех сфер и сторон жизнедеятельности общества. Государство как ключевой субъект, осуществляющий управление обществом, объективным образом призвано стимулировать процессы создания, внедрения и распространения инноваций на своей территории, ибо от этого на сегодняшний день зависит его положение в системе всемирного разделения труда, его место в иерархии современного мироустройства.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании политики в сфере науки.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие политику в сфере науки.
Целью исследования является анализ политики в сфере науки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть законодательство как основу политики в сфере науки;
2.исследовать сущность и цели государственной научно-технической политики;
3.определить особенности разработки государственной политики в сфере науки;
4.проанализировать мероприятия по реализации государственной политики в сфере науки.
В качестве методов исследования использованы общенаучные (диалектико-материалистический метод, анализ и синтез) и специальные познавательные методы (метод сравнительного правоведения, формально-логический, исторический, системно-структурный, метод юридического моделирования).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем политики в сфере науки.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их применения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предложенные практические рекомендации по совершенствованию политики в сфере науки.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: Артамонов В.С., Вольчик В.В., Горбушин В.А., Давыдова Н.С., Демченко О.С., Знаменский Д.Ю., Лаур А.Д., Мухитдинов Р.Д., Никаева Р.М., Солдатова У.А., Тешабоева З.Т., Фролова Н.Д. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты государственной политики в сфере науки
1.1.Законодательство как основа политики в сфере науки
Политики в сфере науки является составной частью государственной социально-экономической политики, выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направленность, формы деятельности и внедрения научно-технических результатов государственных органов Российской Федерации в сфере науки и техники .
Основными целями политики в сфере науки являются: развитие, рациональное распределение и эффективное использование научно-технического потенциала; повышение вклада науки и техники в развитие национальной экономики; реализация важнейших социальных задач; обеспечение поступательных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции; улучшение экологической обстановки и информационных ресурсов государственной защита, укрепление обороноспособности государства, повышение качества информационных ресурсов государства и качества производимой им продукции.
Принципы реализации научно-технической политики включают: признание науки как сферы социальной значимости; гласность и использование различных форм общественного обсуждения при выборе приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и экспертизе научно-технических программ и проектов (реализация которых осуществляется на конкурсной основе); фундаментальные научные исследования включает обеспечение гарантий приоритетного развития науки, технологий и техники, поддержку конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере науки и техники.
Основным документом, определяющим научно-техническую политику России, является Доктрина развития науки РФ, утвержденная Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года .
Законодательство в сфере науки в нашей стране начало складываться как система только с 1990-х годов. Основу данного института на федеральном уровне составляют нормы Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), закрепляющие конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (ч. 3 ст. 13), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых носят антиконституционный характер (ч. 5 ст. 13), необходимость соблюдения объединениями граждан Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15), право на объединение, а также на свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30), гарантии от принуждения к вступлению в общественное объединение и пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30) и др.
Кроме конституционных положений, существует ряд специальных федеральных законов, детально регламентирующих правовое положение отдельных видов общественных объединений: федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях".
В Российской Федерации наука и ее научный потенциал рассматриваются как национальное достояние, определяющее будущее страны, и являются государственным приоритетом. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития является документом стратегического планирования, на основе которого формируется единая платформа для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ. Кроме того, среднесрочные прогнозы и плановые документы формируются на основе аналитических исследований и прогнозов международных и национальных научных институтов, крупных предприятий, международных профессиональных ассоциаций, патентно-статистической информации, международных и российских баз данных научных журналов и т.д. (Прогнозы научно-технологического развития Российской Федерации). (Прогнозы научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года). Приоритетные направления государственной научно-технической политики регулярно, не реже одного раза в четыре года, формируются научным сообществом с целью уточнения ориентиров развития научно-технического потенциала с учетом мировых тенденций (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 340 ).
Основой эффективности социально-экономического и культурного развития современной страны является ее научно-технический потенциал, а также природные и трудовые ресурсы. В современном мире наблюдается повышение значимости фундаментальной науки и рост наукоемких производств. Создаются предпосылки для перехода к развитию науки и техники на новых принципах, формируются новые формы организации и финансирования научно-технической деятельности. Правительство приняло ряд мер по поддержке молодых ученых. Российская академия наук долгое время была крупнейшим в стране центром фундаментальных исследований.
Одной из наиболее серьезных проблем является финансирование науки в России. Есть основания полагать, что потребность в научных исследованиях и разработках в нашей стране постепенно начинает осознаваться государством. Реализуются масштабные проекты в области научно-технологических прорывов в сфере национальной обороны, улучшается общая научная обстановка. Потенциал отечественной фундаментальной науки показывает, что при увеличении финансирования и создании эффективной системы управления научно-исследовательскими институтами РАН можно достичь высокого уровня развития по большинству наукоемких направлений исследований, наиболее важных для инновационного развития страны .
Интерес коммерческих организаций к научным исследованиям как средству повышения конкурентоспособности страны постепенно растет. За последнее десятилетие были созданы и продолжают создаваться фонды поддержки науки.
Средства, выделяемые этими фондами, используются в виде грантов (субсидий), распределяемых на конкурсной основе, для финансирования ведущих научных проектов, издательской деятельности и организации научных конференций. Эта система также вносит элемент соревновательности в научное сообщество и способствует формированию новых, принципиально иных механизмов функционирования науки.
Одним из основных направлений развития и активизации науки является создание центров инновационной деятельности. Несомненно, проект "Сколково" станет символом модернизации и инновационной науки в России, новым современным технологическим центром, задуманным как российская версия Силиконовой долины в США и подобных центров в других зарубежных странах.
Правительство предпринимает и другие шаги по созданию центров инновационной активности. Технопарки имеют собственную базу, получают финансовую поддержку от федерального и региональных правительств и успешно развивают малые инновационные предприятия. Российское общество сегодня реалистично оценивает научно-технический потенциал страны. Российское руководство отчетливо понимает, что без государственной поддержки научно-техническая элита обречена на исчезновение. Выход из кризиса невозможен без реиндустриализации на основе достижений современной науки и инновационных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
Нормативные акты
1. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884 "О доктрине развития российской науки" (с изменениями и дополнениями)// https://base.garant.ru/1548019
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/
3. Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 N 340 (ред. от 28.09.2018) "Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 04.05.2009, N 18 (2 ч.), ст. 2241.
Учебные и научные источники:
4. Артамонов, В. С. Государственная инновационная политика Российской Федерации: формы, инструменты, принципы, направления развития / В. С. Артамонов // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 689-694.
5. Вольчик, В. В. Государственная инновационная политика и нарративная экономика / В. В. Вольчик, И. М. Ширяев // Управление наукой: теория и практика. – 2023. – Т. 5, № 4. – С. 110-132.
6. Горбушин, В. А. Трансформация научных подходов государственного управления инновационного экономического развития / В. А. Горбушин, О. В. Иванов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2022. – № 2. – С. 103-113.
7. Давыдова, Н. С. Детерминанты развития политической инновационной системы: теоретические основания и практика / Н. С. Давыдова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 2. – С. 303-308.
8. Демченко, О. С. Влияние санкций на инновационные институты в России / О. С. Демченко // Modern Economy Success. – 2022. – № 5. – С. 75-79.
9. Знаменский, Д. Ю. Политика Российской Федерации в сфере развития университетской науки: контуры возможной концепции / Д. Ю. Знаменский, Н. А. Омельченко // Политическая наука. – 2020. – № 1. – С. 145-165.
10. Знаменский, Д. Ю. Тренд цифровизации и государственная политика Российской Федерации в сфере науки и технологий / Д. Ю. Знаменский // PolitBook. – 2022. – № 1. – С. 146-157.
11. Лаур, А. Д. Анализ современной государственной инновационной политики в России / А. Д. Лаур // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 6(81). – С. 695-699.
12. Мухитдинов, Р. Д. Государственная инновационная политика в условиях структурной перестройки экономики / Р. Д. Мухитдинов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. – 2023. – Т. 10, № 4. – С. 552-566.
13. Никаева, Р. М. Инновации государственного и муниципального управления / Р. М. Никаева, С. К. Шардан, П. М. Джанхотова // ФГУ Science. – 2022. – № 1(25). – С. 89-94.
14. Одинцова, А. А. Государственная инновационная политика / А. А. Одинцова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-3(28). – С. 595-599.
15. Солдатова, У. А. Правовая политика в сфере культуры, науки, духовной жизни России / У. А. Солдатова // Моя профессиональная карьера. – 2024. – Т. 2, № 56. – С. 91-94.
16. Тешабоева, З. Т. Управление инновационной деятельностью и направления его совершенствования / З. Т. Тешабоева, М. А. Кобулова // Colloquium-Journal. – 2022. – № 32-1(155). – С. 41-44.
17. Фролова, Н. Д. Государственная политика в сфере науки: правовые и финансовые аспекты / Н. Д. Фролова, Т. Г. Смирнова // Российское конкурентное право и экономика. – 2024. – № 1(37). – С. 18-33.
18. Шманев, С. В. Государственная политика в сфере науки и наукоемкого производства / С. В. Шманев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 37-45.
Интернет-ресурсы:
19. СПС Консультант плюс: https://www.consultant.ru
20. URL: http://www.ras.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).
21. URL: http://rusacademedu.ru/ (дата обращения: 10.04.2024).