Фрагмент для ознакомления
2
При исследовании ценностей в психологии классификация и подход к пониманию этих фундаментальных человеческих аспектов существенно различаются, что дает богатый материал для аналитических выводов при изучении экстремальной деятельности. Концепция ценностей, разработанная С. Х. Шварцем, представляет собой структурированную таксономию базовых человеческих ценностей, выделяя десять широких ценностей как мотивационных конструктов, которые варьируются в континууме внутренних и внешних целей. Эти ценности, классифицированные в рамках открытости к изменениям, самосовершенствования, сохранения и самотрансценденции, предлагают всеобъемлющую структуру, которая перекликается с разнообразными мотивами, наблюдаемыми у людей, занимающихся рискованными видами спорта и деятельности, как анализируют М. С. Яницкий и А. В. Серый [11].
В работах А. И. Тимофеева и В. В. Кузнецовой [10], далее препарирующих подход к ценностно-мотивационным характеристикам, подробно рассматривается психологическая целостность, необходимая в экстремальных условиях, при этом структурированность ценностей соотносится с устойчивостью и адаптивностью субъектов в экстремальной деятельности. Эти концептуализации подкрепляются эмпирическими данными о поведенческих тенденциях и психологических адаптациях, наблюдаемых у любителей экстремальных видов спорта, что указывает на характерное согласование мотивов, связанных с риском, с определенными ценностными ориентациями, выделенными И. М. Вакулой и Д. С. Загутиным [7].
Интеграция этих концепций позволяет более тонко понять, как системы ценностей индивидов влияют на процесс принятия решений в условиях повышенного риска. В исследование также включена теория ожиданий-ценностей А. Вигфилда и Дж. Экклза [19], которая обеспечивает ключевую связь между ценностными оценками и ожиданием результатов, тем самым обогащая теоретическую модель, используемую для интерпретации мотивационных побуждений в экстремальной деятельности. Этот синтез теорий подчеркивает сложность психологического аспекта, в котором протекает эта деятельность, и указывает на многомерный характер действующих мотивационных сил.
Применение этих теоретических идей не ограничивается академическим дискурсом, а распространяется на практические оценки в психологическом профилировании и стратегиях вмешательства. Например, выявление маргинальных личностных черт у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, о чем говорит Ю. И. Иващенко [8], предлагает критический взгляд на оптимальную интеграцию маргинальных склонностей в спортивную среду с высоким риском, предлагая потенциальный путь для повышения психологической устойчивости и результативности с помощью адаптированных мотивационных стратегий. Такое слияние теоретических и эмпирических исследований не только обогащает академическое понимание ценностно-мотивационной динамики, но и закладывает прочный фундамент для практического применения этих знаний в реальных условиях, способствуя тем самым более глубокому пониманию взаимодействия между человеческими ценностями и экстремальными поведенческими проявлениями.
Глубокое исследование ценностей, проведенное Рональдом Инглехартом, в первую очередь через его основополагающую теорию постматериализма, показывает сдвиг ценностных ориентаций от материалистических потребностей, ориентированных на экономическую и физическую безопасность, к постматериалистическим ценностям, охватывающим автономию и самовыражение. Этот парадигматический сдвиг имеет решающее значение для понимания мотивационных основ, побуждающих индивидов к деятельности, считающейся экстремальной; такая деятельность – это не просто погоня за острыми ощущениями, но и выражение ценностей высшего порядка, выходящих за рамки базовых инстинктов выживания. Инглехарт полагает, что эти сдвиги являются следствием смены поколений в социально-экономических условиях, когда возросшая экзистенциальная безопасность позволяет людям отдавать предпочтение самоактуализации перед простым выживанием.
Интеграция идей Инглехарта с психологическими конструктами участников экстремальных видов спорта, исследованных Э. Браймером и Р. Швейцером, позволяет составить убедительное представление о том, как постматериалистические ценности могут влиять на вовлечение в высокорискованные виды спорта [13]. Эти виды спорта предлагают уникальные возможности для переживания глубоких личных и экзистенциальных достижений, что тесно связано с постматериалистическими стремлениями к автономии и самовыражению. Результаты работы А. Макдональда и К. Скарротта по статистическому моделированию поддерживают эмпирическое исследование этих тенденций, предлагая методологический подход к статистическому подтверждению теоретических утверждений Инглехарта в контексте экстремальных видов деятельности [15].
Совмещение теории Инглехарта с эмпирическими данными из психологии экстремальных видов спорта не только обогащает теоретические основы мотивационных исследований, но и предлагает многомерный взгляд на то, как ценностные сдвиги могут прогностически влиять на индивидуальное поведение в условиях повышенного риска. Следовательно, этот синтез не только развивает академический дискурс о теории ценностей, но и прагматически обосновывает вмешательства и программирование в сфере экстремальных видов спорта и смежных видов деятельности, где понимание глубинных ценностей участников может значительно улучшить мотивационные стратегии и, как следствие, результаты деятельности и безопасности.
1.2. Мотивация как психологический конструкт
Мотивация, как психологический конструкт, встроена в структуру человеческого поведения, служа катализатором, побуждающим и поддерживающим действия, направленные на достижение цели. Теоретические основы мотивации в психологии представлены разнообразно, значительный вклад внесла теория «ожидание-ценность» А. Вигфилда и Дж. Экклза, которая утверждает, что на мотивацию фундаментально влияют ожидания успеха и ценность, придаваемая этому успеху [19]. Применительно к экстремальным видам спорта эта теория тесно связана с выводами Э. Браймера и Р. Швейцера, которые исследуют феноменологические аспекты экстремальных видов спорта как занятий, которые предлагают не только адреналин, но и значительную психологическую самореализацию и свободу [13].
Расширяя мотивационные рамки, модель «ожидание-ценность-затраты» К. Баррона и К. Халлемана вводит понятие затрат как неотъемлемый компонент, предполагая, что на решения влияют не только ожидаемые выгоды, но и предполагаемые затраты, связанные с действиями [12]. Эта модель дополняет эмпирические исследования экстремальных видов спорта, где участники часто оценивают психологические и физические риски в сравнении с внутренней ценностью, получаемой от таких занятий.
Пересечение мотивации и ценностных ориентаций подробно анализируется в исследованиях С. Ящука, С. Совхира и С. Пензай, где рассматривается формирование мотивационных паттернов в командных и индивидуальных спортивных условиях, проливая свет на сложную динамику между сплоченностью команды и автономией личности в среде экстремальных видов спорта [20]. Аналогичным образом, работа О. Михайловой, С. Кудинова и К. Хереса подчеркивает роль инновационных мотивационных характеристик, поскольку они коррелируют с успешной самореализацией, обеспечивая тонкое понимание того, как инновационные черты могут побуждать людей к постоянному поиску новых вызовов, включая те, которые можно найти в экстремальных условиях [16]. Интегрируя эти точки зрения, мотивация предстает не просто как единый психологический конструкт, а как многогранный спектр побуждений, на которые влияют личные ценности, ожидаемые результаты и воспринимаемые затраты. Эта сложная взаимосвязь важна для понимания не только того, почему люди занимаются экстремальными видами деятельности, но и того, как они сохраняют свое участие в них, несмотря на очевидные риски, предлагая ценные идеи для психологических вмешательств и мотивационных тренингов, предназначенных для людей, занимающихся спортом с высоким риском.
Мотивация к экстремальным видам деятельности формируется под влиянием множества психологических, социальных и экзистенциальных факторов, при этом привлекательность этих занятий зачастую заключается не только в острых ощущениях, но и в сложном взаимодействии риска и вознаграждения, которые эти виды деятельности представляют. Примечательно, что люди, которых привлекают такие занятия, часто демонстрируют более высокий порог толерантности к риску, что в сочетании с сильной потребностью в достижениях толкает их в среду, где их навыки и пределы возможностей постоянно проверяются. Эта внутренняя мотивация дополняется уникальными социально-психологическими вознаграждениями, связанными с экстремальными видами спорта, такими как повышение самоэффективности и сплоченности группы, которые воспринимаются на фоне общинных аспектов этой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина М. В. Маргинальная личность в спорте: идентификационные параметры //Мир психологии. 2011. №2 (66). С. 266-272.
2. Акимова Е.В., Ершова Д.А. Особенности поведения и психических процессов личности в экстремальных ситуациях. Психология экстремальных профессий: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Архангельск, 18-19 декабря 2014). – Архангельск: САФУ, 2015. – С. 10 – 13.
3. Аристова И. Л . , Паридуха О . В. Личностные особенности спортсменов-экстремалов // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015 . № 5 . С . 149-152.
4. Афанасьев В . Г. , Соломин И . Л. , Соломина Л. Ю . Особенности личности спортсменов высокой квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019 . Т. 8 . № 2 (27). С. 291-293.
5. Ахвердова О . А. , Волоскова Н . Н . Экстремальные виды спорта как проявление зависимого поведения у подростка // Вестник Ставропольского государственного университета. 2012. № 2 (79). С. 133-135.
6. Бершова А. С. , Непомнящий А. В . О ключевых личностных характеристиках спортсмена экстремального профиля // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 69-75.
7. Вакула И. М., Загутин Д. С. Экстремальный спортивный досуг и транспортные девиации как проявление аддиктивного поведения в среде современной Российской молодежи //Юристъ-Правоведъ. 2018. №3 (86). С. 32-37.
8. Иващенко Ю. И. (2017). Маргинальность в спорте: экстремальные виды спорта как оптимальный исход деятельности маргинальной личности // Организационно-методические аспекты подготовки спортсменов: материалы V науч.-практ. конф. препод. и аспирантов, посвящ. 60-летию фак-та спорта (Омск, 30 ноября-02 декабря 2016 г.). Издательство: Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта (Омск), 2017. С. 65-70.
9. Макарова Е.В., Кубышкина М.Л. Проблема изучения мотивации спортивной деятельности у людей зрелого возраста. Психология и современный мир: материалы всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Архангельск, 23 апреля, 2015). Вып. 8, ч. 1, Архангельск: САФУ, 2015. – С. 29 – 32.
10. Тимофеев А. И., Кузнецова В. В. Экстремальная деятельность и проблема целостности субъекта // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 3 (20). С. 36-39.
11. Яницкий М. С., Серый А. В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120—124. Режим доступа: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=20695594
12. Barron, K., & Hulleman, C., 2015. Expectancy-Value-Cost Model of Motivation. , pp. 503-509. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.26099-6.
13. Brymer, E., & Schweitzer, R., 2013. The search for freedom in extreme sports : a phenomenological exploration. Psychology of Sport and Exercise, 14, pp. 865-873. https://doi.org/10.1016/J.PSYCHSPORT.2013.07.004.
14. Lewis, A., 2015. Exercise and Sports Participation: Understanding Student Motivations. . https://doi.org/10.22215/etd/2015-11176.
15. MacDonald, A., Scarrott, C., Lee, D., Darlow, B., Reale, M., & Russell, G., 2011. A flexible extreme value mixture model. Comput. Stat. Data Anal., 55, pp. 2137-2157. https://doi.org/10.1016/J.CSDA.2011.01.005.
16. Mikhailova, O., Kudinov, S., & Jerez, K., 2015. Value-Motivational Characteristics of Innovativeness as Prospects for Successful Self-Fulfillment. Mediterranean journal of social sciences, 6, pp. 105. https://doi.org/10.5901/MJSS.2015.V6N3S2P105.
17. Smith, E., 2002. An Introduction to Statistical Modeling of Extreme Values. Technometrics, 44, pp. 397 – 397. https://doi.org/10.1198/tech.2002.s73.
18. Verplanken, B., & Holland, R., 2002. Motivated decision making: effects of activation and self-centrality of values on choices and behavior.. Journal of personality and social psychology, 82 3, pp. 434-47 . https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.3.434.
19. Wigfield, A., & Eccles, J., 2000. Expectancy-Value Theory of Achievement Motivation.. Contemporary educational psychology, 25 1, pp. 68-81 . https://doi.org/10.1006/CEPS.1999.1015.
20. Yashchuk, S., Sovhira, S., & Penzai, S., 2023. FORMATION OF MOTIVATION AND VALUE ORIENTATIONS IN TEAM AND INDIVIDUAL SPORTS ATHLETES. Collection of Scientific Papers of Uman State Pedagogical University. https://doi.org/10.31499/2307-4906.4.2023.295470.