Фрагмент для ознакомления
2
Для современной психологии характерен интерес к личности и явле-ниям, непосредственно связанным с личными проблемами. Исследователи все чаще обращаются к вопросам о том, какие личностные качества делают человека человеком. Эти характеристики включают формирование лично-сти, такое как ответственность, моральный выбор и действия.
По мнению многих ученых, ответственность - это высшее личностное образование, сложное явление, характеризующее личностную и социаль-ную зрелость. Ответственность имеет огромное значение во всех сферах человеческой деятельности и общества в целом. Это один из основопола-гающих принципов человеческого существования и морали. В то же время его изучение значительно осложняется отсутствием досконально разрабо-танной общей теории ответственности [12].
Сложность и деликатность этой проблемы во многом объясняются ее психологическими последствиями. Люди чувствительны к тому, что явля-ется их собственным долгом, личной ответственностью и чувством вины, без которых нет ответственности. Призывы к ответственности часто вос-принимаются как угроза, поскольку наказание неизбежно, что приводит к дискомфорту. В то же время ответственность признается социально цен-ным личностным качеством, необходимым не только для личностного ро-ста, но и для жизни.
Одной из наиболее актуальных проблем в изучении ответственности остается недостаточный уровень феноменологического исследования этой категории, рассматриваемой наряду со свободой, выбором или судьбой.
Фундаментальных отечественных исследований психологии ответ-ственности мало. К ним относятся монографии К. Муздыбаева и С.В. Бы-кова. Хотя понятие ответственности широко используется в юриспруден-ции, этике, социологии, психологии и некоторых других науках. Исполь-зуя это слово в обычных повседневных ситуациях, люди могут легко уло-вить его значение вне контекста. Однако при попытке дать научное опре-деление ответственности возникают значительные трудности.
Сначала нужно обратиться к некоторым словарным определениям. Так, в словаре современного литературного русского языка это определя-ется как ответственность, возложенная на кого-то или принятая на себя кем-то с целью отчитаться за какие-либо действия и взять на себя вину за их возможные последствия. Здесь ответственность определяется двумя терминами: «обязательство» и «долг».
В других источниках, например в Философском словаре, говорится, что это ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (чело-вечеству в целом), характеризующееся выполнением своего морального долга и правовых норм. Здесь ответственность определяется пониманием долга и соблюдением правовых норм. При всем различии между научным понятием и значениями, которые соответствующее понятие имеет в обще-литературном языке, т.е. в контексте культуры данного народа, они тесно взаимосвязаны. Ведь научные концепции, как правило, формируются на основе живого литературного языка [15].
В психологии ответственность понимается как осуществляемый в различных формах контроль деятельности человека с точки зрения со-блюдения принятых норм и правил. Психологическим условием ответ-ственности является возможность выбора определенной линии поведения или осознанный выбор предпочтений. Проблема выбора себя особенно важна для человека.
Может возникнуть проблема с «быть или не быть», «быть или ка-заться». Для человека «быть» означает оставаться личностью, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности. Ответственность представляет, по мне-нию С.В. Быкова, «личную неотъемлемую часть способа самовыражения, способа самодеятельности, движущих сил его деятельности и одновремен-но позиции, которую он занимает и реализует в жизни».
Психологический эквивалент ответственности начинается с того, что ребенок подтверждает свое «я». Это проявляется в тезисах взрослого: «Я знаю, что делаю», «Я имею право делать то, что считаю правильным». То есть ответственность является неотъемлемой частью инициативы, желания, обязанности, необходимости и долга. И когда деятельность, индивидуаль-ность, Я включаются в систему необходимости, ответственность становится синонимом полезности обществу, другим людям, а также социальной необходимости своей личности и основанного на ней достоинства. Отзыв-чивость как психологическое свойство личности К. Муздыбаев понимает как социальную ответственность. Он выделяет в качестве основных харак-теристик точность, пунктуальность, лояльность по отношению к человеку в отношении выполнения им своих должностных обязанностей и готов-ность нести ответственность за последствия своих действий. Это означает честность, беспристрастность и неподкупность [13].
Развитие эмоциональных качеств, таких как эмпатия, чувствитель-ность к чужой боли и удовольствиям, а также волевых качеств: настойчи-вости, трудолюбия, настойчивости, мужества, настойчивости. Таким обра-зом, одним из критериев социальной ответственности являются ролевые задачи и социальные отношения, которые их определяют.
Таким образом, когда дело доходит до принятия социальных норм поведения, люди говорят о социальной ответственности личности. Его особенность в том, что его объектом являются социальные нормы и роле-вые функции. Предметом контроля может быть как сам человек, так и его социальное окружение. Социальная ответственность - это определенный уровень добровольного реагирования на социальные проблемы в соответ-ствии с социальными нормами, ценностями, субкультурными особенно-стями и моральными обязанностями.
Функция ответственности как социальной категории заключается в активизации социального поведения человека, поскольку его вхождение в сферу различных отношений требует активного проявления ответственно-сти, основанной на понимании социальной значимости и значения своей деятельности. Главной характеристикой этого свойства является устойчи-вость просоциальной ориентации во всех сферах общественных отноше-ний, наиболее полная реализация способностей человека в достижении мо-ральных целей. А.С. Макаренко сказал, что ответственность - это социаль-ное качество человека. По его мнению, ответственность основана на отно-шениях зависимости. Не только когда кто-то попадает в беду или не может достичь цели без вашего участия (как считает Л. Берковиц), но и когда вы сами верите, что судьба общего дела, коллектива и преобразование окру-жающего мира зависит от вашего труда и усилий.
Таким образом, социальная ответственность включает в себя как от-ношение, так и меру соответствия требованиям моральных и правовых норм. Поэтому, говоря о социальной ответственности, мы будем учиты-вать склонность человека придерживаться общепринятых в данном обще-стве социальных норм в своем поведении, выполнять свои роли и его го-товность отчитываться за свои действия. Когда мы рассматриваем ответ-ственность в профессиональном поведении человека, она определяется как внешними, так и внутренними регулирующими органами.
Внешние регуляторы - это правовые и моральные нормы, разрабо-танные в обществе и реализуемые в каждой из его подсистем, к которым по праву можно отнести любую организацию. Общество и организация контролируют соблюдение этих норм с помощью формальных (правовых, административных) и неформальных (общественных и групповых) соци-альных санкций. Прежде всего, человеческая совесть выступает в качестве внутреннего регулятора, то есть осознания того, что человек своим пове-дением соответствует или не соответствует объективно существующим мо-ральным нормам и социальным требованиям. Его особенность в том, что это личная форма самоконтроля.
При этом в первую очередь формируется чувство долга, ответствен-ное отношение к задачам, требованиям коллектива. Эти требования вы-полняются под влиянием определенного авторитета (отца, матери, учите-ля, затем руководителя) и под влиянием общественного мнения (мнения коллектива). Внешняя оценка и внешнее влияние также играют здесь важ-ную роль. После Р.Х. Шакуровым то, что адекватно с точки зрения обще-ства, раскрывается индивиду как чувство, голос совести, потребность быть на морально высоком уровне, как отражение человеческих чувств и по-требностей в форме идей, мыслей, определенного образа жизни [7; 21].
Совесть, в свою очередь, опирается на уже накопленный моральный опыт, уже сложившиеся представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Однако вопросы остаются без ответа: что такое «вина»? Поэтому возникает необходимость более детально рассмотреть феномен ответственности. По словам Б.С. Алишева, его сущность связана с осозна-нием причинно-следственных связей между действиями отдельных субъек-тов и изменениями в среде обитания, которые они порождают и которые оказываются значимыми не только для него самого, но и для других чле-нов сообщества.
В то же время ответственность можно понимать как своеобразный механизм регуляции (социального контроля) поведения индивидов, выра-ботанный в ходе психосоциокультурной эволюции. Этот механизм реали-зуется на социальном (социальном) уровне с помощью социальных норм и санкций, а на психологическом - с помощью соответствующих социальных чувств (стыд, вина, долг, совесть и т. д.).
Такое понимание ответственности, по мнению многих ученых, согла-суется с тем, что основной функцией ответственности как психологического феномена является активизация социального поведения человека, посколь-ку ее вхождение в сферу различных отношений требует активных дей-ствий, основанных на понимании социальной значимости и смысла жизни. Существует три взаимосвязанных, но разных значения термина «ответ-ственность»: - ответственность как выполнение обязанностей, которые мо-гут быть приняты человеком независимо или извне, т.е. ответственность в этом смысле близка к обязательству, даже к исполнению (исполнению дол-га) и носит временный характер; - ответственность как «авторство» за уже совершенные действия, за которые предусмотрено либо вознаграждение, либо наказание; в этом случае ответственность возвращается в прошлое и ассоциируется с понятиями «успех» и «долг»; - ответственность как само-стоятельность, способность решать сложные проблемы по собственной инициативе; в этом случае в понятии отсутствует временной аспект, оно должно быть связано с понятием «успех» и «долг».
Таким образом, можно сказать, что существует два уровня развития ответственности. Ответственность как исполнение долга и готовность взять на себя «авторство» означает, что у человека сформировалась ответствен-ность за себя и ситуацию, в которую он попадает из-за внешних факторов - это первый этап развития ответственности. Ответственность как стремление решить сложную задачу, инициативность - это второй уровень развития ответственности в виде способности человека вовлекать других людей в «поле» своей ответственности и ситуаций, в которые он ранее не был во-влечен.
Когда говорят о месте личного контроля, имеется в виду склонность человека видеть источник контроля над своей жизнью либо во внешнем окружении, либо в себе. Это означает, что здесь речь идет о двух типах локусов контроля: внутреннем и внешнем. В первом случае человек берет на себя ответственность за события в своей жизни, объясняя их своим по-ведением, характером и способностями; во втором случае человек припи-сывает ответственность всем внешним факторам: другим людям, судьбе или случаю, окружению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. — Ст. 4532;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301;
3. Трудовой кодекс РФ // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // «Российская газета», N 153-154, 12.08.1998.
5. Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // «Российская газета», N 108, 24.05.2006.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» // Российская газета — Федеральный выпуск № 136(8190).
7. Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С. Алишева. Казань: Отечество, 2009. С.5-28.
8. Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. Т.149., кн.1. С.46-60.
9. Бикситова Ж. Административная ответственность: учебное пособие. ОГУ. 2012. 151 с.
10. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. д-ра психол. наук, проф. Г.В. Акопова. Тольятти: ВУиТ, 2004. 213с.
11. Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дис. … д-ра психол. наук / С.В.Быков. Казань, 2006. - 340с.
12. Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Влияние интернальных и экстернальных установок студентов на мотивацию их учебной деятельности // Ценностные ориентации и социальные установки студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: «Отечество», 2008. С.55-69.
13. Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Влияние социальных установок студентов на показатели их учебной активности // Ценностные ориентации и социальные установки студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: ИПП ПО РАО, изд-во «Отечество», 2008. С.55-69.
14. Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Особенности локуса контроля у студентов с коллективистическими и индивидуалистическими установками // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов / Под ред. Б.С.Алишева. Казань: Отечество, 2009. С.38-47.
15. Колотов Т.К. Дисциплинарная ответственность. Лаборатория книги. 2010. 106 с.
16. Коршунов Ю.Н. Расследование и учет несчастных случаев на производстве / Ю.Н. Коршунов. – М.: Юридическая литература, 1989. – 106с.
17. Липинский Д.А. Актуальные проблемы права: учебно-методическое пособие по изучению дисциплины Директ-Медиа. 2014.112 с.
18. Мазарчук Д.В., Глыбовская Н.А. Общая теория государства и права: Ответы на экзаменационные вопросы: пособие ТетраСистемс. 2011. 144 с.
19. Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1983.
20. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2000. С.280.
21. Сатонина Н.Н. Социально-психологические аспекты различных видов ответственности в профессиональном поведении // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2005. Серия Психология, №1. С.47-54.
22. Саттарова Н.А. Финансово–процессуальное принуждение (вопросы теории и практики). Казань: Познание, 2008. 147 с.
23. Сафина А.Н. Выбор меры ответственности в зависимости от применения понятий нецелевое «использование» и «расходование» бюджетных средств // Юридическая ответственность в условиях международной интеграции. Материалы X Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Т. 3. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 102 с.
24. Старостина П.В. Принцип nonbisinidem в административном и уголовном праве (международно-правовые аспекты) // Административное право и процесс. 2013. № 4. 71 с.
25. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М. 1997.
26. Халилова Т.В. Государственная и муниципальная служба: тексты лекций. Издательство КНИТУ. 2013. 360 с.
27. Чернявский А.Г., Кузнецов С.М. Юридическая ответственность: учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2012. 335 с.
28. Шакуров Р.Х. Рождение личности: новая парадигма: монография/ Р.Х.Шакуров. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 528с.