Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Производство предварительного расследования является одной из наиболее важных стадий уголовного судопроизводства. Благодаря именно ему уголовный разрешает задачи и выполняет цели, связанные с расследова-нием преступлений. Конечно, данная деятельность не обходится без проблем. Одной из них и является понимание института процессуальной самостоя-тельности следователя.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время реализация полномочий следователя является важной составляющей нормального функционирования деятельности правоохранительной системы в целом.
Данная тема разрабатывается достаточно давно. Связано это с тем, что положение следователя и процессуального контроля и надзора за ним с те-чением времени всячески изменялись и модернизировались: добавлялись и урезались полномочия следователя, возникали и упразднялись различные органы контроля и надзора за предварительным следствием. То есть мы ви-дим, что положение следователя и предварительного следствия достаточно непостоянное и имеет свойство часто изменяться. При таком количестве из-менений относительно процессуального статуса следователя, его полномочий невозможно не возникновение проблем. Такая ситуация с подходом к дея-тельности следователя, контролю и надзору за его деятельностью, приводит к необходимости исследования сути процессуальной самостоятельности сле-дователя.
Актуальности добавляют различные дискуссии и понимания вышена-званных институтов, разбалансированность полномочий между органами надзора и контроля за деятельностью следователя, наличие законодательных инициатив и доктринальных предложении по совершенствованию данных институтов.
Изучением данной темы занимались такие авторы, как В. А. Азаров А.О Бекетов., А. 3. Бецуков, В.М. Быков, Д.А. Венев, Н. Н. Ковтун, С. А. Минаева, Н. Г. Муратова, А.Д. Назаров, А.Б. Соловьев, О. В. Химичева, Че-ботаева, Ю.А. Цветков, Ю.К.Якимович и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с процессуальной деятельностью следователя.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие процессуальный статус следователя.
Целью данного исследования является изучение процессуальной дея-тельности следователя в российском уголовном процессе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и правовые основы уголовно-процессуального статуса следователя.
2. Раскрыть становление и развитие уголовно-процессуального ста-туса следователя.
3. Проанализировать процессуальную функцию и полномочия сле-дователя как субъекта уголовно-процессуальных отношений.
4. Выявить деятельность следователя по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей в уголовном судопроизводстве.
Методы исследования. Проведенное изучение базируется на диалекти-ческом методе научного познания явлений окружающей реальности. Он отображает согласованность теории и практики. Обоснование тезисов, выво-дов и советов, включённых в работу, выполнено методом суммарного ис-пользования следующих способов социально-правового изучения: формаль-но-юридического, логико-юридического.
Нормативную основу исследования составили не только теоретические, научные труды правоведов в области уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также положения действующих норма-тивно-правовых актов.
1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Становление и развитие уголовно-процессуального статуса следова-теля
С древних времен наши предки совершали различные обряды с целью выяснения истины, после чего правосудие стало находиться в руках вверен-ного человека, которому люди доверяли, но чтобы правосудие проходило по справедливому пути стали появляться специальные люди, которые в дальнейшем овладевали профессией следователей. Сам термин «следствие» возник только вначале XVIII в. и сосуществовал с родственными ему поняти-ями такими, как «ссыск», «розыск». Отсюда и именование лиц, занимающих-ся раскрытием преступлений было совершено иное. Достаточно продолжи-тельное время буквально все криминальные сообщения рассматривались специально создаваемыми правоохранительными органами, которые и стоя-ли на страже правопорядка. Первыми попытками в создании иного органа по расследованию преступлений была сделана Екатериной II. Именно она со-здала первую в своем роде следственную комиссию, целью которой было сбор доказательств в уличении преступников и наказание виновных. Сами члены этой комиссии были наделены достаточно широкими правомочиями, именно они могла давать санкции на расстрел, разрешения на телесные нака-зания. В период правление Екатерины II появляется еще один немало важ-ный в следствии орган - это сыскная полиция (1866г.) .
Далее значительный вклад в формирование следственных органов по-ложили судебные реформы XIX века, когда при окружных судах были со-зданы следователи, уже тогда получившие такое наименование, как более гуманное, за которыми закрепляли определенные участки, поднадзорные им. В этот период времени следователи не были самостоятельны в своих дей-ствия и решениях, они действовали сообща и при полном взаимодействии с судом.
С 6 июня 1860 года в период производимых реформ Александра II официально получает свое закрепление институт судебных следователей, где право полноценного ведения следствия передавалось уже от органов поли-ции к органам юстиции. Что получило свое непосредственное закрепление в Уставе уголовного судопроизводства 1864г. (далее по тексту используется сокращение - УУС).
Важно отметить, здесь, что в то время процессуальный статус следова-теля был куда более независим. Прокурор исполнял главным образом надзорные функции не вмешиваясь в ход следствия, и как указывалась в ста-тьях Устава «...он мог предложить...» никаких обязательных для следовате-лей указаний не вытекает из положений статей Устава, что еще раз подчерки-вает свободу в выборе действий следователя .
В первые годы существования советской власти становление дорево-люционный институт судебных следователей упраздняется с принятием соот-ветствующего декрета о суде. Теперь было решено создать отдельные след-ственные комиссии, куда входило три человека, а контроль уже возложен на судебные органы. Данная коллегиальность, в расследовании преступлений была достаточно острой темой для дискуссий у ученых-юристов и поэтому, да бы положить конец существующим спорам, было принято решение о предоставлении следователям полной процессуальной самостоятельности. Мотивировалось это решение тем, что поскольку следователь - это централь-ная фигура в уголовном деле, которое полностью от начала и до конца ведет свое дело, в котором он ориентируется лучше, чем кто бы то ни был, то он и должен самостоятельно принимать все необходимые на его взгляд решения, без вмешательства со стороны. Положение резко изменяется, с мая 1922 го-да, с образования органов прокуратуры. Именно с этого времени прокура-тура начинает приобретать «монопольное право» на производство предва-рительного следствия по всем без исключения уголовным делам .
Первые УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. сохранили следователя как пред-ставителя судебной власти. «Народные следователи», как и судебные следо-ватели прежних времен, оставались при судах, были подконтрольны суду, хотя и поднадзорны прокурору и даже могли в некоторых случаях оспари-вать действия прокурора перед судом.
Важным этапом в укреплении статуса следователя следует признать принятие Уголовно-процессуального кодекса РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г.
1.2 Понятие и правовые основы уголовно-процессуального статуса сле-дователя
Основной процессуальной фигурой досудебного производства является следователь, поскольку именно он несет на себе основную нагрузку по рас-следованию уголовных дел и обеспечивают эффективность этой деятельно-сти.
Согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ «Следователь - должностное лицо, упол-номоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ».
Деятельность данного субъекта уголовного судопроизводства, как и дознавателя (ст. 41 УПК РФ) на досудебных стадиях уголовного процесса, является ключевой, в полной мере не только определяющей перспективу движения конкретного уголовного дела по этапам и стадиям уголовного процесса, но и реальными действиями обеспечивающими возможность этого движения. Главной функцией следователя является возбуждение уголовных дел, а также их самостоятельное расследование. Правовой статус следователя определяется УПК РФ, именно «он позволяет осуществлять работу следова-теля с точки зрения законодательства Российской Федерации, в интересах государства и его граждан. Следователи должны глубоко понимать правила доказывания и обеспечивать, чтобы все доказательства собирались в соответ-ствии с законом и чтобы их выводы всегда оставались объективными» .
УПК РФ определяет 3 основных функции следователя:
- «возбуждение уголовного дела,
- расследование обстоятельств совершения преступления.
- возобновление следственной работы (при обнаружении новых фак-тов)» .
В части 2 ст. 38 УПК у нас закреплен открытый перечень полномочий следователя, которым его наделил законодатель.
При анализе статьи 38 УПК РФ следует отметить, что перечень полно-мочий, которым наделяют следователя, является открытым, а это значит, что он также вправе выполнять иные полномочия, которые уже предусмотрены другими статьями уголовно-процессуального кодекса РФ и это не будет в тоже время выходом за пределы его компетенции.
Теперь поподробнее остановимся на отдельных полномочиях следова-теля. Так, следователь в предусмотренном законом порядке имеет право на самостоятельное направление хода расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключени-ем случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Это одно из важных гарантий, которым наделил законодатель следова-теля, благодаря этому обеспечивается принцип независимости следователя при производстве предварительного расследования, но при рассмотрении всех процессуальных решений, который вправе принимать самостоятельно следователь
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63—ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Сове-том Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 23.03.2024 г.] // Собрание законо-дательства Российской Федерации. — № 25. — Ст. 2954.
3. Уголовно—процессуальный кодекс РФ : Федер. закон от 18 де-кабря 2001 г. № 174—ФЗ : принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г. : одобрен Со-ветом Федерации 5 дек. 2001 г. : [в ред. от 23.03.2024 г.] // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 [часть I]. — Ст. 4921.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
5. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.
Литература
6. Бондарь, М. М. Некоторые проблемные аспекты реализации про-цессуальной самостоятельности следователя в ходе принятия процессуаль-ных решений / М. М. Бондарь // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. – 2022. – Т. 7, № 1(13). – С. 17–21.
7. Быков В.М. Процессуальные функции следователя в уголовном процессе России / В.М. Быков // Право и политика. – 2011. – № 6.– С. 952.
8. Воронина Ю.О. Особенности государственной защиты потерпев-ших и свидетелей в уголовном процессе Российской Федерации / Ю.О. Воро-нина // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 1. – С. 544–550.
9. Гришин А.И. Процессуальные функции следователя / А.И.Гришин, Н.А. Громов // Известия вузов. Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 147.
10. Долгова М.В. Особенности обеспечения безопасности потерпев-ших и свидетелей в уголовном судопроизводстве / М.В. Долгова // Междуна-родный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 11–4. – С. 79–82.
11. Иванькин Д.А. История развития процессуального статуса следо-вателя в уголовном процессе России / Д.А. Иванькин // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2021. – С. 250–253.
12. Ильиных Я.Д. Правовой статус следователя по российскому уго-ловно–процессуальному законодательству / Я.Д. Ильиных // В сборнике: Уголовно–процессуальное право – уроки истории и проблемы сегодняшнего дня. Сборник материалов всероссийской студенческой научной конференции. Составитель Л.М. Фетищева. – Пермь, 2022. – С. 49–53.
13. Козюра Е.Н. Законодательство России и США по обеспечению мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите / Е.Н. Козюра, С.Н. Чмырёв // Вестник Московского университета МВД Рос-сии. – 2015. – № 1. – С. 165–166.
14. Короленко И.И. Проблемы защиты свидетелей и потерпевших в уголовном процессе / Н.И. Короленко, Р.Г. Непранов // Северо–Кавказский юридический вестник. – 2020.– № 2. – С. 147–152.
15. Леонов А.И., Ситников К.А. Эволюция уголовно–процессуального статуса следователя в российском государстве / А.И. Лео-нов, К.А. Ситников // Общество и право. – 2021. – № 1 (75). – С. 33–39.
16. Лупинская П.А. Уголовно–процессуальное право Российской Фе-дерации / отв. Ред. П.А. Лупинская. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: Норма, 2009.– 650 с.
17. Нешитая О.Н. Проблемы процессуального статуса следователя / О.Н. Нешитая // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 176–178.
18. Торбин Ю.Г. Становление и развитие процессуального статуса следователя в российском уголовном процессе / Ю.Г. Торбин // Военное пра-во. – 2018. – № 3 (49). – С. 37–47.
19. Часовникова О.Г. Уголовно–процессуальные аспекты возбужде-ния уголовного дела / О.Г. Часовникова, Д.Г. Скориков // Евразийский юри-дический журнал. – 2019. – № 10 (137). – С. 82–89