Фрагмент для ознакомления
2
В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова этикет определяется как установленный порядок поведения и формы общения [9, с. 89].
Этикет - это установленный порядок поведения, который удобен для всех. Соблюдение этого порядка включает в себя соблюдение правил поведения, например, избегание создания неудобств, для других людей и старания обеспечить им комфорт. Любовь и уважение к людям помогают нам соблюдать этикет [1, с. 34].
Речевой этикет — это совокупность правил речевого поведения, принятых в данном обществе, с помощью которых говорящие выражают свое отношение к собеседнику и ситуации общения [9, с. 119].
Речевой этикет включает в себя:
- Формулы приветствия и прощания;
- Обращения;
- Формы выражения просьбы, благодарности, извинения и т.д.;
- Правила ведения беседы;
- Невербальные средства общения (жесты, мимика, интонация);
Речевой этикет помогает людям общаться эффективно и поддерживать хорошие отношения. Он также отражает культурные ценности и нормы общества.
Речевой этикет - это система правил речевого поведения, принятых в данном обществе, с помощью которых говорящие выражают свое отношение к собеседнику и ситуации общения. Он включает в себя формулы приветствия и прощания, обращения, формы выражения просьбы, благодарности, извинения и т.д., а также правила ведения беседы и невербальные средства общения (жесты, мимика, интонация) [2, с. 56].
Речевой этикет играет важную роль в развитии диалогической речи, поскольку он:
Устанавливает и поддерживает контакт между собеседниками. Формулы приветствия и прощания, обращения помогают создать атмосферу вежливости и уважения, что способствует эффективному общению.
Регулирует ход беседы. Правила ведения беседы, такие как умение слушать, задавать вопросы и поддерживать тему, обеспечивают плавный и содержательный диалог.
Выражает отношение говорящего к собеседнику и ситуации общения. Формы выражения просьбы, благодарности, извинения и т.д. позволяют говорящему передать свое отношение к собеседнику и происходящему.
Отражает культурные ценности и нормы общества. Речевой этикет является неотъемлемой частью культуры, и его соблюдение свидетельствует об уважении к традициям и нормам общества [2, с. 78].
Основные традиционные правила речевого этикета усваиваются ребенком еще до поступления в образовательное учреждение, в раннем возрасте, когда родители обучают его вежливости, например, прощание («Скажи пока-пока!») и благодарность («Что нужно сказать? Скажи спасибо!»). Со временем ребенок узнает все больше норм общения, осваивает различные правила речи и поведения. Это позволяет сделать вывод, что важным условием для гармоничного развития ребенка является наличие социума, а в частности детского общества, в котором формируются важные черты личности, такие как коллективизм, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения с сверстниками, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность и др. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, возникающих в результате межличностного общения. Когда дети начинают осознавать, что рядом с ними есть другие дети, они вынуждены согласовывать свои желания с желаниями других. Таким образом, у ребенка постепенно формируется нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Таким образом, речевой этикет является важным инструментом для развития диалогической речи, поскольку он помогает устанавливать и поддерживать контакт между собеседниками, регулировать ход беседы, выражать отношение говорящего и отражать культурные ценности и нормы общества.
2. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
В этом разделе мы изучим определение терминов "диалог" и "диалогическая речь" в психолого-педагогической и лингвистической литературе. Слово "диалог" происходит от греческого "dialogos" и состоит из двух частей: приставки "dia" - сквозь, через, и корня "logos" - слово, значение, речь.
По мнению педагога Л.П. Якубинского, диалог - это не просто форма речи, но и разновидность человеческого поведения. Характерной чертой диалога является реплицирование, когда высказывание одного собеседника чередуется с высказыванием другого (или других). Это чередование может происходить либо по порядку смены (один закончил, другой начал), либо путем прерывания, особенно при эмоциональном диалоге. Основой диалога является его компонентный состав, который выделяется из определения.
Л.П. Якубинский отмечает, что связность диалога обеспечивается двумя участниками. Диалогическая речь характеризуется непроизвольностью и реактивностью, а также происходит в определённой ситуации. Часто в диалоге используются шаблоны, клишированные выражения, речевые стереотипы и устойчивые формулы общения, которые привычны, часто употребляются и ассоциируются с конкретными бытовыми ситуациями и темами разговора [19, с. 98].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акишина, А. А. Русский речевой этикет [Текст] / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М. : Русский язык, 2018. – 186 с.
2. Белашова, Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Белашова. – Москва, 2014. – 189 c.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Вадим Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2020. – 345 с.
5. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст] / Людмила Ефименкова. – Москва, 2015. – 256 с.
6. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва : ООО Издательство ГНОМ и Д, 2022. – 382 с.
7. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
8. Лопатина, А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий [Текст] / А.А .Лопатина, М.В. Скребцова – М.: Книголюб, 2018. – 150 с.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].– URL: http://slovarozhegova.ru/ (Дата обращения: 10.04.2024)
10. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] С.В. Петерина – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
11. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / Ольга Правдина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. Москва : Просвещение, 2008. – 272 с.
12. Рычашкова, Л.В. Упражнения по закреплению культуры поведения [Текст]/Л.В. Рычашкова. – М.: Академия, 2020. – 250 с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Сергей Рубинштейн. – Москва : 2009. – 468 с.
14. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Татьяна Ткаченко. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2009. – 215 с.
15. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ольга Ушакова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 277 с.
16. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Лидия Федоренко. – Москва : Просвещение, 2007. – 276 с
17. Формановская, Н.И. Вы сказали «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем обществе [Текст] / Н.И. Формановская. – М.: Знание, 2010. – 160 с.
18. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин.– М .: Изд-во АПН РСФСР, 1968. – 115 с.
19. Якубинский Л. П. О диалогической речи [Текст] / Л. П. Якубинский // Якубинский Л. П. Избранные работы: язык и его функционирование. – Москва, 1986. – 190 с.
20. Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет [Текст] / Валентина Яшина. // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – Москва, 2009. – 786 с.