Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Существовавший в начале 90-х годов ХХ века тезис о несовместимости коммуникационного маркетинга и плановой деятельности привел к общему упадку. Прогнозирование и анализ деятельности в более широкой области экономики развития. Однако анализ реальных проблем и потребностей городских лидеров и международный опыт подтверждают, что системное сочетание регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и необходимо. Стратегии планирования проблем в настоящее время очень актуальны для рынков и регионов, а также для консультантов, специализирующихся на этой задаче. Комплексный подход к оценке местного самоуправления как бизнеса также является дополнительным аргументом в пользу необходимости внедрения органами государственной власти элементов корпоративного управления.
Стратегический план развития города представляет собой своего рода «золотую середину» между рыночным подходом к управлению экономикой и возможностью централизованного планирования. Это позволяет им ставить долгосрочные цели и ориентиры социально-экономического развития города, использовать экономическое влияние и стимулы при принятии решений о вариантах развития, эффективно работать в условиях рыночной экономики.
Объект исследования: регион Российской Федерации.
Предмет исследования: стратегия социально-экономического развития региона как инструмент региональной политики.
Цель исследования: рассмотреть стратегия социально-экономического развития региона как инструмент региональной политики.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность стратегии социально-экономического развития;
- описать сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
- изучить методологию оценки социально экономического развития региона как инструмент региональной политики;
- уточнить организацию стратегических планов социально-экономического развития муниципального образования в Российской Федерации;
- рассмотреть совершенствование социально-экономического положения муниципального образования Республики Татарстан;
- обобщить разработку проекта стратегического плана социально-экономического развития.
Методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1 Теоретические основы стратегии социально-экономического развития региона как инструмента региональной политики
1.1 Понятие и сущность стратегии социально-экономического развития
Макроэкономическая стратегия обеспечивает баланс средств и целей долгосрочного экономического развития. Макроэкономическая стратегия страны во многом определяется целью удовлетворения потребностей общества на определенном этапе развития. Важность целей оценивается по принципу приоритетности. На основе выбранных критериев с использованием экспертного подхода определяются приоритеты. Ключевые критерии отбора включают социально-экономическую эффективность, скорость достижения положительных результатов и минимальные ресурсы, необходимые для реализации.
Действующая стратегия социально-экономического развития определяет следующие приоритеты:
- создать условия, необходимые для ускорения экономического роста;
- создание инновационных моделей экономического роста, разработка и реализация государственной политики, направленной на построение высокотехнологичной нации;
- реализация активной сельскохозяйственной политики;
- реорганизовать общество, чтобы преодолеть низкие затраты на рабочую силу и низкие социальные ценности [2, с. 58].
Важнейшими средствами разработки и реализации стратегий социально-экономического развития являются макроэкономические прогнозы, макроэкономические планы и государственные программы.
Макроэкономическое прогнозирование призвано выявить и проанализировать закономерности и тенденции развития национальной экономики, прогнозировать изменения и создать научную основу для разработки экономической политики и государственного управления экономикой.
В системе реализации стратегии социально-экономического развития страны макроэкономические прогнозы выполняют следующие функции:
- научный анализ развития национальной экономики;
- возможные последствия решений;
- оценка целей прогнозирования по выбранным параметрам;
- подготовка рекомендаций госорганам для принятия решений [9, с. 65].
2. Стратегической целью макроэкономического планирования развития национальной экономики является обеспечение экономического роста, отвечающего критериям конкурентоспособности и устойчивого развития.
Макроэкономический план можно определить так:
- действия государства направлены на достижение желаемого состояния национальной экономики;
- разработка модели достижения желаемого и ожидаемого состояния национальной экономики зависит от одновременного определения средств и средств обеспечения будущего состояния экономического развития.
Существует четыре формы государственных планов. В качестве промежуточных форм выступают две основные формы: планирование и управление, менеджмент и планово-нормативное управление.
Контрольное планирование - метод управления экономикой страны путем введения ограничений на производство и распространение товаров и услуг.
План индикаторов имеет многие особенности предыдущего плана, но в то же время подчеркивает не только административное, но и экономическое значение, такое как цены, процентные ставки, налоги и обменные курсы.
Схема управления аналогична точечной схеме. Основной целью плана является содействие деятельности субъектов предпринимательства, включая управление государственным сектором и активное влияние на деятельность частного предпринимательства.
Индикаторное планирование является средством управления экономическими процессами путем постановки конкретных целей, определения приоритетов развития национальной экономики и использования финансовых и других стимулов для их реализации.
Итак, стратегическое макроэкономическое планирование ставит приоритетом развитие национальной экономики, и его реализация является важнейшей обязанностью государства.
1.2 Сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Термин «стратегический менеджмент» использовался в 1960-х и начале 1970-х годов, чтобы различать повседневное управление на уровне производства и управление на высшем уровне. Необходимость преодоления этого разрыва обусловлена главным образом изменением условий ведения бизнеса. По мнению автора, ключевая идея, отражающая важность перехода от управленческого управления к стратегическому управлению, заключается в том, что для адекватного реагирования фокус высшего руководства должен сместиться на окружающую среду [10, с. 54].
Возможно обратиться к различным определениям стратегического управления, предложенным основоположниками теории менеджмента. По словам Гюйгенса, стратегический менеджмент - это процесс руководства организацией путем управления ее взаимодействием с окружающей средой и реализации стратегий для достижения ее целей.
Существует также множество определений (некоторые из них мы увидим ниже), которые фокусируются на конкретных аспектах и функциях или на том, чем они отличаются от «общего» менеджмента. Структура стратегического управления - самостоятельная область управленческой практики - проходит четыре стадии.
Управление как бюджетно-распорядительная функция активно развивалось и совершенствовалось в первой четверти ХХ века. Высшая школа управленческих наук внесла значительный вклад в их развитие. Например,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азрилиян А. Н. Большой экономический справочник. – 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2020. - 1376 с.
2. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: учебник / В. А. Баринов В. Л. Харченко. – М.: Инфра-М, 2018. – 237 с.
3. Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб.: Питер, 2022. – 416 с.
4. Горемыкин В. А. Экономическая стратегия предприятия : учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М. : Альфа-Пресс, 2023. – 544 с.
5. Гражданская война в США [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.fago.ru/ 8/ ref-2524-12.html (Дата обращения: 10.04.2024)
6. Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 864 с.
7. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2019. – 416 с.
8. Макнилли М. Сунь-Цзы и искусство бизнеса Шесть стратегических принципов менеджмента. – М.: Олимп-бизнес, 2003. – 304 с.
9. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2019. – 720 с.
10. Парта Б. Стратегическое искусство Александра Македонского. Вне времени: уроки строителя величайшей империи. - М.: Олимп-Бизнес, 2020. – 272 с.
11. Панов А. И. Стратегический менеджмент : учебное пособие для вузов / А. И. Панов, И. О. Коробейников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, 2006. – 303 с.
12. Парахина В. Н. Стратегический менеджмент: учебник. / В.Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. – 2-е изд. - Минск: КноРус, 2020. – 496 с.
13. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2020. – 480 с.
14. Реалистичная модель стратегического процесса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // ido.edu.ru/ open/ menegment/ p1_2.htm (Дата обращения: 10.04.2024)
15. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд. – М.: Юнити, 2019. – 576 с.
16. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд. – 12-е изд. М.: Вильямс, 2020. – 928 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2017. – 448 с.