Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государственная власть снижает степень общественного доверия и ослабляет свой авторитет, создавая законы, которые не могут прижиться в обществе, противоречат друг другу, социальной системе в целом или отступают от принципа законности. Реальность показывает, насколько огромны не урегулированные законом проблемы, без решения которых невозможно реализовать выдвигаемые жизнью социально-экономические программы. Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость. Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии. Законодательная власть, представленная в настоящее время на федеральном и региональном уровнях в РФ, имеет специфические исторические, национальные, этнокультурные и иные особенности, которые должны найти более широкое отражение в правоприменительной практике и законодательстве.
В двухпалатной парламентской системе первостепенное значение имеет нижняя палата - Государственная Дума РФ. Актуальность темы исследования определяется обновлением и изменениями в избирательном процессе Государственной Думы РФ и другими аспектами деятельности ее депутатов. В связи с тем, что Государственная Дума РФ является одним из важнейших нормотворческих социально-правовых институтов, она определяет социальный статус и взаимодействие всех других социально-правовых институтов.
Актуальность данной темы заключается в необходимости обеспечения и усиления эффективности законов, принимаемых Государственной Думой РФ.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Целью исследования является анализ выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрть нормативно-правовые акты, регулирующие выборы в Государственную Думу;
2.исследовать условия и требования к кандидатам в Государственную Думу;
3.рассмотреть финансирование выборов депутатов в Государственную Думу;
4.определить порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу;
5.рассмотреть определение результатов выборов депутатов Государственной Думы;
6.проанализировать гарантии защиты прав избирателей Российской Федерации;
7.раскрыть особенности проведения выборов в условиях чрезвычайной ситуации или военного положения.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бирюков Р.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Нудненко Л.А., Слесарев С.А. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем выборов депутатов Государственной Думы РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании системы выборов депутатов Государственной Думы РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Государственная Дума РФ: нормативно-правовое регулирование выборов и условия и требования к кандидатам
1.1.Нормативно-правовые акты, регулирующие выборы в Государственную Думу
Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст.ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч.1 ст.95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе. Государственная Дума РФ является постоянно действующим органом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе (ч.1 ст 99 Конституции РФ). Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ (ч.1 ст.105 Конституции РФ), а законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ (ч.2 ст.104 Конституции РФ) . Хотя полномочия Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ закреплены в Конституции РФ в виде закрытого перечня, совершенствование конституционных правоотношений пошло по пути увеличения конституционно закрепленных полномочий каждой в отраслевом (специальном) законодательстве. Все законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ. Основную работу над текстом законопроекта проводит профильный комитет. Именно этот комитет предлагает законопроект для рассмотрения на пленарном заседании Государственной Думы РФ.
На пленарном заседании законопроект обсуждается в трех чтениях:
-в первом чтении обсуждается идея законопроекта, его практическая значимость и актуальность;
-во втором чтении обсуждаются постатейные детали законопроекта и предлагаются различные поправки;
-в третьем чтении законопроект принимается в целом (возможны только редакционные поправки).
Принятие закона Государственной Думой РФ оформляют постановлением палаты, притом для принятия федеральных законов необходимо от общего числа депутатов абсолютное большинство, а для принятия законов о поправках к Конституции России и федеральных конституционных законов - квалифицированное большинство (не менее двух третей от общего числа депутатов) . Состав Государственной Думы РФ определен Конституцией РФ и составляет 450 депутатов. Таким образом, для принятия федерального закона требуется не менее 226 голосов, а для принятия закона о поправках и федеральной конституционных законов - 300 голосов. Все законы, принятые Государственной Думой РФ направляются в Совет Федерации РФ в течение пяти дней.
Рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие выборы в Государственную Думу РФ:
1.Часть 2 ст.32 Конституции РФ. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
2.Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Данный закон определяет основные гарантии реализации конституционного права граждан на участие в выборах и референдумах. В законе даны понятия об избирательной системе (выборы, избирательные гарантии, избирательные комиссии, избирательное право, статус наблюдателя и т.д.) и подробно изложена процедура избирательной кампании;
3.Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ. Закон устанавливает право граждан РФ избирать на выборах депутатов нижней палаты Парламента РФ и иные вопросы, связанные с проведением указанных выборов;
4.Кодекс РФ об административных правонарушениях, № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Статьи 5.6. - 5.25 КоАП РФ предусматривают правонарушения, нарушающие избирательное право граждан (нарушение прав избирательных комиссий, комиссий референдума, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц или уполномоченных представителей кандидатов, предвыборная агитация, незаконное финансирование избирательных комиссий, непредставление сведений об итогах голосования);
5.Кодекс административного судопроизводства РФ» от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Глава 24 (ст.239-244) Кодекса устанавливает процессуальные действия по защите избирательных прав граждан;
6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ. Настоящий Федеральный закон применяется к исключительным правонарушениям, перечисленным в статье 1 того же закона, касающейся права граждан избирать и быть избранными. Данный перечень носит закрытый характер и не может быть истолкован расширительно в соответствии с правилами юридической техники. Временное положение о проведении выборов, являющееся приложением к указанному Федеральному закону, устанавливает порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных лиц местного самоуправления и другие правовые акты.
Таким образом, Государственная Дума РФ является выборным органом, избираемым сроком на пять лет (ч.1 ст.96 Конституции РФ). Порядок избрания и формирования Государственной Думы РФ регулируется Федеральным
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – Дата обращения 10.04.2024.
2. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472
4. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 31.10.2023)"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ – Дата обращения 10.04.2024.
Научная и специальная литература
5. Березин, А. А. Государственная Дума в контексте поправок в Конституцию РФ / А. А. Березин // Конституционализм и государствоведение. – 2021. – № 1(21). – С. 47-50.
6. Бирюков, Р. А. Государственная Дума в России как институт законотворчества: историческое измерение / Р. А. Бирюков // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 11(74). – С. 625-628.
7. Голиков, М. Я. III Государственная Дума России: между политикой и законотворчеством / М. Я. Голиков, М. М. Сахипов, Д. А. Елков // Актуальные исследования. – 2022. – № 49-1(128). – С. 91-94.
8. Долгополов П.С. Правовой статус депутата // СПС КонсультантПлюс. 2024.
9. Малютин Н.С. Избирательные права граждан // СПС КонсультантПлюс. 2024.
10. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
11. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
12. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2024.