Фрагмент для ознакомления
2
Понимание значимости процесса общественного развития российского общества, а также конфликта в современной российской реальности невозможно без уяснения содержания понятий “ценности”, “системы ценностей”, “ценностные ориентации”; механизмов и факторов трансформации ценностей, ценностных ориентаций; процессов их формирования и изменений.
Изменения в ценностных ориентациях часто отражают изменения в обществе и его развитии. В периоды кризиса или перехода общества ценности могут пересматриваться и переоцениваться, что влияет на его структуру и уклад.
Изучение ценностей и их систем имеет важное значение для понимания тенденций и направлений развития общества. Это помогает предсказать возможные социальные конфликты и находить способы их разрешения. Акцент на ценностях также способствует формированию благоприятной среды для социального развития и сотрудничества.
Понимание ценностных ориентаций людей помогает лучше понять их мотивы и поведение, а также создать условия для конструктивного взаимодействия и решения общественных проблем. Работа над формированием и развитием ценностей может смягчить негативные последствия социальных изменений и способствовать устойчивому развитию общества в целом. Впервые же термин “ценность” употребил Диоген Лаэртский, описывая философские воззрения стоиков, для которых “ценность... есть, во-первых, свойственное всякому благу содействие согласованной жизни; во-вторых польза, содействующая жизни, согласной с природой; ...в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком”. [1]
Однако понятия “ценность” в категориальном смысле в эпохи Античности и Средневековья не существовало: ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Слово “ценность” употреблялось как синоним понятий “благо”, “добро”, “красота”, “истина”, “счастье”, “справедливость”, “закон”, “блаженство”, “идея” и др., которые позднее будут отнесены к различным проявлениям ценности.
Наибольшее влияние на формирование и изучение ценностной тематики оказали ученые рубежа XIX– XX вв., пытавшиеся осмыслить происходящие на их глазах широкомасштабные изменения в мировоззрении и образе жизни своих современников.
И. Кант в своем учении об абсолютных (категорический императив) и относительных (гипотетический императив) ценностях уже отмечал непреходящее значение ценностей не только для философской мысли, но и для развития западноевропейской культуры в целом.
Ценности в его понимании – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.
В социальной психологии понятие ценности включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта.
Ценности играют ключевую роль в жизни человека и общества, определяя их поведение, выборы и приоритеты. Понимание ценностей как значимости для человека отражает их важность для формирования индивидуальности и самоидентификации.
Функция ориентира поведения, которую выполняют ценности, помогает людям в принятии решений, выборе целей и определении смысла своей жизни. Ценности также являются основой моральных принципов и норм, регулирующих взаимодействие в обществе.
Понимание ценностей и их значимости позволяет лучше понять мотивы действий людей, их отношение к окружающему миру и другим людям. Различные ценности общества формируют его культуру, идентичность и общественные отношения.
Таким образом, ценности играют важнейшую роль в развитии личности и общества в целом. М. Рокич определяет ценность как “устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования”. [8]
Выделяя три разновидности убеждений – экзистенциальные, оценочные и прогностические – М. Рокич относит ценности третьему типу убеждений, помогающему ориентироваться в потребности и способе поведения и существования.
Для диагностики индивидуальных структур ценностей М. Рокич создал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, объединенных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей.
Леонтьев Д.А. считает, что «представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую:
1. общественных идеалах – выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем общих представлениях о совершенстве в различных направлениях жизни в обществе;
2. предметном воплощении идеалов в действиях или произведениях конкретных людей
3. мотивационных структурах личности (“моделях должного”), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. [4]
Эти три формы существования переходят одна в другую.
Идеалы общества могут действительно оказывать влияние на личность и мотивировать ее к действиям, в результате чего происходит воплощение этих идеалов в реальность. А ценности, созданные на практике, становятся основой для формулирования общественных идеалов, образуя таким образом некую спираль.
Говоря о ценностях, важно понимать их значение для личности и общества. Важно признавать различие в ценностях разных групп общества и понимать, что некоторые цели и ценности могут быть общими, в то время как другие могут различаться и влиять на оценки и приоритеты групп.
Социология и социальная психология обращают внимание на значение ценностей и их влияние на поведение людей, помогая лучше понять принципы формирования ценностных ориентаций в обществе и их взаимосвязь с идеалами и целями групп и личностей.
Ценности у разных социальных групп могут не совпадать между собой, и тогда сложно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений”. [8]
В целом ценности в социальной психологии рассматриваются как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обусловливающий ее поведение; многомерное явление, интернализованные структуры по линии связи установка – ситуация – действие.
Среди исследователей этих направлений можно выделить имена Дж.Г. Мида, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Розенберга, М. Рокича, М. Смита, Л. Фестингера, Э. Фэриса, Ф. Хайдера, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, М.И. Бобневу, Л.И. Божович, В.В. Водзинскую, О.И. Зотову, B.C. Мухину и др.
Ценности как критерий оценки реальных явлений дают представление о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они определяют цели, к которым должны стремиться отдельный человек, группа или общество, и основные средства их достижения, смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальное взаимодействие и внутренне побуждают к деятельности.
При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном и идеалом для людей, их придерживающихся.
1.2. Критерии оценки ценностных ориентаций личности и система организации
Существуют различные классификации ценностей в частности по сферам общественной жизни в частности выделяются материальные, духовные, нравственные, религиозные ценности.
Кроме того можно выделить по предметному содержанию, а именно экономические, политические, эстетические.
Многие исследователи выделяют по характеру поведения человека и инструментальные, по функциональному основанию, по уровню социокультурной системы, общечеловеческие; также выделяются базовые ценности, формирующиеся в процессе первичной социализации личности. В зависимости от содержания ценностей различаются и критерии их оценки.
Научным сообщество приняты шкалы ценностных оценок с направленностью от общего к частному, от минимума к максимуму, от положительного к отрицательному, от “своего” к “чужому”.
Ценности не могут существовать отдельно друг от друга и всегда образуют целостную систему. [11]
Основой любой ценностной системы являются нравственные ценности, указывающие на желательный, предпочтительный для отдельно взятого человека, социальной общности, общества способ взаимоотношений людей, а именно благо, добро, зло, долг, честь, ответственность, счастье.
Ценности, вступая между собой во взаимодействия, образуют систему, которая является существенным элементом организации общества.
Ценности, а также различия в ценностях разных обществ являются ключом к пониманию их культур.
В обществе каждая социальная система обращается к своей системе ценностей в качестве опоры и основы для существования и развития.
Различные группы людей, классы, социальные слои или культуры могут иметь собственные системы ценностей, которые могут отличаться друг от друга.
Однако возможные конфликты и разногласия между ценностями и идеалами в обществе могут быть регулированы базовыми ценностями, организованными в иерархию. Эта иерархия ценностей способствует устойчивости и неповторимости общественного развития, представляя собой целостную систему ценностей, которые поддерживаются и развиваются в рамках конкретной культуры и общества.
Изучением ценностных ориентаций активно занимаются как психологи, так и социологи.
В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях:
1. идеологические, политические, моральные, эстетические и основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;
2. способ дифференциации объектов по их значимости. [7]
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности.
Ценностные ориентации связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Они основаны на получившихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играя главную роль при принятии подавляющего числа решений. В рамках психологического направления существует множество подходов к определению феномена ценностных ориентаций.
Они могут трактоваться как “нравственность личности”, детерминанты принятия решения, сложные обобщенные системы ценностных представлений, основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.
На сегодняшний день видно, что современных психологов в большей степени интересуют индивидуальные стороны деятельности и отношения к ценностям.
Социологов же интересуются ценностными ориентациями в первую очередь, как объективно детерминированные факторы, возникающие на пересечении всевозможных социальных отношений.
Ценностные установки в социологии представляют собой способы оценки личности с учетом материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения желаний человека.
Считается, что предпочтения личности в отношении материальных и духовных ценностей и их отражение в сознании являются основой их социальной жизни, жизненных стремлений и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные установки играют ключевую роль в личном и общественном сознании, регулируя социальное поведение, человеческие стремления и поступки.
Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности. Они образуют высочайшую стадию структурной иерархии всенаправленностей к конкретному восприятию условий жизни в обществе, их оценке и поведения как в актуальной, так и в долгосрочной перспективе.
Ядов В.А., конструируя схему системы диспозиционной структуры личности, размещал ценностные ориентации на вершине пирамиды. [2]
Ценностные ориентации формируются и закрепляются жизненным опытом личности в процессе социализации и адаптации, что способствует целостности и устойчивости личности.