Фрагмент для ознакомления
2
Любое продуктивное общение - это многогранный и многомерный процесс. Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Барьерами в общении и его изучением занимаются социология, лингвистика, социальная психология и другие науки. Эта тема связана с именами учёных и исследователей А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.С. Золотняковой, М.С. Каган и др.
В современном мире, где присутствуют постоянные коммуникации с другими людьми и быстрый темп социальной и профессиональной жизни, знание навыков эффективного общения является большим преимуществом. Педагогическое общение и его особенности могут стать проблемой для его участников. Это вызвано тем, что в условиях вуза происходит передача профессионального опыта и профессиональных знаний, умений и навыков, обучение навыкам взаимодействия с другими людьми, и освоение общечеловеческих ценностей, образцов и норм поведения в обществе [12].
Основная функция образовательной организации – это формирование личности будущего выпускника. Этой цели должно быть подчинено общение преподавателей с различными категориями субъектов образования. Система педагогического общения качественно отличается от любого иного взаимодействия самим фактом приобщенности субъекта к процессу образования.
Это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, который может мешать плодотворной совместной деятельности субъектов образования. Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. Именно он осуществляет замыкание между отдельными звеньями, составляющими процессы общения, взаимодействия и установления взаимоприемлемых межличностных отношений.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек».
Умение выстраивать отношения с людьми и находить подход к ним – это нужно уметь каждому. Это позволит преодолеть любые барьеры в общении. В качестве знаковой системы, вербальная коммуникация использует человеческую речь, то есть, систему фонетических знаков, включающую в себя, лексический и синтаксический принципы.
Речь идёт о естественном звуковом языке. Человеческая речь – это самое универсальное средство коммуникации. При передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Но для этого участникам процесса общения необходимо достичь высокой степени общности и понимания текущей ситуации.
С помощью речи осуществляется кодирование и декодирование информации. В процессе говорения коммуникатор информацию кодирует, а реципиент, соответственно, эту информацию декодирует [4].
Общая схема передачи и восприятия смыслов сообщения выглядит следующим образом «коммуникатор – сообщение – реципиент». Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования. Говорящий изначально имеет определённый замысел, после чего, он воплощает свой замысел в систему знаков.
Для слушающего субъекта смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В подобном случае особо отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности субъектов. Точность понимания смысла высказывания слушающим может стать очевидной для коммуникатора лишь в том случае, когда произойдёт смена коммуникативных ролей.
То есть, реципиент превращается в коммуникатора и своими высказываниями даёт знать, что он раскрыл смысл принятой информации. Диалог – это специфический вид разговора. Он представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения [9]. Мера согласованности между действиями коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного изменения у них этих ролей, зависит от того, насколько каждый из них включён в общий контекст речевой деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога будет определяться тем, насколько собеседники обеспечивают тематическую направленность информации.
При анализе диалога важно иметь в виду, что его ведут личности, обладающие определёнными намерениями. Диалог представляет собой активный и двусторонний характер взаимодействия собеседников. Это в свою очередь предопределяет необходимость внимания к собеседнику. В этом случае чрезвычайно важна согласованность и скоординированность речи между беседующими. Иначе, будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации и будет потеряно понимание смысла того, что говорит другой [13].
Посредством речи информация не просто движется. Участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга. Они убеждают друг друга и в то же время – ориентируют. В современной психологической науке, в частности, в социальной психологии, существует достаточно большое количество экспериментальных исследований, где выясняют условия и способы повышения эффекта речевого воздействия.
Подробно исследованы формы различных коммуникативных барьеров, в том числе, способы их преодоления. Отключение внимания слушающего от принятия информации, может вызвать недостаточный авторитет коммуникатора. Выражается это сопротивлением принятия информации собеседником.
Может иметь место умышленное или неумышленное непонимание сообщения. Подобное может возникать в силу специфики фонетики говорящего, или в силу особенностей его логики построения текста [5]. Любой оратор должен обладать умением вновь и вновь, включать внимание слушающего.
Это может быть особая манера подачи материала, или привлечение собеседника чем-либо. Специально предпринятые меры, направленные на повышение эффективности речевого воздействия на собеседника, носят название убеждающей коммуникации. На её основе была разработана экспериментальная риторика.
Под экспериментальной риторикой понимают искусство убеждения собеседника посредством речи. В процесс речевой коммуникации включено достаточно много переменных. Исследователь К. Ховланд предложил использовать так называемую матрицу убеждающей коммуникации. Это своего рода модель речевого коммуникативного процесса, разбитого на отдельные звенья.
Построение подобного рода модели необходимы для того, чтобы не упустить ни одного звена процесса. Делается это для того, чтобы постоянно повышать эффективность воздействия на собеседника. Разнообразные исследования были представлены практически на каждый элемент схемы. Характеристики коммуникатора, позволяющие повысить эффективность собственной речи, были описаны исследователями всесторонне.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
2. Абрамова, С.Г. О понятии «Корпоративная культура» [Текст] / С.Г. Абрамова. - М.: - Экзамен. - 2015. - 89 с.
3. Абдуллина А.Ф. Коммуникативные барьеры и их преодоление [Текст] / А.Ф. Абдуллина // Иновационная наука. - 2016. - No3-4. С. 37-56.
4. Асадов А.Н. Культура делового общения [Текст] / А.Н. Асадов // Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 156 с.
5. Вербальные и невербальные средства общения [Электронный ресурс]/ https://psy.wikireading.ru/23988 (Дата обращения 17.04.24).
6. Вербальные и невербальные средства общения[Электронный ресурс]/ https://studme.org/46957/psihologiya/verbalnye_neverbalnye_sredstva_obscheniya (Дата обращения 17.04.24).
7. Вербальное и невербальное общение. Сравнение [Электронный ресурс] /https://www.nur.kz/family/school/1712121-verbalnoe-i-neverbalnoe-obsenie-sravnenie/ (Дата обращения 17.04.24).
8. Василик М.А. Основы теории коммуникации [Текст] / М.А. Василик // Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
9. Ветчанова, О.В. Корпоративная культура организации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cultmanager.ru (Дата обращения 17.04.24).
10. Гончаров, С.В. Эффективные коммуникации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmcity.ru/management/publications/detail.php?ID=2209 (Дата обращения 17.04.24).
11. Горянин В.А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянин // учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд.- М.: издательский центр "Академия", 2018. - 416 с.
12. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст]/И.Н. Горелов. - 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 112 с.
13. Зельдович, Б.З. Деловое общение [Текст] / Б.З. зельдович. - учебное пособие. - М.Альфа-прогресс-2007. – 456 с.
14. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера [Текст] / А.Б. Зверинцев. - 2-е изд. - СПб.: СОЮЗ, 2014. – 357 с.
15. Исламова, Н.В. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н.В. Исламова. – Н.: НГУ, 2009. - 206 с.
16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 е.: ил.
17. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / К. Камерон. - СПб.: Питер. - 2011. - 320 с.
18. Карташова, Л.В. Поведение в организации: учебник [Текст] / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 356 с.
19. Корпоративная культура организации: примеры и формирование [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gd.ru/articles/3527 (дата обращения 10.12.2023).
20. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев // учебное пособие для студентов вузов. - 5-е изд. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.
21. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения [Текст] / В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 415 с.
22. Липатова, Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка. Системно-типологический подход [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-kommunikatsii-i-ih-mesto-v-sisteme-yazyka-sistemno-tipologicheskiy-podhod (Дата обращения 17.04.24).
23. Мосина, Е.Ю. Корпоративная культура как элемент социально- трудовых отношений [Текст] / Е.Ю. Мосина. - М.: Интер. - 2015. - 243 с.
24. Свистунова, Ю.Н. Современная вербальная коммуникация [Электронный ресурс] / Ю.Н. Свистунова // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1030-1032. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31583/ (Дата обращения 17.04.24).
25. Соболев, Н.С. Формы делового общения и их функции [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psihomed.com (Дата обращения 17.04.24).