Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Управление стоимостью через структуру капитала компании 5
1.1. Теоретические основы модели Модельяни-Миллера в теории структуры капитала 5
1.2. Методологические аспекты построения моделей Модельяни-Миллера и их ограничения 7
2. Практическая часть 17
2.1. Общая характеристика АО МК «ШАТУРА» 17
2.2. Особенности АО МК «ШАТУРА», как объекта стоимости его бизнеса 18
2.3 Оценка стоимости бизнеса АО МК «ШАТУРА» 22
2.4. Мероприятия по повышению стоимости ЗАО «Фабрика Диаграммных бумаг» 32
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Оценка бизнеса предполагает реализацию комплекса действий, которые выполняются профессиональным оценщиком с целью представить обоснованное заключение о стоимости объекта оценки, выполненное на конкретную дату в денежных единицах. Интеграция Российской Федерации в международное пространство, а также упрочнение хозяйственных связей между субъектами предпринимательской деятельности внутри Российской Федерации, стимулирует развитие института оценки, создает возможности для более широкого привлечения оценщиков, которые знакомы с принципами и методами оценки различных активов. В условиях рыночной экономики участники хозяйственных отношений должны заранее знать, какой является цена их предприятия, каким образом те или иные управленческие решения отразятся на стоимости предприятия. При этом рыночная стоимость предприятия как объекта оценки всегда учитывает не только индивидуальные затраты и ожидания экономических субъектов, но и учитывает рыночные тенденции, а также факторы внешней среды (санкционное давление, геополитическая обстановка и т.д.).
Соответственно, многочисленные факторы оказывают влияние на стоимость предприятия и стоимость предприятия способна изменяться во времени под воздействием данных факторов. И это только одна из причин, по которой требуется оценка и переоценка предприятий. На стоимость предприятия влияют не только факторы, но и цель проведения оценки.
Цель выпускной аттестационной работы – выполнить оценку рыночной стоимости бизнеса.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы оценки рыночной стоимости бизнеса;
2. Изучить методологические основы оценки рыночной стоимости бизнеса;
3. Выполнить оценку рыночной стоимости бизнеса АО МК «ШАТУРА».
Объект исследования – АО МК «ШАТУРА».
Предмет исследования – процесс оценки бизнеса.
Метод исследования - анализ и обобщение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности АО МК «ШАТУРА».
Информационной базой являются:
1. Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности/
2. Учебные и методологические пособия по управлению стоимостью бизнеса.
1.Управление стоимостью через структуру капитала компании
1.1. Теоретические основы модели Модельяни-Миллера в теории структуры капитала
Исследование взаимосвязи между структурой капитала и стоимостью фирмы было впервые разработано Миллером и Модильяном в работе «Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций» (т.е. ММ теории). Они считают, что в идеале структура корпоративных обязательств и собственного капитала не будет влиять на стоимость предприятия без учета корпоративного подоходного налога, то есть стоимость предприятия с одинаковым риском и разной структурой капитала будет одинаковой. Впоследствии учеными была предложена новая теория структуры капитала и отношения стоимости предприятия на основе теории ММ, среди которых репрезентативной является теория компромисса. Теория компромисса утверждает, что существует компромисс между налоговыми выгодами от обязательств и стоимостью финансовых ограничений, и когда компромисс между ними делает совокупные издержки наименьшими, это оптимальная структура капитала, и, согласно популярной интерпретации, стоимость предприятия увеличивается в первую очередь с увеличением доли в структуре капитала.
В рамках теории структуры капитала содержатся два альтернативных подхода к вышеназванной проблеме:
- теория Модильяни–Миллера, утверждающая, что компания может использовать любое соотношение источников финансирования без каких-либо последствий для ее рыночной (оценочной рыночной) стоимости;
- совокупность моделей оптимальной структуры капитала, в рамках которых утверждается, что существует оптимальное соотношение источников финансирования компании, при котором рыночная (оценочная рыночная) стоимость фирмы максимизируется.
Теория Модильяни–Миллера исходит из допущения об эффективности рынка капитала (о прозрачности и равнодоступности информации, отсутствии трансакционных издержек, существовании единой рыночной ставки процента по инвестированию и кредитованию), что делает ее неприменимой в рамках выработки практических рекомендаций для реально существующих компаний.
Модели оптимальной структуры капитала, наоборот, призваны создать теоретическую базу для последующей выработки практического инструментария, применяемого при принятии управленческих решений в части выбора источников финансирования компании [4, с. 45].
Однако модели оптимальной структуры капитала рассматривают фирму в качестве некоторого абстрактного субъекта без определенных характеристик (отраслевой принадлежности, динамичности окружающей среды, степени конкуренции со стороны других фирм и т. п.). Поэтому для того чтобы разработать методику оптимизации структуры капитала на базе данных моделей для компаний определенного типа, сначала необходимо проанализировать, какие именно модели в наибольшей степени соответствуют специфике компаний данного типа.
Согласно теории структуры капитала Модильяни и Миллера (1958 г.), стоимость любой организации определяется исключительно ее будущими доходами (их уровнем и рискованностью) и не зависит от структуры ее капитала. Теория основана на концепции идеальных рынков капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, а не за счет собственных источников средств, то владельцы акций компании со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть акций своей фирмы, использовав вырученные средства на покупку акций фирмы, не пользующейся привлеченными источниками, и восполнив недостаток в финансовых средствах за счет заемного капитала. Одновременно операции с ценными бумагами фирм с относительно высокой и относительно низкой долей заемного капитала приведут в конце концов к тому, что цены таких фирм будут примерно равными.
Ограниченность этой теории: фактор структуры капитала не влияет на цену акций фирмы.
В 1963 г. Модильяни и Миллер модифицировали свою теорию структуры капитала, создав теорию компромисса между экономией от снижения налоговых выплат и финансовыми затратами. Суть этой теории может быть сведена к следующему: по мере увеличения доли заемного капитала стоимость фирмы возрастает благодаря экономии от снижения налогов. Начиная с определенного момента (когда достигается оптимальная структура капитала) рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала.
Выводы, следующие из модифицированной теории структуры капитала:
• наличие определенной доли заемного капитала выгодно предприятию;
• чрезмерное использование заемного капитала отрицательно сказывается на деятельности организации;
• для каждого предприятия существует своя оптимальная структура капитала [2, с.65].
1.2. Методологические аспекты построения моделей Модельяни-Миллера и их ограничения
Теорема Модильяни-Миллера формулируется следующим образом.
Пусть фондовый рынок является совершенным, т.е. выполняются следующие условия:
- на рынке присутствует значительное число продавцов и покупателей;
- участники фондового рынка могут занимать и ссужать неограниченные объемы денежных средств под безрисковую ставку процента;
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.02.96 №18-ФЗ, от 12.08.96 МП1-ФЗ, от 8.07.99 №138-ФЗ, от 16.04.01 №45-ФЗ, от 15.05.01 №54-ФЗ, от 21.03.02 №31-ФЗ, от 14.11.02 М161-ФЗ, от 26.11.02 №152-ФЗ).
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.08.96 №ЛО-ФЗ, от 24.10.97 №133-ФЗ, от 17.12.99 №213-ФЗ, от 26.11.02 №152-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.96 №15-ФЗ, постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 23.12.97 №21-П).
4 Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5 Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 214 с.
6 Анализ финансовой отчетности : учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 434 с.
7 Басовский, Л. Е. Финансовый менеджмент : учебник / Л. Е. Басовский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
8 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / А. З.Бобылева [и др.] ; под редакцией А. З. Бобылевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 328 с.
9 Давлетшина С. М., Мендель О. П. Оценка финансового состояния организации (предприятия) : учебное пособие [Электронный ресурс] / Уфимск. гос. авиац. техн. ун‐т. – Уфа : УГАТУ, 2021. – URL: https://www.ugatu.su/media/uploads/MainSite/Ob% 20universitete/Izdateli/El_izd/2021‐153.pdf
10 Виноградская Н. А. Диагностика и оптимизация финансовоэкономического состояния предприятия: финансовый анализ: практикум / Н. А. Виноградская. М.: МИСиС, 2018. - 118 c.
11 Енюков И. С. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / И. С. Енюков. М.: Финансы и статистика, 2018. - 224 c.
12 Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. М.: Омега-Л, 2018. - 349 c.
13 Лисицына Т.В. и др. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: рек. УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника / Е. В. Лисицына, Т. В. Ващенко, М. В. Забродина; под ред. К. В. Екимовой. — М. : ИНФРА-М, 2018. - 184 с. - ЭБС «Знаниум». - http://znanium.com/bookread2.php?book=952263
14 Любушин Н.П. Финансовый анализ / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. – М.: Эксмо, 2018. - 336 c.
15 Морковина, С. С. Финансовый менеджмент [Текст] : методические указания к выполнению курсовой работы для студентов по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»/ C. С. Морковина, А. В. Иванова ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2019. – 56 с.
16 Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ: учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2018. - 639 c.
17 Хасиева Х.А., Якубова М.М. Влияние структуры капитала на стоимость компании // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 9А. С. 494-499.
18 Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл, Э. Маклейни. – 6-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2020. – 648 с.
19 Экономический анализ [Текст]: учеб. / Под ред.Л.Т. Гиляровской. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 615 с.