Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В отечественной медицинской, психологической и педагогической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности диагноза синдром Дауна для дальнейшего развития личности. Полагалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы социально-бытовой и психолого-педагогической реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи-неонатологи должны были убедить родителей отказаться от ребёнка еще в родильном доме, мотивируя это бесперспективностью всякого вида помощи таким детям. В результате чего многие дети после рождения сразу становились сиротами.
Синдром Дауна является врожденной хромосомной аномалией, заключающаяся в наличии лишней хромосомы в 21-й паре (трисомия по 21-й паре хромосом). Человек имеет 23 пары хромосом, таким образом, обычный ребенок имеет 46 хромосом, а ребенок с синдромом Дауна – 47.
Синдром Дауна характеризуется особым внешним видом больного и снижением интеллектуальных способностей. Частота этой хромосомной аномалии в популяции составляет 1:800 и не зависит от пола, расовой принадлежности, уровня жизни семьи, наличия или отсутствия у родителей вредных привычек.
Одно из наиболее распространенных генетических нарушений, синдром Дауна, считается неизлечимым. Реабилитация таких детей должна начинаться вовремя. По мере их взросления могут потребоваться дополнительные медицинские процедуры, включая лечебную физическую культуру, физиотерапию, трудовую терапию и речевую терапию.
Регулярные занятия по специально разработанным методикам позволяют достигать значительных успехов. Хотя развитие таких детей часто протекает медленно, каждый из них может иметь свои индивидуальные особенности. Существуют очень эффективные методы ускорения физического и умственного развития.
Задачами реабилитации школьного возраста детей с синдромом Дауна является помощь в формировании навыков самообслуживания, усвоения школьной программы, а также сенсорного, эмоционального и психологического развития, снижение барьеров инвалидности и обеспечение полноценного развития личности.
Многие из них к подростковому возрасту становятся в определенной степени самостоятельными и способны внятно говорить. Взрослые с синдромом Дауна имеют возможность трудоустроиться.
Предмет-Синдром Дауна
Объект- Лечебная физическая культура детей с синдромом Дауна
Целью данной работы является изучение лечебной физической культуры детей с синдромом Дауна.
Задачами работы являются;
Описание общей характеристики заболевания Дауна
Выявление психолого-педагогической характеристики детей с синдромом Дауна
Рассмотрение целей и задач лечебной физической культуры для детей с синдромом Дауна
Изучение принципов организации занятий лечебной физической культурой для детей с синдромом Дауна
Изучение лечебных свойств гимнастических упражнений
Методы исследования - Теоретические методы исследования классификация, анализ, обобщение.
Структура работы-работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав с подзаголовками, выводов к каждой главе, заключения и списка источников литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
1.1. Общая характеристика заболевания
В норме в каждой клетке организма, у которой есть ядро, содержится строго определённое число хромосом. В сперматозоидах и яйцеклетках — по 23 хромосомы. В остальных клетках — 46 хромосом, которые образуют пары: одна хромосома, унаследованная от матери, плюс одна хромосома от отца. Таким образом получается 23 пары хромосом: 22 пары аутосомных (неполовых) и одна пара половых хромосом. Полный набор хромосом называют кариотипом./рис1/
Рис1. 46,XY — кариотип здорового мужчины
Синдром Дауна, также известный как трисомия 21-й хромосомы, является генетическим расстройством, вызванным наличием дополнительной копи 21-й хромосомы в ядре клеток. Это одно из наиболее распространенных хромосомных аномалий у людей и приводит к различным физическим и психическим особенностям.
При синдроме Дауна кариотип отличается от нормального количеством хромосом: как правило, в 21-й паре появляется лишняя, третья, хромосома. Такое состояние называют «трисомия 21»./рис2/
Рис2. 47,XY — кариотип мужчины с синдромом Дауна: три хромосомы 21 вместо двух, всего 47 хромосом
Синдром Дауна впервые описан британским врачом Джоном Лэнгдоном Дауном, который проводил исследования по улучшению качества жизни людей с умственными нарушениями. Он был руководителем реабилитационного центра "Нормансфилд", где пациенты с интеллектуальными нарушениями получали медицинскую помощь и уход.
Даун активно пропагандировал социализацию этих людей и проводил с ними систематические занятия, что привело к значительным успехам в их обучении.
На основе своих наблюдений и исследований Даун в 1866 году впервые описал особенности физического вида, здоровья и умственного развития людей с этим синдромом, который впоследствии получил его имя.
Роль хромосомы 21 в развитии синдрома Дауна была выявлена лишь спустя столетие французским врачом Жеромом Лежёном.[12,5с]
Жером Лежён открыл хромосомную природу синдрома Дауна, а также описал некоторые другие патологи (синдром кошачьего крика). Фото: Фонд Жерома Лежёна.
Формы синдрома Дауна
Трисомия представляет собой наличие трех хромосом вместо двух. Анализами исследований было подтверждено, что лишняя хромосома группы аутосом приводит к аномалии развития эмбриона. Возникновение болезни Дауна связывают с болезнями половых органов и «изнашиванием» женского организма, с эпизодами в жизни женщины, когда имело место рождение мертвых детей или умерших в раннем возрасте.
Транслокационный синдром Дауна – перенос фрагмента хромосомы или гена в другое положение в этой же или другой хромосоме. В транслокацию вовлекаются 13-15-я и 21-22-я аутосомы, но число хромосом в наборе не меняется, а остается равным 46. В данном случае вероятность того, что родится больной ребенок, зависит от отца – носителя мутации, а не от возраста матери. Дети с транслокационным синдромом составляют 5% от общего числа детей с болезнью Дауна.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Самарина В.Н. Детские болезни. Новейший справочник/ В.Н. Самарина - СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКС.МО, 2021. - 896 с.
2.Крысько В.Г. Социальная психология: справочник - словарь / В.Г. Крысько - М.: Харвест: АСТ, 2020. - 564 с.
3.Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей/ А. Р. Малльер - М.: АРКТИ, 2021. - 102 с. .
4.Маллер А.Р. Социальное воспитание ребёнка-инвалида/ А.Р. Маллер - Б.м., Б.и. 2022. - № 5-7. . -97с
5.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Мсковина - М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2021. - 408 с. .
6.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / А.В. Мудрик - 5-е изд., доп. - М.: Изда. центр «Академия», 2019. - 200 с. .
7.Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции / / Социальная работа за рубежом и социальная педагогика. / Р. Рамзей - Вып. 6. - М., Б.и.: 2020 г. . -64с
8.Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2021. - 416 с. .
9.Железняк Ю.Д. методика и Теория обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие / Ю.Д. Железняк - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 272 с. .
10.Барашнев Ю.И. Синдром Дауна / Ю.И. Барашнев - М.: Медицинская литература от издательства «Триада-Х», 2021. - 280 с. .
11.Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна / Т.П. Медведева - М.: изд.: Монолит, 2020 – 75
12.Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / А.Н. Волкова С.М. Безух, Г.Ф. Нестерова, - М.: Издательство: Речь, 2016 - 120 с. .
13.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Н.Ф. Дементьева Е.И. Холостова, - М: Издательство: Дашков и Ко, 2017 - 340 с. .
14.Руденко А.М., Самыгин С.И. Социальная реабилитация / А.М. Руденко, С.И. Самыгин - М.: Издательство: Наука - спектр, 2019 - 320 с.
15.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов - М.: Изд.: Владос, 2019 - 210 с. .
16.Лисовский В.А., Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / С.П. Евсеев В.А. Лисовский, - М.: Издательство: Советский спорт, 2023 - 320 с. .
17.Евсеевп С.П. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Евсеев - М.: Издательство: Советский спорт, 2022 - 240 с. .
18.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич - М.: Издат.: Физкультура и спорт, 2022 - 208 с.