Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы определяется тем, что игра всегда являлась частью жизни ребенка. Именно в игре ребенок развивается, узнает мир, познает действия и социальные связи.
Для каждого ребенка важно создать условия для наиболее гармоничного развития его личности, удержания в социуме, развития некоторых сторон социально-коммуникативной компетентности, которые будут для него нормальными в будущем. Учитывая, что основной деятельностью младших школьников является учебная, важно обеспечить включение ребенка в виды неё посредством игровых упражнений, носящие конструктивный характер и не влияющие отрицательно на формирование различных психических качеств.
Степень разработанности проблемы исследования: в разное время многими исследователями велись исследования, позволяющие нам определить, что игра является одним из важных инструментов развития ребенка (Л.А. Венгер, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.П Усова, Ф. Фребель). Исследования данных авторы позволили накопить большой педагогический опыт организации игр.
Цель – исследовать роль игры в психическом развитии обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования – психическое развитие младших школьников.
Предмет исследования – роль игры в психическом развитии младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организовывая игровую деятельность на уроках в начальной школы посредством различных игровых методов можно влиять на развитие психических качеств обучающихся.
Задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
2. Дать определение понятию «игра» и представить его классификацию;
3. Описать особенности влияния игры в психическом развитии младшего школьника;
4. Провести экспериментальную работу по изучению влияния игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической и периодической литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретическую основу работы составляют труды известных практиков педагогов и психологов, занимающихся развитием детей (Л.В. Артемова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.В. Менджрицкая).
База исследования.
Практическая значимость результатов исследования. Полученные в ходе работы результаты и разработанные игры могут быть использованы учителями начальной школы на уроках.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли игры в психическом развитии младших школьников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст приходится на период от 6 до 10 лет. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Мухина Т.К. отмечают, что в данном возрасте психические процессы учащихся радикально изменяются. Происходит изменение рода выполняемой деятельности: образовательная деятельность заменяет игровую, но игровая деятельность по-прежнему играет важную роль. Формируется позитивное отношение к учебе, укрепляются познавательные мотивы к обучению. По мере роста ребенка развиваются его интеллект, моторика, навыки социального взаимодействия и, конечно же, знания. Все это является благоприятным для развития навыков чтения в начальной школе [10], [15], [20].
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе возбудительные процессы доминируют над процессом торможения. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы.
Младший школьный возраст характеризуется повышением физической выносливости и работоспособности, но это развитие весьма относительно, поскольку для этого возраста нормальны повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и слабость. Учителя начальной школы знают, что после 20-25-минутного урока успеваемость детей значительно падает. Учащиеся устают от занятий, требующих активного участия [6]. Таким образом, построение образовательного процесса должно полностью основываться на особенностях возраста учащихся. Поэтому мы считаем необходимым кратко описать возрастные особенности младших школьников.
Восприятие. Младшие школьники отличаются остротой, новизной и чуткостью, любознательностью. В процессе обучения восприятие перестраивается, поднимается на более высокий уровень развития, становится целеустремленным и активным. Учитель специально организует наблюдение учащихся за определенными объектами, учит детей выделять основные признаки и характеристики, показывает на, что следует обратить внимание, проводит плановый и систематический анализ [15].
Исходя из свежести восприятия, учитель выбирает яркие и интересные материалы для обучения предмету, старается максимально подробно ответить на вопросы всех учащихся.
Память. У детей в этом возрасте развивается наглядно-образная память. Они склонны запоминать механически, не зная смысловых связей внутри изучаемого материала, так как еще не знают различных способов запоминания и не могут свободно работать со словами. Основным направлением развития памяти является повышение роли словесно-логического, смыслового запоминания и развитие способности сознательного управления памятью. На уроках используется развитие зрительно-образной памяти при ознакомлении с новой лексикой с помощью картинок и карточек, а обучение чтению строится на основе механизма впечатывания (метод целого слова) [13].
У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания [6].
Понимание материала также улучшает качество запоминания. Есть разные способы понимания. Например, составление плана необходимо для запоминания текста, рассказа.
Внимание. Возрастной особенностью детей этого возраста является относительная слабость произвольного внимания. В этом возрасте лучше развивается непроизвольное внимание – новые, неожиданные, яркие, интересные вещи автоматически и без каких-либо усилий привлекают внимание учащихся. К возрастным особенностям внимания можно отнести его низкую устойчивость. Ребенок в этом возрасте может сосредоточенно заниматься одним делом только 10–20 минут. Функция внимания имеет некоторые возрастные особенности. Для учащихся начальных классов основная из них – слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны. Дети не могут долго сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. В связи с этим вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальном этапе как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и воспитания внимания [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1990. — 72с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 56 с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. – 39 с.
4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. — 258с.
5. Богуславская З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. — 116с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: инфра-М, 1998. — 126с.
7. Воспитание детей в игре: / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик — М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
8. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 1989. — 57с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Новая школа, 1996. - 528с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. — 480с.
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. - Киев : Либедь, 1998 — 356с.
12. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск : Университетское, 1998. – 361 с.
14. Ладутько Л.К. Познаём мир и себя [Текст] / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. - Минск : И.В.Ц. Минфина, 2002. — 259с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1975. – 315 с.
16. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 109-119.
17. Маркова Т.А. Учите детей в игре [Текст] / Т.А, Маркова, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 1983. – 515с.
18. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1992. — 439с.
19. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Ю. Эльконин. - М.: Новая школа, 1998.