Фрагмент для ознакомления
2
Именно в эпоху Петра I войсковые формирования получили однотипную штатную организацию, типовое вооружение, рекрутскую систему комплектования, строго регламентированный уставами порядок службы, обучения и воспитания личного состава, единую форму одежды.
Чтобы представить всю значимость петровских преобразований в области военного дела, остановимся на них подробнее. В наследство от предшественников Петру I достался расстроенный государственный механизм: не прекращающиеся бунты, внутриполитические распри, сложное финансовое положение и наконец полное военное бессилие. Дело дошло до того, что Российское государство «...унизилось до платежа ежегодной дани крымскому хану русскими невольниками были переполнены рынки Востока...»
В труде «Обзор войн России от Петра Великого до наших дней» дается следующая характеристика русским дореформенным войскам по опыту последних войн, веденных Россией в конце XVII в.: «Походные движения вблизи неприятеля производились крайне медленно и с излишней осторожностью, что происходило от громадных обозов, сопровождавших армию. При встрече с неприятелем пехота спешила укрыться в гуляй-город, а конница бросалась на противника «казацким обычаем», т. е. беспорядочно густою толпою, стараясь опрокинуть его не столько оружием, сколько криком. При неудаче она укрывалась за гуляй-город. В случае общего успеха все бросались грабить неприятельский лагерь, при неудаче же, артиллерия и обозы становились обыкновенно добычею неприятеля, а войска оказывались в критическом положении и разбегались. Сторожевая служба не отличалась бдительностью; напротив того, оплошность в ней вела часто к гибельным последствиям» .
Из вышеизложенного следует, что эти войска были не приспособлены для ведения наступательных боевых действий и не соответствовали тем историческим задачам, которые возлагал на них Петр I. Более того, при таком положении вещей самому существованию российской государственности грозила опасность.
Однако вернемся к сути Петровских военных реформ. К началу преобразований Русская армия состояла из: стрельцов (до 20 тысяч) – большая часть из которых находилась в Москве; полков нового строя («иноземного строя») – общей численностью до 30 тыс. человек; поместной конницы (к началу царствования Петра I – полки «русского строя») – до 60 тыс. человек. С учетом же городовых стрельцов и ополчения из «даточных» людей, выставляемых на время походов, численность армии могла, по утверждению историка А. А. Керсновского, составлять «...тысяч до 200, но плохо организованных, в общем, слабой боеспособности...» человек.
Единой организационной структуры полков, единой системы комплектования и обучения войск не существовало. Так, например, источниками комплектования вышеперечисленных структур могли быть: «охочие» (добровольцы), «даточные» люди, казаки и др. Стрелецкие полки делились на сотни, а солдатские – «иноземного строя» на роты. Единой системы централизованного управления войсками к началу реформ также не было. В государстве имелось около 42 Приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий (это, например, такие Приказы, как: Стрелецкий, Пушкарский, Оружейный, Иноземный, Рейтарский, Поместный и др.)
Военные реформы Петра I по реорганизации армии, начатые в конце XVI в., в основном были завершены в первое десятилетие Северной войны.
Процесс создания регулярной армии и флота можно условно подразделить на три периода.
Первый период – подготовка создания регулярной армии (1688–1699).
В это время из «потешных» формируются первые регулярные полки – Преображенский и Семеновский (1691)8 и укомплектованы два выборных московских полка – Гордона и Лефорта; было ликвидировано (1699) стрелецкое войско. Стрелецкие полки в конце XVII в. стали представлять собой не только устаревшую, но и опасную для государства военную организацию. В это же время правительство Петра I приступает к созданию регулярного военно-морского флота (1696).
Второй период – всеобщий переход к регулярным принципам организации, комплектования и боевой подготовки войск (1699–1705). Переломным в истории регулярной Русской армии стал 1699 г. В этом году вводится единая (рекрутская) система комплектования армии, которая просуществует вплоть до Милютинских военных реформ (1874).
Для формирования регулярных 27 пехотных и двух драгунских полков, сводившихся в первые три соединения (дивизии) Русской армии, было набрано 32 тысячи рекрут.
Комплектовать войска стали не старые Приказы, а специально образованная комиссия при генеральном дворе в селе Преображенском.
Комиссия занималась не только набором, но и формированием «новоприбранных полков», их обучением, вооружением и обмундированием.
Зачислению в войско подлежали рекруты с 17 до 32 лет; срок службы поначалу (до 1792 г.) был пожизненным, а позднее 25, 20 лет. Наборы рекрут при Петре I производились путем подворной раскладки (1 человек с 20 дворов). В целом такая форма комплектования войск в период развертывания регулярных формирований признавалась специалистами самой передовой.
Воинская повинность распределялась между всем населением так называемых великорусских губерний; она распределялась равномерно на все население и притом каждый должен был нести ее лично. Впрочем, на практике, под давлением обстоятельств, допускались исключения, и потому появляются наймиты, т. е. от рекрутчины можно было откупиться деньгами, что нарушало равномерность тяжести повинности, и давало возможность
более состоятельным уклониться от нее, делало ее не личной. В виду того, что большую часть податного населения составляли крестьяне, которые по недостатку средств не могли откупаться, состав рекрут был в основном однообразен и мононационален. Набранные рекруты начинали обучаться не по прибытии в полк, а на сборном пункте и таким образом в полки новобранцы прибывали уже достаточно обученными.
Для комплектования армии офицерами Петр широко использовал два источника: дворян и иностранных специалистов. При этом Петр считал недостаточным, чтобы будущий офицер был дворянином: царь требовал, чтобы он, во-первых, в совершенстве знал строевое дело, и, во-вторых, чтобы удовлетворял высоким нравственным качествам. Первое условие достигалось тем, что дворяне довольно продолжительное время должны были обязательно служить нижними чинами в гвардии. Второе – тем, что все офицеры полка «подписью аттестата» свидетельствовали о том, что представляемый заслуживает быть произведенным. В 1722 г. вводится «Табель о рангах», согласно которому все должности в армии и во флоте были разделены на 14 рангов. «Табель о рангах» имел положительное значение для упорядочения офицерской службы: чины стали присваиваться не по знатности, а по служебной годности.
Вместе с тем Петр отлично понимал значение для офицеров знания военных наук и всегда отдавал предпочтение людям, получившим общее, и в особенности военное образование. В Уставе Воинском по этому поводу говорится: «Еже ли таковые люди не токмо в экзерциции при кавалерии или инфантерии, но и в прочих военных науках, особливо в артиллерии или фортификации, обучены, то толь лучше еще могут при некоторых акциях себя оказать и от других, которые в таковых науках не искусны, отличиться и скорее чин получить». Ввиду этого почти одновременно с устройством регулярной армии Петром было положено начало военным школам для подготовки офицеров.
Недостаток русских офицеров заставил Петра при формировании первых регулярных полков обратиться к иностранцам. С течением времени, однако, число иностранных офицеров уменьшается. Тем не менее, по штатам того времени третья часть офицеров в каждом полку должна была быть из иноземцев, которые получали гораздо больший оклад содержания, чем русские офицеры.
Установив нравственный ценз для лиц, подлежащих производству в офицеры, Петр оказывал офицерам высокое доверие. Это видно из того, что все дела, где требовались прочные нравственные принципы, даже если они касались гражданского управления, Петр возлагал преимущественно на офицеров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения 08.04.2024)
2) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения 08.04.2024)
3) Биюшкина Н.И., Балдин А.К. Военная реформа Петра Великого как основа формирования института военной службы//ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ В ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ РОССИИ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Сборник научных статей. Верховный Суд Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Северо-Западный филиал. Санкт-Петербург, 2022. С. 130-135
4) Верезубов А. П. Реформы Петра Первого в оценке российских историков// НАУКА И МОЛОДЕЖЬ. Материалы XX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том 2. Барнаул, 2023. С. 52-60
5) Жарский А. П. Военные реформы Петра I//IX ВОЛКОНСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Международной научной конференции, посвященные 210-летию Военной исторической библиотеки Генерального штаба и 300-летию победы России в Северной войне. В 2-х томах. Том 1. Отв. редактор А.И. Букреев, сост. Э.Л. Коршунов, Н.Ю. Петрова. Санкт-Петербург, 2023. С. 93-101
6) Историческое значение и итоги реформ Петра Великого [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://vuzlit.com/657491/solovev
7) Кобзева П.С., Киреева Н.А. Боевые традиции российской армии // Россия в войнах: слава российского оружия в памяти поколений: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 24 сентября 2021 года / отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. ред. А.А. Богданова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2021. С. 90–92
8) Мезенцев И.И., Мезенцев М.И., Бальтанова Г.Ж. Военная служба как составляющая государственной службы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск № 5. – URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00547.pdf.
9) Мухаметов П. А. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении военной реформы Петра I//ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ЕГО ЭПОХА: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА. Материалы международной научно-теоретической конференции, к 350-летию со дня рождения Петра I. Санкт-Петербург, 2022. С. 102-110
10) Тихомиров, Л.А., Монархическая Государственность. М., 1998
11) Толкумбекова Н. О. Функция обороны страны и коррупция / Н. О. Толкумбекова // Вопросы современной юриспруденции. – 2016. – № 2. – С. 104.