Фрагмент для ознакомления
2
Логистика - это совокупность организационных, управленческих и производственно-технических процессов, направленных на эффективное обеспечение потока организационных материалов и других ресурсов [1, с. 85].
Более широкое определение логистики трактует ее как учение о планировании, управлении и контроле потоков материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах [2, с. 154].
С точки зрения практического применения, логистика является наиболее эффективным способом обеспечения того, чтобы продукт был нужного качества, в нужном количестве, в нужное время и в нужном месте с наименьшими затратами.
Примеры решения логистических задач:
- выбор типа транспортного средства,
- определение маршрута,
- оптимальная упаковка продукта в контейнер,
- определение наилучшего расположения на складском пространстве,
- формирование готовых заказов.
Содержание логистики как науки заключается в установлении причинно-следственных связей и законов, присущих потоку товаров, с целью определения и применения на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.
Основными исследовательскими целями логистики являются [4, с. 97]:
- логистические операции;
- логистическая цепочка;
- логистическая система;
- логистические функции и др.
Разработанные методы логистики можно найти в разных культурах разных эпох. Например, испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал, что в империи инков чиновники кипукамайока вели учет текущих продуктов, необходимых для двора инков, с учетом места отгрузки, доставленных продуктов
В русский язык термин «логистика» ввел французский военный эксперт Антуан Жомини в начале XIX века. В советское время, в условиях плановой экономики, он был заменен термином «снабжение». На предприятии есть отдел снабжения, задача которого заключается не в поиске необходимых ресурсов, а в обеспечении их поставок с помощью решений министерств и ведомств.
С распространением компьютерной техники появились автоматизированные логистические системы.
В зависимости от специфики деятельности компании используются различные логистические системы. Логистическая система - это совокупность действий участников логистической цепочки (производственных компаний, транспортных компаний, коммерческих организаций, магазинов и т.д.), построенная таким образом, что выполняются основные задачи логистики.
Рисунок 1 – Структура логистики
Компании могут развивать собственные логистические подразделения, либо привлекать транспортные и логистические организации для решения задач снабжения, складирования и складской логистики. По степени участия независимых компаний в решении бизнес-задач в логистике различают различные уровни:
- 1PL (от англ. First-party logistics) - метод, при котором профессиональная компания решает вопросы организации личного логистического бизнеса: склад (хранение), почта (обмен информацией), такси (транспортировка);
- 3PL (сторонняя логистика) - это метод, который позволяет передать полный набор логистических услуг от адресной доставки и складирования до управления заказами и отслеживания перемещения грузов в транспортно-логистическую организацию.
Функции стороннего поставщика логистических услуг включают организацию перевозок и управление ими, бухгалтерский учет и управление запасами, подготовку импортных и экспортных документов и фрахта, складирование, обработку грузов и доставку конечным пользователям.
Задача управления логистикой на практике упрощается до управления несколькими компонентами, составляющими так называемый «логистический портфель»:
- складские помещения (отдельные складские помещения, распределительные центры, складские помещения, объединенные со складами);
- товарно-материальные запасы (количество и местоположение каждого товара на складе);
- транспортировка (способ транспортировки, крайний срок, тип контейнера, присутствие водителя и т.д.);
- упаковка (простая и понятная с точки зрения логистических услуг, при сохранении влияния на закупочную деятельность);
- коммуникация (возможность получения конечной и промежуточной информации в процессе маркетинга) [6, с. 5].
Логистика делится на закупочную, транспортную, складскую, производственную, информационную логистику и другие виды.
Основная цель логистики закупок - обеспечить производство материалов с максимальной экономической эффективностью, качеством и в кратчайшие сроки. Логистика закупок осуществляется путем поиска и отбора альтернативных поставщиков-производителей.
Основными формами логистики закупок являются традиционные формы и оперативные формы. Традиционный метод заключается в единовременной поставке необходимого количества товаров, а метод работы - с продуктом по мере необходимости.
Таможенная логистика - это комплекс мероприятий, направленных на доставку товаров до границы и минимизацию затрат на эти процедуры.
Таможенная логистика решает следующие задачи:
- транспортировка импортных и экспортных товаров;
- получение сертификатов, необходимых для импорта и экспорта товаров;
- таможенные документы и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей».
4. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997).
5. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5).
Библиографический список
6. Абрютина, А.В. Экономический анализ логистической деятельности / А.В. Абрютина. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 548 с.
7. Баканов, М.И. Экономический анализ логистики: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / М.И. Баканов - М.: «Финансы и статистика», 2021. - 320 с.
8. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием: Учебное пособие / И.А. Бланк - М.: «Торговля и склад», 2021. -367 с.
9. Брагина, Л.А. Торговое дело в логистике: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Л.А. Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 529с.
10. Идрисова, Г. И., Каукина, А. С. Доклад на Гайдаровском форуме // Россия и мир: вызовы интеграции. – 2021. – С. 15-23.
11. Коряков, А. Кумулятивный эффект в логистике // Эксперт-Урал. - 2020. - № 43 (531). - С. 82-83.
12. Кунаева, С.Е. Стратегия торговых предприятий: Учебное пособие / С.Е Кунаева - М.: ИНФРА - М, 2020. - 423 с.
13. Памбухчиянц, О.В. Коммерция и технология торговли / О.В. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2021. – 394 с.
14. Петропольский, Г.А. Организация процесса логистики / Г.А. Петропольский. - М.: Финансы и статистика, 2020. – 743 с.
15. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность на основе логистических процессов: Учебник / Ф.П. Половцева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 490 с.
16. Поляков Е. Причины спада в логистике // Эксперт. - 2019. - № 46 (876). - С. 38-44.
17. Смирнов С. Мнение прогнозистов: Россию ждет десять «тощих» лет в логистике // Новый КГБ (комментарии о государстве и бизнесе). - 2020. - №57. - С. 4-5.
18. Хоскинг, А. Среда логистики. Курс предпринимательства / А. Хоскинг. - М.: Интер, 2019. – 287 с.
19. Hausman, W. H., Lee, H. L., Subramanian, U. Global LogisticsIndicators // SupplyChainMetrics, and BilateralTradePatterns. - 2019. – Р. 63-69.
20. The Importance of TradeCosts: A GravityModel Applications // 3rd ARTNeT CapacityBuildingWorkshop. – 2020. – Р. 52-59.