Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в мировой системе существуют три основные национальные школы мысли: Япония, Европа и США. Американская модель управления привела США в Европу и Японию: США занимают первое место по объему ВВП в мировых рейтингах. Именно в Америке впервые возникла наука управления.
Американский менеджмент основан на стратегическом планировании, разделении труда и вовлечении сотрудников в управление внутри организаций. Для ведения успешного бизнеса необходимо приобрести опыт и концепции различных моделей управления. Вот основные черты модели менеджмента США:
- четкая иерархия: у сотрудников есть только один работодатель;
- контроль качества на месте;
- теоретическое обоснование процесса управления;
- перспективы карьерного роста в компании;
- создайте равные условия для работников .
Модель американского менеджмента восходит к концу XIX-го века, когда волны иммигрантов захлестнули Америку и создали большой рынок труда. В это время возникла новая отрасль. Уровень технического и технологического развития во многом способствовал развитию производственных отношений. В это время в Америке шла работа «научного права» и его лидера Фредерика Уинслоу Тейлора.
В 80-е годы XIX века Промышленная революция распространилась по Северной Америке. Генри Таун первым внедрил на предприятии методы управления рабочими местами. Он, владеющий несколькими крупными компаниями, считает, что менеджерам не хватает специальной научной дисциплины, позволяющей строить системы на основе накопленного управленческого опыта. С целью развития науки и техники было создано Американское общество инженеров, председателем которого стал Таун.
На собрании в 1895 году член Фредерик Тейлор выступил с докладом о «Системе ставок заработной платы». Его идеи эффективных платежей привлекли широкое внимание, но не получили широкого признания. Затем Тейлор и его единомышленники приступили к практической разработке нового подхода к управлению, основанного на американских фабриках и фабриках. За полгода была всего одна локация, при этом в процессе исследований производство увеличилось втрое с сокращением количества рабочих и увеличением количества сотрудников. В результате менеджеры многих промышленных предприятий в странах с новыми подходами к управлению стали приходить на заводы за советом. Они верят в реальность основных результатов и руководствуются главным образом научным руководством предприятия. Подход Тейлора к менеджменту в то время считался революционным, и он вошел в историю как основоположник научной организации труда и управления .
Его идеи основаны на системах, основанных на конкретных научных принципах. К ним относятся: рекомендации по проектированию, стандарты и стандарты не только по техническим аспектам производства, но и по эксплуатационным и управленческим аспектам. Реализация системы включает в себя:
- отдел труда на всех этапах производства, включая управление;
- точный учет рабочего времени;
- управление эффективностью гарантирует, что сотрудники выполняют свою работу на каждом этапе производства;
- подробное описание технологических операций и практические рекомендации по их выполнению;
- хорошую заработную плату, чтобы мотивировать рабочих.
На формирование американской модели менеджмента также повлияла школа классического менеджмента или администрирования (1920-1950). Его основателем был Анри Файоль (1841-1925), известный как «Управление отцов». В школах менеджмента рассматриваются вопросы, связанные со структурой, организацией работы топ-менеджеров и установлением политики управления. Известными американскими последователями школы Файоля являются Харрингтон Эмерсон и Генри Форд.
Рекомендации создания школы управления:
- создание советов, ответственных за все вопросы, связанные с производством и управлением;
- реализация функциональной области управления;
- создание стандартов и рекомендации по работе.
Генри Форд уделяет большое внимание производственным процессам, а его системы основаны на строгих операционных стандартах, транспортных системах и технологических стандартах.
Прорывом в области менеджмента стало появление школы человеческих отношений в 1920-1930-е годы. Когда стало ясно, что повышение заработной платы и регулирование труда не всегда повышают производительность (как предполагали представители руководства научной школы). Эта школа сосредоточила свое внимание на разработке концепции «организации человека».
Американский ученый Элтон Мэйо, основатель этой школы, считал, что необходимо применять достижения психологии в менеджменте. То есть ваше внимание сосредоточено на человеке, на том, как он реагирует на ситуации, как взаимодействует с другими. Можно сказать, что это первый признак работы эмоционального интеллекта.
Представители школы разработали инструменты управления, которые используются на практике: условия труда, человеческие отношения, трудовая мотивация, психологический климат в коллективе, стиль руководства, хорошие отношения между руководителями и подчиненными.
Современная американская модель продолжает выживать и процветать сегодня. Это стало источником новых идей. Стратегический менеджмент и планирование в организациях побуждает менеджеров решать долгосрочные проблемы и противодействует их желанию максимизировать текущую прибыль .
Сотрудники совместного управления участвуют в стратегическом планировании и решении различных задач. Они также имеют право контролировать количество и качество выполняемых работ. Это делается для снижения сопротивления сотрудников организационным изменениям. Эта концепция уже получила признание в Японии и странах Европы.
Итак, американская модель управления стала неиссякаемым источником новых идей, инноваций и технологий. Чтобы начать свой бизнес или улучшить свое существование, очень важно изучить все ценное в теории и на практике. Ведь выживают только самые жизнеспособные, проверенные временем идеи. Однако необходимо учитывать особенности отечественного рынка, чтобы внедрить в свой бизнес лучшие результаты различных отраслей бизнеса.
1.2. Специфика и особенности американской модели менеджмента
Менеджмент как социально-экономическая теория возник в США в конце XIX века. С тех пор эта страна считается его родиной. Американские руководители позволили Соединенным Штатам занять лидирующие позиции в западном мире и в Японии.
Современный американский менеджмент в историческом контексте:
1. Наличие на рынке.
2. Индустриальный метод организации производства.
3. Корпорация, основная форма бизнеса .
1. Развитие американской экономики изначально основывалось на рыночных отношениях. Отношения купли-продажи, найма рабочей силы и развитые рынки собственности породили буржуазную этику, в которой важная роль отводилась «собственным интересам экономических индивидов», а причины развития смешивались с человеческими и природными ресурсами.
2. Промышленная революция началась одновременно с формированием нации. Это был процесс передачи изобретений и технологий из Европы в Соединенные Штаты. С внедрением современной техники и организации труда строительство фабрик и фабрик в то время велось на самой развитой основе. Все это привело к огромному росту производительности труда за счет концентрации, специализации, стандартизации и интеграции всего производственного процесса.
3. Развитие и создание акционерных обществ является наиболее эффективной формой организации капитала. Его преимущество состоит в том, что он может накапливать капитал, а собственный капитал, элемент, аналогичный капиталу владельца, становится видимым.
Все три предпосылки привели к бурному развитию менеджмента. Менеджмент становится профессией. Американский менеджмент перенял принципы классической школы, основателем которой был Анри Файоль. Позднее другие американские авторы внесли в систему принципов управления множество дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех остальных аспектов американской теории менеджмента. Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: существовании рынков, индустриальной системе организации производства и корпорации как доминирующей корпоративной форме. Современные американские бизнес-модели ориентированы на организационно-правовые формы частного предпринимательства, такие как корпорации (совместные товарищества), возникшие в начале 19 века.
Большое влияние на формирование корпоративной теории оказала книга «Современные корпорации и частная собственность», изданная А. Берли и М. Мейнсом. Корпорация была признана юридическим лицом, и акционерам были предоставлены права. Часть прибыли распределяется пропорционально количеству принадлежащих акций. Корпорации заменили малый бизнес, владельцы которого владели всем капиталом и полностью контролировали деятельность своих работников .
Американские компании широко используют стратегический менеджмент в своей деятельности. Стратегия – это использование средств и ресурсов для достижения целей. Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочных стратегий, необходимых для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в режиме реального времени. Стратегия, разработанная компанией, становится экономическим планом, который будет реализован в текущем производстве и исполнении. Важным компонентом функции корпоративного планирования является стратегический план, который создается в период насыщения рынка и замедления роста многих компаний. В 60-е годы 20 века усилились требования улучшения социально-экономического положения работников предприятий. В то же время многие теоретики менеджмента пришли к выводу, что многим организациям не удается достичь своих целей, игнорируя вызовы быстро меняющейся социальной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия. - М.: Астрель, 2018. – 460 с.
2. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2020. – 650 с.
3. Кравченко. А.И. История менеджмента. – М: Академический проспект, 2019. - 560 с.
4. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2020. – 980 с.
5. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2020. – 450 с.
6. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина.- М., ИНФРА-М, 2020. - 373 с.
7. Веснин В.P. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 2019. – 88 c.
8. Виханский О. С., Намов А.И., Менеджмент: Учебник для экон. спец. ВУЗов. - М.: Высш. шк., 2019. – 56 c.
9. Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 123 с.
10. Коротков Э.М., Концепция менеджмента: Учебное пособие - М.: Инжиниринго-Консалтинговая компания: ДеКа, 2020. – 28 c.
11. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). - М.: Элник., 2019. – 13 c.
12. Лисицкая Т.А. «Организация и управление коллективом». Саратов, 2019. – 256 с.
13. Любимова Н.Г. «Менеджмент - путь к успеху». - М.: Наука, 2020. – 123 с.
14. Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф., Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2019. – 35 c.
15. Менеджмент 100 экзаменационных ответов, Экспресс – справочник для студентов вузов: Ростов н/Д, 2020. – 123 с.
16. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З, и др., Менеджмент организации: Учебное пособие - М.: ИНФРА - М. 2019. – 88 c.
17. Coffey R.E., Cook C.W. and Hunsaker P.L. Management and organizational behavior - Boston: lrwin (Austin Press), 2023. – 78 c.
18. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: АО "Бизнес-школа Интел-Синтез, Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2020. – 66 c.
19. Современный менеджмент: принципы и правила: Научное издание /под ред. Данилова-Данильяна В.И. - М: НКЦП, 2019. – 181 c.
20. Ховард К., Коротков Э., Принципы менеджмента Управление в системе цивилицованного предпринимательства: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 34 c.
21. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Издательство Питер, 2020. – 620 с.
22. Большаков А.С., Современный менеджмент. – СПб: Питер, 2020. – 650 с.
23. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. - СПб.: Питер, 2020. – 670 с.
24. Друкер Питер Ф., Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Вильямс, 2020. – 620 с.
25. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2019. – 320 с.
26. Современный менеджмент - ключ к экономическому подъему: Под ред. С.В. Пирогова. - М.: Изд-во РАГС, 2020. – 450 с.