Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных приоритетов определяет сохранение и укрепление физического и психического благополучия детей, в том числе их эмоционального интеллекта. В разделе ФГОС ДО «Социально коммуникативное развитие» отмечена необходимость развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [2].
Эмоциональный интеллект — это феномен, объединяющий в себе способность дифференцировать и осознавать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению [10].
Понятие и сущность эмоционального интеллекта отраженно в трудах таких зарубежных ученых как Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, М. Зайднер, Р. Бар-Он. В отечественной науке эмоциональный интеллект представлен в работах Л.Д. Камышниковой, Н. В. Люсина, Е. А. Сергиенко, С. Шабанова, А. Алешиной. Суть корреляции между интеллектом и эмоциями определены Л.С. Выготским, B.В. Давыдовым, У. Джемсом, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Такие ученные как М.Б. Арнольд, Дж. А. Гассон указывают на важность чувств и эмоций в процессе интеграции личности. В дошкольном воспитании эмоциональный компонент рассматривался Н.С. Ежковой, И.Н. Андреевой, В.К. Загводкиным, Р. Нассером, М.А. Нгуеном, Н.В. Соловьевой, В.С. Юркевич и другими.
Многие ученые в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон
и др.), пришли к единому мнению, что именно эмоциональное благополучие
является важным условием для определения успешности развития ребенка, и
эффективной положительной социализации детей [7].
Развитие эмоционального интеллекта начинается в период дошкольного детства. Эмоциональный интеллект включает в себя умение чувствовать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Хорошо развитый эмоциональный интеллект у детей дает возможность управлять стрессом, эффективно решать конфликтные ситуации и лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Родители и воспитатели могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей, предоставляя им безопасную и поддерживающую среду, в которой они могут выражать свои эмоции и изучать их [18].
В целом, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте имеет важное значение для здорового развития детей и их будущего успеха.
Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Цель исследования: выявление особенностей эмоционального интеллекта дошкольников и определение эффективных методов его развития.
Задачи исследования:
1. Теоретически охарактеризовать понятие эмоционального интеллекта и рассмотреть подходы к его пониманию;
2. Теоретически рассмотреть особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
3. Организовать экспериментальное исследование на выявление уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников.
4. Разработать и апробировать комплекс игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта дошкольников, определить их эффективность.
Гипотеза: эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста можно развить, используя на занятиях предназначенные для этого игры и упражнения.
Базой исследования является: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы ___________
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста. Средний возраст детей 5-6 лет. Исследование проводилось в 2024 г.
Методы и методики исследования:
1. Методы: наблюдение, беседа.
2. Анализ вторичных источников по проблеме исследования (учебные пособия, научные статьи, монографии, материалы конференций).
3. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
4. Методика «Осознание детьми собственных эмоций» (авторы - Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина, И. О. Карелина).
5. Методика «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (авторы - Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
6. Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
7. Методы математической статистики: электронные таблиц Microsoft Excel в составе программного пакета Microsoft Office. С помощью того же программного инструмента строились диаграммы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие, характеристики
В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давно уже доказано, что искусственное обучение не просто вредно для ребенка, но и опасно. В погоне за собственными амбициями, родители упускают такой важный аспект, как развитие эмоционального интеллекта. И если с письмом, чтением и счетом все довольно просто, то формирование эмоциональной сферы – это процесс более сложный, а потому является важной составляющей гармоничного развития ребенка.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 году в трудах Дж. Майера и П. Сэловея. В 1995 году вышло в свет произведение Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которое положило начало многочисленным исследованиям данного феномена [13].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айгунова, О. А. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников условиях дошкольной образовательной организации / О. А. Айгунова, Н. Б. Полковникова, Т. Д. Савенкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология– 2016. –№ 4 (38). – С. 25-34
2. Андреева, И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2017. № 2. С. 104-109.
3. Валиева, А. Ф. Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из опыта работы) / А. Ф. Валиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 391-396. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44643/ (Дата обращения: 13.04.2024).
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психологические игры и занятия с детьми. Развиваем эмоциональный интеллект! / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва : АСТ, 2019. – 128 с. – ISBN:978-5-17-083833-2.
5. Голубева, Е. Ю. Эмоциональный интеллект. Концептуализация, измерение, развитие. // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 4. - С. 67-76.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
Гринберг М. Теория эмоционального интеллекта. // Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 3. - С. 13-23.
7. Грюцева Н.И., Чулкова В.Ю. – Сущность эмоционального интеллекта и
дошкольников. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 99-103.
8. Жевненкова С.Л., Соколова Н.М. Использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников//Образование в Кировской области. - 2023. - № 1 (65). - С. 43-45.
9. Кислинская, Т.Н. Самоконтроль и эмоциональный интеллект: веселая нейробика для детей / Т. Кислинская. – Ростов на-Дону: Феникс, 2022. – 76 с. – ISBN 978-5-222-37363-7.
10. Куракина, А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития: монография / А.О. Куракина. - Ижевск: Ин-т компьютер. исслед., 2019. - 103с.
11. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 275-278.
12. Микляева Н.В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: Метод. пособие. — М.: АРКТИ, 2019. 160 с.
13. Моргунов Е. Б., Бадмаева В. Д. Развитие эмоционального интеллекта. технологии его развития у старших дошкольников - Аксиологические проблемы педагогики. - 2020. - № 11. - С. 81-87.
14. Николаева, В. В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В. В. Николаева, А. Е. Байкенова В. Е. Шевченко// Актуальные проблемы современности : наука и общество.– 2019. – № 1. – С. 40-45.
15. Осипова Ю.Н. Развитие эмоционального интеллекта как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников// Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. сборник статей по материалам Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, - 2023. - С. 231-233.
16. Сергеева М. Г. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через психологические игры. // Вестник РУДН. Серия "Психология и педагогика". - 2016. - Т. 13. - № 4. - С. 476-486.
17. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника// Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 86-95.
18. Скопцова Н.С. Особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников// Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. - 2020. - С. 48-54.
19. Тавстуха, О. Г. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. № 2 (30). С. 78-83.
20. Устинова О. В. Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе социальной игры. // Вестник НГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 204-208.