Фрагмент для ознакомления
2
Государство – это основной элемент политической системы, подразумевающий совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта Федерации. Оно является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан.
Обратимся к понятию формы государственного устройства. Форма государственного устройства - это «способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами» .
По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: 1) унитарное, 2) федеративное, 3) конфедеративное.
Устройство государственной власти и государственного управления осуществляется по территориальному принципу. Можно говорить о влиянии на форму государства разнообразных факторов: типа государства, экономического строя общества, национального состава населения, исторических традиций, территориальных размеров государства и др .
В основе федеративной формы государственного устройства лежит принцип федерализма. Рассмотрим это понятие подробнее.
Федерализм представляет собой важный аспект эволюционного цивилизационного развития. Также важно заметить, что федерализм позволяет на мирной основе разрешать все возможные конфликты, не только политические, но и наделенные иной составляющей. Как отмечает В. Анненкова, федерализм является политическим, правовым, государственным и правовым принципом построения государственной структуры. Кроме того, федерализм в своей основе имеет следующие признаки: единство структур, самостоятельность и соучастие .
Теория федерализма начала развиваться ещё в глубокой древности, все авторы приходили к выводу, что человек-это существо, которое должно сосуществовать с другими индивидами и главной его потребностью является потребность в единении: семья, общины, союзы, как составляющее любого государства. Но все же традиционно теория федерализма восходит к XII-XIX векам, она стала более продуманной, детально изученной, проанализированной и подкрепленной практикой.
Основоположником теории федерализма принято считать Иоганна Альтузия (1557-1638) (федеративная теория народного суверенитета). Он был ярым противником абсолютной суверенной власти и развивал мысль о том, что человек вне зависимости от своих основных потребностей (биологические, духовные и т.п.) объединяется в союзы, основой которых является так называемое «право сожительства», которое связывает управляемых и управляющих. Альтузий отстаивал позицию, что любое образование, будь то муниципалитет, семья, сословие, должно быть самостоятельно, независимо, иметь право выбора. Федерализм же, в этой концепции является идеальной формой государства, так как в его основе договор, который распределяет компетенции между центром и субъектами .
В дальнейшем федерализм подвергся изучению американскими федералистами, где получил наибольшее развитие. Алексис де Токвиль (1805-1859), описывая федеративную организацию власти и одновременно предрекая распространение демократии в Европе, совершил политическое открытие США для европейского общества. Он считал, что федеративная система создана для того, чтобы объединять маленькие и большие государства с их преимуществами. Также в больших государствах с централизованной властью правитель вынужден придавать законам одинаковый характер, не учитывая местных условий, традиций и обычаев, то есть, будучи не осведомленным он исходит из общих правил. В таких условиях жителям приходится приспосабливаться к законам, которые не учитывают особенностей территории и населения, что является одной из причин беспорядков и недопониманий. Подобных случаев не может быть в государстве с федеративным устройством, так как федеральный центр принимает закон, а местная власть занимается им в деталях .
Можно заметить, что до окончания Второй мировой войны федеративные государства были редкостью, но, несмотря на военные условия, был крах системы колонизации и появились постколониальные федерации, такие как: Малайзия, Индия, Нигерия и другие. Вместе с этим понятие федерализма усложнилось тем, что больше он сводился не так к проблеме суверенитета, как к вопросу о юрисдикции. Но все же этот подход являлся более гибким, потому что юрисдикция может быть делимой, а вот делимость суверенитета вопрос дискуссионный.
Даниэль Элазар (1934-1999) сделал анализ взаимоотношений между федеральным центром и штатами и пришел к тому, что между ними было партнерство и сотрудничество. Он утверждал: «Федерализм – нечто больше, чем устройство структур управления; это способ политической активности, который требует совместного взаимодействия посредством политической системы, которую он создает». Элазар связывал федерализм с гражданским обществом и в дальнейшем пришёл к тому, что федерализм-это способ решения этнических и расовых конфликтов. Примечательно, что данная трактовка стала довольно популярна в научных кругах не только за рубежом, но и в России .
В дальнейшем, Р.Уоттс обобщил взгляды своих коллег, приведя одну из первых характеристик федерализма, в которую входили следующие пункты:
1. «Наличие двух уровней управления
2. Разделение исполнительных и законодательных полномочий между уровнями власти
3. Распределение годовых финансовых доходов между двумя уровнями
4. Представительство региональных интересов через федеральные органы власти
5. Недопустимость чрезмерной жесткости федеральной Конституции
6. Посредничество при распределении полномочий между уровнями власти
7. Поддержка межправительственных отношений между субъектами и федеральным центром».
Во второй половине XIX века произошла реинкарнация европейского федерализма. Пьер-Жозев Прудон(1809-1865) французский политик, высказал мысль о том, что смыслом федерализма является объединение независимых групп для создания всемирной федерации.
Исторические модели федерализма:
1. Договорная федерация;
2. Американская постколониальная модель (процесс государственного строительства в связи с приобретением колониями независимости, первая историческая форма - США);
3. Колониальная модель (начинает формироваться в колониальный период по инициативе колонизаторов);
4. Организация территориально неоднородного государства в процессе деколонизации (сочетание колониальных провинциальных и федеральных форм, самый яркий пример: ОАЭ, и1968 год);
5. Объединение освободившихся колоний, которые провозгласили себя независимыми государствами (Танзания, как объединение Танганьики и Занзибара);
6. Реорганизационная модель (видоизменение унитарного государства на федеративных принципах: Бельгия, где процесс федерализации начался в 1970 году);
7. Объединение независимых государств (одним из удачных примеров можно назвать Танзанию).
Важным источником практики и теории европейского федерализма стали первые федеративные государства Европы: Швейцарский союз (1291г.), Рейнский союз в Германии, Швабский союз.
Значимые с научной точки зрения современные подходы к содержанию термина «федерализм»:
1. Федерализм-это единое общественно-политическое, культурное, экономическое явление;
2. Федерация вытекает из федерализма и является его главным положением, идеалом является федеративное государственное устройство .
Федерализм считается сложнейшим и многогранным социально-политическим явлением. У него нет единого определения и сам термин «федерализм» имеет различные интерпретации. Под федерализмом понимается:
1. Федерализм-это одна из наиболее рациональных теорий государственного устройства;
2. Федерализм-это метод реализации государственно-властных полномочий;
3. Федерализм прекрасно зарекомендовал себя как метод, позволяющий решать национальные разногласия. Это особенно актуально в ситуации многонациональных государств ;
4. Федерализм представляет собой форму государственно-территориального устройства – это привычное и традиционное понимание федерализма;
5. Федерализм является методом сохранения исторических традиций и культуры разных сословий и наций.
Если объединить все вышеуказанные интерпретации федерализма, то можно сделать вывод, что федерализм - это теория и практика, которая подразумевает создание интегрированного союзного государства, образованного из ряда политических и юридических равных по значимости частей, на основе исторической памяти, общих интересов и закрепленных правовых договорных отношений .
Также, как отмечает В. Анненкова, современное федеративное государство обязательно основано на принципе политического согласия (договора) .
В науке выделяют две основные формы государственно-территориального устройства: федеративная и унитарная. Здесь также важно сказать о зависимости формы государства от многих факторов. В частности, речь идет о территории, географическом факторе, специфике населения и т.п. Как правило, федерализм следует рассматривать как систему основных принципов государственного устройства, которые в корне отличаются от конфедерации и унитаризма. И эти отличия следует искать, как отмечает В. Черепанов, в самом понятии и сущностных характеристиках федерации, в частности, федерация - форма государственного устройства, существующая, как правило, в многонациональных государствах, кроме того, она обеспечивает единство, целостность и согласование интересов разных уровней власти .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в действ. редакции // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
3. Федеративный договор (Москва, 31 марта 1992 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/170280/
4. Анненкова В.Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-kak-forma-gosudarstvennogo-ustroystva-soderzhanie-i-osnovnye-proyavleniya?ysclid=luvhuw0jx2407684653
5. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/
6. Бессонова В. В. Эволюция института федерализма в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4. - С. 44.
7. Бредихин, А. Л. Основы российского федерализма : учебное пособие для вузов / А. Л. Бредихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14526-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520132
8. Гуляков А.Д., Малько А.В., Саломатин А.Ю. Генезис федерализма в странах Европы. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-federalizma-v-stranah-evropy
9. Гуляков А.Д. Основные модели федерализма. - М.: А-Проджект, 2019.
10. История Советской Конституции (1917-1956). - М., 1957. - С. 102-104.
11. Козырев А.М. Федерализм в Российской Федерации: перспективы развития. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/federalizm-v-rossiyskoy-federatsii-perspektivy-razvitiya?ysclid=luvhszgxi1236644522
12. Лоскутов Н.В. Типология моделей федерализма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-modeley-federalizma
13. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 5-е изд. Москва: Дело, 2020. 529 с. : схем. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577776 Библиогр. в кн. ISBN 978-5-85006-165-4. Текст: электронный.
14. Миронюк М. Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ: Учебное пособие. - М.: РОССПЭН, 2014.
15. Перевезенцев С.М. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2012
16. Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов / А. В. Попова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 421 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03621-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489421
17. Прожилов Г.А. Российский федерализм: история и перспективы развития. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-federalizm-istoriya-i-perspektivy-razvitiya?ysclid=luvhqslh1523620011
18. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2010
19. Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика. Учебное пособие. Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2015.
20. Черепанов В.А. О понятии и моделях федерализма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-i-modelyah-federatsii?ysclid=luvhxfaxqq583953799
21. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // государство и право. - М. , 1994. - № 8/9. - С. 150-158