Фрагмент для ознакомления
2
Процесс трансформации в России связан с многогранными и фундаментальными экономическими преобразованиями, которые оказали значительное влияние на общественные отношения. Реформа этих отношений не всегда осуществляется в том же направлении и с той же скоростью, что и экономическая реформа, которая привела к значительной социальной дифференциации населения, снижению уровня жизни, ослаблению безопасности гражданского общества и неуверенности в будущем.
В условиях экономических преобразований механизм финансирования социальной защиты населения, роли и функции государства, предприятий и других субъектов претерпели фундаментальные изменения. Современная социальная политика страны в первую очередь подразумевает создание условий для увеличения доходов населения как основного источника обеспечения достойного уровня жизни граждан и их социальной защиты. С этой целью она включена в систему стратегии экономических реформ и реализуется в координации с мерами денежно-кредитной, фискальной, экономической политики и мерами по стимулированию экономического роста .
Одной из важнейших составляющих социально-экономических отношений в стране является безработица. Однако, если население страны не достигнет устойчивого высокого уровня занятости, страна не сможет в полной мере выполнять все социальные обязательства, поскольку это препятствует социально-экономическому развитию страны и повышению благосостояния населения .
Экономический рост в стране создал необходимые предпосылки для роста занятости и производительности труда. Однако определенные особенности, связанные с выходом России из кризиса, привели к существенным различиям в широком спектре интенсивных факторов, которые привели к развитию рынка труда в силу различных характеристик, отраслей и секторов экономики. .
Одной из важнейших проблем социально-экономического характера является безработица, поскольку она оказывает негативное влияние на национальную экономику и замедляет экономическое развитие. Решение этой проблемы будет способствовать экономическому росту и социальному благополучию населения страны.
Безработица-это термин, относящийся к лицам, которые могут работать и ищут работу, но не могут найти работу. Важно отметить, что он не охватывает лиц, которые прекратили искать работу в течение последних четырех недель из-за различных причин, таких как: получение высшего образования, выхода на пенсию, инвалидности или личных причин. Даже те люди, которые нигде активно не ищут работу, но на самом деле хотят ее найти, не считаются безработными.
В экономике безработица характеризуется как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Люди, имеющие статус безработных, также, как и занятые формируют рабочую силу страны.
Безработица является ключевым экономическим показателем, поскольку она указывает на способность работников легко получить желаемую работу, которая, в свою очередь, способствует эффективной работе производства в экономики. Высокий уровень безработицы является сигналом экономического кризиса. Чем больше безработных, тем меньше будет общего экономического производства, чем могло бы быть. Однако государству все равно придется поддерживать безработным прожиточный минимум в период пока они ищут работу. Это означает, что экономика с высоким уровнем безработицы имеет более низкий объем производства без пропорционального снижения потребности в основном потреблении. Высокая, постоянная безработица может сигнализировать о серьезном кризисе в экономике и даже привести к социальным и политическим потрясениям.
Если смотреть на реальную ситуацию в жизни, то «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей, так как безработные также является частью работоспособного населения, только временно потерявшего работу.
Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу, или переменного капитала. Если этот капитал относительно сокращается, то также относительно сокращается и спрос на рабочую силу. За накоплением капитала следует использование в производстве меньшей добавочной рабочей силы.
Охватывание новых капиталов, ведет к росту технического строения, которое в последующем распространяется на ранее функционировавшие капиталы. В конечном итоге все элементы основного капитала изнашиваются, поэтому их необходимо обновлять. Техническое строение старого капитала обычно при обновлении повышается. В последствии вытесняется из производства часть занятых рабочих и сокращается абсолютный спрос.
Для объяснения образования и роста безработицы можно использовать закон народонаселения. Сущность закона народонаселения заключается в том, что, способствуя возрастанию прибыли, наемная рабочая сила формирует источник для накопления капитала, в свою очередь капитал, через механизм повышения технического строения капитала, вызывает большое количество безработных. Безработные играют роль относительного перенаселения. По сравнению к спросу, предъявляемому на рабочую силу, последняя становится избыточной. Однако это не говорит о том, что существует абсолютный избыток населения. Основная причина появления безработицы - рост технического строения капитала .
Из этого следует, что в условиях рыночной экономики промышленная резервная армия провоцирует накопления капитала.
Наиболее частым показателем безработицы является уровень безработицы, который представляет собой число безработных, деленное на число людей в рабочей силе.
Целью национальной политики в области социальной защиты безработных является обеспечение того, чтобы безработные получали необходимую защиту и создавали условия для их трудоустройства с помощью правовых, экономических и организационных методов государственного управления .
Безработными признаются люди, которые являются трудоспособными, но в силу обстоятельств не имеют никакого рабочего места. И соответственно не получают денежные средства за свою трудовую деятельность. Следует отметить, что иные виды доходов, как пособия различного рода социальные выплаты в расчет в качестве заработка не берутся. Все действующие аспекты описаны в законе «О занятости населения РФ» от 12 декабря 2023 г.
На основании закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Таким образом, исследуя статус безработных граждан в области труда и занятости, стоит отметить то, что государство пытается установить самые хорошие условия для жизнедеятельности тех лиц, которые находятся в трудной ситуации в результате утраты работы. В настоящее время отечественная экономика, не совершенная и довольно нестабильная, а это указывает на то, что поддержка безработных граждан это один из основных показателей результативного проведения отечественной политики в нашей стране.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3451.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
4. Ампилогова, А. А. Меры социальной поддержки безработных граждан / А. А. Ампилогова // Международный научный журнал «Вестник науки». 2023. № 5(38). Т. 3. С. 118.
5. Батырева М.В., Селезнева Т.А. Удовлетворенность населения условиями жизни в городе как фактор формирования его образа // Russian economic bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 290.
6. Гараева, О.А. Современные проблемы занятости населения в России / О.А. Гараева // Контентус. — 2020. — № 8 (73). — С. 7-15.
7. Герасимова, Е.А. К вопросу о повышении эффективности государственной политики в области содействия занятости населения / Е.А. Герасимова // Энигма. — 2019. — Т. 1. — № 9-1. — С. 350-356.
8. Гидзев А.М. Правовой статус безработного // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 76.
9. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, B. Ш. Шайхатдинов. М.: Юрайт, 2022. С.109.
10. Давыденко Т. А., Кондаков М. В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 35.
11. Добренькова К.С., Яворская С.А. Правовой статус безработного в разных странах // В сборнике: Юность. Наука. Культура. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. 2019. С. 104.
12. Жданов Т.С. Правовой статус безработного // В сборнике: Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы. Материалы международной молодежной научно-практической конференции. отв. ред. В.Ш. Гузаиров, И.В. Савенкова. 2019. С. 47.
13. Землянухина, Н.С. Современные тенденции в сфере занятости населения / Н.С. Землянухина // Гуманитарный научный журнал. — 2019. — № 1. — С. 38-43.
14. Зуева Е.Г., Качьянова А.К. Особенности развития рынка труда в России // Инновационная наука. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rynka-truda-v-rossii (дата обращения: 15.05.2023).
15. Кожухова, Д.А. Актуальные задачи в области обеспечения занятости населения региона / Д.А. Кожухова // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. — 2019. — № 2 (40). — С. 64-66.
16. Кожухова, Д.А. К вопросу о государственном регулировании в сфере обеспечения занятости населения / Д.А. Кожухова // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2019. — № 1-1. — С. 12-17.
17. Костенко Р.В., Гургаева А.А. Современные проблемы занятости и безработицы в России // Colloquium-journal. – 2019. – № 7-6 (31). – С. 54-56.
18. Курило А.Е. Долгосрочные тенденции региональных рынков труда в России // Регионология. 2021. №2 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnye-tendentsii-regionalnyh-rynkov-truda-v-rossii (дата обращения: 23.11.2022).
19. Маркова, А. Н. Экономическая история зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / А. Н. Маркова, А. В. Сметанин, Ю. К. Федулов; под ред. Ю. К. Федулова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 105
20. Матвеева, П.А. Территориальная специфика развития сферы занятости населения / П.А. Матвеева // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8. — № 2 (27). — С. 255-258.
21. Митрошина, М.Н. Проблемы занятости населения моногородов арктической зоны РФ / М.Н. Митрошина // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2019. — № 3 (59). — С. 2.
22. Орцханова, М.А. Занятость населения в России: состояние, проблемы и перспективы [Текст] / М.А. Орцханова // Наука и бизнес: пути развития. — 2019. — № 3 (93). — С. 109-111.
23. Филиппова, М. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2021. С.73.
24. Федеральная службы государственной статистики / Официальный сайт, «Россия в цифрах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru
25. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области / Официальный сайт, «Россия в цифрах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sahalinstat.gks.ru/