Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственные целевые программы являют собой один из основополагающих способов приведения государственных решений в жизнь. Они призваны помогать в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в случаях, когда важно сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.
Актуальность рассматриваемой темы вызвана тем, что в существующих на данном этапе условиях экономической нестабильности, порожденной, в том числе введением санкций против Российской Федерации, крайне важно выявить принципиально новые модели и стратегии перехода к устойчивому и что немаловажно качественному социально-экономическому развитию государства.
В наступлении нового десятилетия, государственные целевые программы не теряют своей актуальности как важнейшего экономического инструмента. Они позволяют сконцентрировать усилия для комплексного, системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем социальной и экономической политики Российской Федерации, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей.
Все вышеизложенное обусловливает не только теоретическую, но и практическую значимость рассматриваемой темы.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает система реализации государственных целевых программ на территории Российской Федерации.
Предметом исследования являются организационно-правовые отношения, возникающие в процессе разработки и реализации государственных целевых программ.
Целью курсовой работы является изучение процессов формирования и реализации государственных целевых программ в Российской Федерации.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты исследования государственных целевых программ;
2. Изучить сущность государственных целевых программ, обосновать их теоретическую значимость;
3.Раскрыть виды и основные этапы реализации государственных целевых программ;
4. Ознакомиться с организационно-правовыми основами формирования и реализации государственных целевых программ;
5.Рассмотреть проблемы, присущие процессу формирования государственных целевых программ;
6.Произвести обзор государственных целевых программ, реализующихся на территории Российской Федерации;
7.Проанализировать динамику финансирования государственных целевых программ;
8.Проанализировать проблемы системы реализации государственных целевых программ и предложить пути их решения на примере Владимирской области.
Теоретическую и методическую основу исследования составили законодательные и нормативные документы, положения и выводы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях, учебниках и учебных пособиях специалистов в области реализации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также материалы периодической печати и интернет-ресурсы.
В процессе исследования применялись общенаучные методы и приёмы: формально-логический метод; сравнительный метод; метод систематизации; анализ специализированной литературы; анализ нормативно-правовых документов; изучение и обобщение сведений.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственных целевых программ
1.1 Сущность и теоретическая значимость государственных целевых программ
В минувшее десятилетие в Российской Федерации использование программно-целевого метода вышло на принципиально новый уровень.
Если ранее в приоритете стояло создание отдельных целевых программ, на современном этапе предпочтительнее одновременное и взаимоувязанное программное решение ряда ключевых проблем национальной экономики, при условии, что такой способ их решения в наибольшей степени результативен [14].
Важно отметить, что программно-целевой метод все обширнее распространяется на все уровни хозяйственной системы. Для данного метода характерно обеспечение реализации одновременно двух видов интеграции социальных и экономических процессов: временной, когда необходимо добиться точной последовательности и целостности всевозможных этапов процесса движения к конечной цели, предполагаемой программой, а также пространственной, когда необходимо суммировать усилия субъектов, относящихся к различным отраслям, формам собственности или регионам.
Кроме того, целевые программы базисно разрабатываются как крайне значимая часть системы управления государством. Данный порядок приобретает все большую необходимость, так как комплекс параллельно реализуемых программ зачастую требует оптимального перераспределения существенных объемов ресурсов и ощутимо затрагивает интересы практически всех ведомств и министерств [20].
Суть программного и целевого планирования заключается в выборе основных целей научных, экономических и социальных достижений, разработке связанных мероприятий для их достижения в планируемые сроки при сочетании ресурсов с эффективным использованием ресурсов. Программное и целевое планирование строится по схеме «цель — путь — способ — средства — результат». Начиная с формирования целей, которые нужно достичь, затем определяются пути их осуществления, затем определяются необходимые пути и средства реализации, определяются экономические и социальные эффекты, если они успешно реализуются. Уникальность такого метода расчета заключается не в прогнозировании будущего состояния системы, но и в составлении конкретной программы для достижения предполагаемых результатов расчета [4].
По словам А.В. Яновского, государственные программы являются отработанным и эффективным инструментом планирования программного обеспечения в РФ. Они позволяют конкретизировать средства и меры, направленные на системное и комплексное решение долгосрочных, средних и долгосрочных социальных и экономические проблемы страны. Кроме того, целевые программы обеспечивают прозрачность, обоснованность выбора задач, которые предполагаются реализовать в различных временных периодах, и способы достижения результата с использованием различных форм оказания поддержки на российском уровне [10].
Государственные целевые программы в своем сущностном содержании имеют неоспоримые достоинства, такие как:
- нацеленность на решение комплексных задач, ставящихся перед Российской Федерацией не только как перед государством, но и как перед социально-экономической системой;
- сравнимо более обширный горизонт планирования, соизмеримый со сроком окупаемости вложенных инвестиций, что дает возможность оценить и долгосрочные и среднесрочные эффекты;
- системный подход к выработке мероприятий для достижения поставленных целей, которые в свою очередь четко согласованы по срокам реализации и ресурсоемкости;
- так называемая подотчетность: гласность и открытость осуществляемого финансирования;
- допустимость корректировки программно-целевых мероприятий, что гарантирует гибкость проводимой политики и возможность быстро адаптировать программу в случае изменений условий реализации;
- возможность в пределах программ группировать и комбинировать усилия властных структур различных уровней, а также частного сектора экономики [26].
Государственная целевая программа не только дает возможность решать первоочередные задачи развития социально-экономической сферы РФ, но создает условия для возникновения и дальнейшего развития новых форм предпринимательства, таких как государственное и частное партнёрство.
Также стоит отметить, что государственные целевые программы являются согласованными по срокам осуществления, исполнителями, ресурсами комплексом опытных, исследовательских, научных, производственных и организационных мероприятий, обеспечивающих решение задач в области социально-экономического и социального развития РФ.
Реализация целевых программ государственной политики оказывает существенное влияние на бюджетную политику в РФ. Однако бюджетная политика, являясь составной частью государственной социальной политики, ориентирована на создание новой модели развития экономики, которая, по задумке «мандатов», даст возможность России бороться за человеческие ресурсы и инвестиционные ресурсы в глобальных масштабах.
В бюджетном кодексе РФ закреплены три основные формы использования программного финансирования в процессе бюджетного процесса: долгосрочные федеральные целевые программы ФЦП, ведомственные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы.
Программный бюджет необходимо рассматривать как целесообразный инструмент обеспечения эффективного и прозрачного использования бюджета, долгосрочной сбалансированности бюджета, расширения самостоятельности властных органов по вопросам принимаемых ими решений о распределении ограниченных финансовых ресурсов, а также повышения уровня их ответственности за результаты проводимой деятельности. Как в своей работе полагает И.П. Денисова: «федеральные и региональные органы управления, используя инструментарий бюджетного программирования, способны оказывать позитивное воздействие на пространственное социально-экономическое развитие [7].
Подводя итог, программно-целевой метод планирования расходов дает возможность соблюдать единый подход к рациональному использованию средств, как для разрешения наиболее остро стоящих проблем государства, региона или же муниципального образования, так и являет собой инструмент выравнивания экономических показателей развития отдельно взятых регионов Российской Федерации.
1.2 Виды и основные этапы реализации государственных целевых программ
Главная цель разработки госцелевых программ - содействовать реализации государственных политики в приоритетных направлениях развития страны, отдельных экономических отраслей и отдельных административных территорий.
Эта цель достигнута путем концентрации финансового, трудового и технического ресурса на приоритетные направления развития экономики страны, координации действий федеральных органов власти и органов местного самоуправления, учреждений и предприятий, организаций.
Разработка государственных целевых программ осуществляется в соответствии с следующими условиями: существует проблема, которая невозможно решить средствами территориальных или отраслевых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024)
3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция)
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» от 02.08.2010 г. №588
5.Иванов И.И. Методология разработки и оценки целевых государственных программ // Вестник национального исследовательского университета. 2020. Т. 15. С. 10-20.
6. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2021. - 157 с.
7.Козлова В.А., Петров А.С. Оптимизация методов разработки целевых государственных программ // Государственное управление и развитие. 2021. Т. 5. С. 45-52.
8.Лебедев П.Н. Анализ и сравнение методов оценки эффективности целевых государственных программ // Экономика и управление. 2022. Т. 25. С. 78-85.
9. Медведева Е.В., Сидоров Д.Г. Применение стохастических моделей в разработке и оценке целевых государственных программ // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023. Т. 12. С. 123-131.
10.Меньшикова, А.Г. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2022. — 340 с.
11. Николаев Г.А., Смирнова О.В. Современные подходы к оценке эффективности целевых государственных программ // Финансы и банковское дело. 2022. Т. 8. С. 65-73.
12. Орлова Н.М., Тарасов М.В. Использование методов системного анализа в разработке и оценке целевых государственных программ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2021. Т. 9. С. 32-39.
13. Петрова Е.С., Иванова А.А. Проблемы и перспективы оценки эффективности целевых государственных программ // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2022. Т. 11. С. 56-63.
14. Попов Г.Х., Косов Н.С., Программно-целевой метод в управлении и планировании – М.: Экономика, 2021. – 240 с.
15. Прокофьев, С.Е. Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1.: учебник. - М.: Юрайт, 2022. — 276 с.
16. Ратнер Н.М., Нестеренко О.Н., Ятнов В.А., Юрпалов С.Ю., Целевые федеральные программы. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2021. - 156с.
17. Романов А.М. Методы оценки социальной эффективности целевых государственных программ // Социальная политика. 2020. Т. 14. С. 87-94.
18. Севастьянов Л.Н. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методологические подходы к разработке // Регион: экономика и социология - 2022. - №1.- с.23-34.
19. Смирнов В.А., Попов А.С. Анализ и сопоставление методов разработки целевых государственных программ в разных странах // Международные отношения и политика. 2023. Т. 18. С. 105-112.
20. Тарасова Е.И., Козлов Д.В. Применение качественных методов оценки эффективности целевых государственных программ // Экономика и предпринимательство. 2021. Т. 6. С. 74-82.
21. Ушаков М.А., Пахомова Е.В. Инновационные методы разработки целевых государственных программ // Инновационная экономика и управление. 2022. Т. 9. С. 41-49.
22. Федоров С.П., Игнатова Н.О. Статистические методы в оценке эффективности целевых государственных программ // Статистика и экономическая информатика. 2023. Т. 13. С. 132-140.
23. Чернов А.А., Сидорова М.И. Роль конкурентного анализа в разработке целевых государственных программ // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. Т. 7. С. 91-99.
24.Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование: учебник. — М.: Юрайт, 2020. — 302 с.
25. Шилкин Н.И., Головина Е.В. Методы оценки эффективности целевых государственных программ в сфере социальной политики // Социальные и гуманитарные науки. 2020. Т. 11. С. 100-108.
26. Юрьев В.А., Кузнецов П.В. Прогнозирование результатов целевых государственных программ на основе экстраполяции данных // Планирование и прогнозирование. 2023. Т. 14. С. 141-148.