Фрагмент для ознакомления
2
Гибкость - это способность суставов и мышц выполнять различные движения. Гибкость – это способность выполнять как можно больше движений в суставах.
Гибкость в огромной степени связана с механическими свойствами мышечных волокон (их сопротивлением растяжению) и регуляцией мышечного тонуса [2]. Другими словами, это подвижность суставов и эластичность мышц.
Способность суставов и мышц двигаться с максимально возможной амплитудой очень важна для выполнения повседневных задач: выполнения работы по дому (ремонт, мытье окон, полов).
Иногда на улице человек попадает в непредвиденную ситуацию, которая требует от него проявления физических способностей, таких как гибкость. Например, зимой: на улице гололед. У обычного человека эластичность его связочного аппарата невысока, если он поскользнется и упадет, то может получить серьезную травму [17].
Обладая достаточной гибкостью, человек может двигаться легко, грациозно и изящественно, заниматься спортом и выполнять физические нагрузки более эффективно. Подвижность суставов и эластичность мышц зависят от правильной осанки и обычного положения тела.
Улучшение осанки благотворно влияет на работу внутренних органов человека: исключается возможность сдавливания диафрагмы, что, в свою очередь, нарушает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем; осуществляется смещение центра тяжести при ходьбе. Если человек не обладает гибкостью, он может легко получить травму при выполнении действий, требующих от него быстрого растяжения мышц, - когда он подтягивает предметы вверх или в сторону.
После 30 лет каждый пятый человек в мире страдает от различных форм ишиаса. Объем совместной деятельности варьируется от возраста к возрасту. Среди детей младшего школьного возраста этот показатель выше. В 10-14 лет достигается значительное влияние на развитие гибкости. Именно в этом возрасте опорно-двигательный аппарат более подвержен растяжению, поэтому подвижность суставов в два раза выше, чем в предыдущем учебном году. В будущем гибкость будет снижаться.
Значительное ухудшение состояния наблюдалось у людей старше 50 лет и у лиц с обострениями после 60 лет. В то же время существует парадокс: чем старше человек, тем очевиднее физическая активность, влияющая на улучшение подвижности позвоночника. Упражнения на гибкость помогают избежать распространенного заболевания - остеоартрита. Акцент на растяжку делается на занятиях различными видами физической активности [13].
Длительные и систематические курсы физических упражнений позволяют не только восстановить, но и «оздоравливать» суставы и межпозвоночные хрящи. Процесс развития гибкости связан не только с повышением общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и с укреплением самих суставов. Необходимо тренировать опорно-двигательный аппарат, чтобы улучшить его эластичные свойства и увеличить прочность мышц и связок.
Таким образом, обладая достаточной гибкостью, можно защитить себя от травм, улучшить свои физические возможности и обрести уверенность в себе. Гибкость зависит от внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы - это генетические условия. К ним относятся тормозящие сустав элементы (эластические свойства связок и мышц, строение суставов), их глубина, строение суставных сумок, костные выступы связок, мышцы, нейромодуляция мышечного тонуса, антагонисты, взаимное сопротивление мышц. Если поверхности сочленений похожи друг на друга, их подвижность ухудшается.
Строение суставов влияет на подвижность опорно-двигательного аппарата. Седловидные и овальные шарниры имеют две оси вращения, в то время как цилиндрические и овальные шарниры имеют только одну ось вращения, в то время как сферические шарниры имеют три оси вращения. Однако в плоском суставе без оси вращения только одна поверхность сустава может скользить по другой поверхности сустава. Сферические суставы (например, плечевые, тазобедренные) могут обладать наибольшей анатомической подвижностью и, следовательно, допускать движения с максимальной амплитудой во всех плоскостях.
При ограниченной анатомической активности они имеют седловидную форму, форму блока и плоские суставы. Большую роль играют особенности генетической детерминации строения сустава: - размер выступов на костях; - длина суставной поверхности и ее консистенция. Подвижность также ограничивают анатомические свойства суставов, такие как костные выступы, которые расположены в одном ряду близко к суставной поверхности.
Ограничение гибкости сочетается со связочным устройством: чем выше натяжение суставной капсулы, тем больше суставная капсула и толще связки, поэтому маневренность суставных сегментов тела более ограничена. Важнейшим ограничением движения суставов человека является взаимное сопротивление мышц вокруг суставов, так называемый «миотонический рефлекс». В этом случае амплитуда движения будет ограничена усилиями мышц-антагонистов.
1.2 Особенности физического развития и двигательной подготовленности младших школьников
Физическое развитие является одним из важнейших критериев здоровья детей и подростков [4]. Определенный уровень морфологической функции мышечной системы необходим для общего состояния здоровья (метаболической функции) и каждой основной группы мышц: плечевого пояса и спины, брюшного пресса и ног. Учителя начальных классов выделяют детей, отличающихся по росту или комплекции, потому что «крайности» часто указывают на существующие заболевания или снижение способности выполнять движения, чтобы показать силу, выносливость и скорость [19]. Из-за негативного воздействия окружающей среды медленный рост и небольшие размеры часто объясняют неблагоприятный уровень жизни.
Однако не исключена определенная роль генетики [9]. Физическая подготовка, которая является специальной, непосредственно направлена на развитие нестандартной физической подготовки в этом виде спорта, связанной с профессиональной или спортивной деятельностью. Общая физическая подготовка в первую очередь направлена на общее физическое развитие участников, то есть развитие физических свойств, необходимых для полного повышения многофункциональности организма, развития всех мышечных тканей, укрепления органов и систем организма, и повышение спортивной активности. Это определяет качественные аспекты спортивной деятельности детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция).
2. Ашмарин, Б. А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А.Ашмарин.- Москва: просвещение, 2020. - 287 с.
3. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: просвещение, 2020. – 154 с.
4. Ашмарин, Б.А Теория и методика физического воспитания / Б.А.Ашмарин. - Москва: Просвещение, 2020. - 240 с.
5. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - Москва: Физкультура и спорт, 2022. - 208 с.
6. Белов, Р.А Исследование активной и пассивной подвижности в суставах и обоснование методике развития у девочек школьного возраста / Р.А.Белов. - Москва: Вита, 2020 .- 19 с.
7. Быков, B.C Развитие двигательных способностей учащихся / В.С.Быков.- Москва: 2022 .- 74 с.
8. Воробьев, В.И Определение физической работоспособности спортсменов / В.И. Воробьев.- Москва: 2022 .- 54 с.
9. Галеева, М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена / М.Р.Галеева. - Москва: Нова, 2020 . - 56 с.
10.Глазырина, Л.Д. Физическая культура школьникам. Программа и программные требования./ Л.Д. Глазырина. – Москва: Гуманитарный центр ВЛА ДОС, 2020. – 144с.
11.Демидов, В.М Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В.М.Демидов.- Москва: Нова, 2022 .- 47 с.
12. Дербаба, Л.В. Гибкость-необходимое качество // Спортивные игры. – 2020. – №11. – С. 65-76.
13.Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. - Москва: Физкультура и спорт, 2021. – 193с.
14.Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк. – Москва: Вита, 2022. – 165с.
15. Зациорский, В.М. Спортивная метрология . Учебник для институтов физической культуры./ В.М. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 2020. – 256с.
16.Зимкина, Н.В Физиология человека / Н.В.Зимкина. - Москва: Физкультура и спорт, 2022 .- 98 с.
17.Качашкин, В.М Методика физического воспитания / В.М.Качашкин. - Москва: Просвещение, 2020.- 304 с.
18.Козлова, В.И Физиология развития ребенка / В.И. Козлова. - Москва: Вита, 2020.- 31 с.
19.Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / : учебное пособие/ Э.Б. Койнова.– Москва: ИНФА, 2022. – 208 с.
20.Коренева, М.С Подвижные игры / М.С.Коренева. - Москва: Вита, 2022 .- 24с.
21.Кузнецова, З.И Развитие двигательных качеств школьников / З.И..Кузнецова. - Москва: Просвящение, 2002 .- 204 с.
22.Лях, В.И Гибкость и методика еѐ развития. Физкультура в школе / В.И.Лях. - Москва: Вита, 2020 .- 25 с.
23.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – Москва, 2021. – 312с.
24.Семкина, А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятиями спортом / А. А. Семкина. – Москва: Вита, 2021. – 213с.
25Янсон, Ю.А Физическая культура в школе / Ю.А.Янсон.- Москва: Нова, 2022.- 624 с.