Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Египетская книга мертвых» давно уже для многих из нас сала символом Египта в не меньшей степени, чем пирамиды, фараоны, мумии и Сфинкс. Эта древнейшая книга на протяжении почти 5000 лет занимала важное место в жизни каждого благочестивого египтянина: будь то фараон или пахарь, супруга фараона или служанка – все они жили, постоянно обращаясь к учению «Книги мертвых». Египтян хоронили, руководствуясь ее указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на действенности ее гимнов, молитв и заклинаний. Для них главы «Книги мертвых» были всемогущим путеводителем по дороге, которая через смерть и погребение вела в царство света и жизни, в присутствие божественного Осириса, смерть превозмогшего, который одарил мужчин и женщин способностью «родится вновь».
Этот документ имеет огромное значение для изучения древнеегипетской религиозной мысли, обрядов и представлений о загробной жизни. В современных гуманитарных науках «Книга мертвых» стала объектом внимания исследователей, которые применяют различные методы анализа для понимания ее содержания и контекста.
Актуальность обусловлена тем, что текст «Книги мертвых» отражает не только мировоззрение и верования древних египтян, но и оказывает влияние на современную культуру и исследования в области религии, литературы и искусства.
Цели работы:
Раскрытие значимости «Книги мертвых» для понимания древнеегипетской культуры, религии и мировоззрения с учетом новых исследовательских подходов, анализ подходов в изучении «Книги мертвых» рамках гуманитарных наук, анализ влияния «Книги мертвых» на современную литературу, искусство, религию и культуру, изучение современных методов анализа и интерпретации текста «Книги мертвых».
Задачи
Изучение исторического и культурного контекста времени создания «Книги мертвых» для более глубокого понимания целей и задач данного древнеегипетского текста.
Анализ влияния «Книги мертвых» на развитие религиозных верований, культуры, литературы и искусства как в древности, так и в современном обществе.
Провести анализ различных теорий и интерпретаций «Книги мертвых», предложенных современными учеными, для выявления новых аспектов и значений произведения.
Сравнение Египетской и «Тибетской книг мертвых» в религиозном аспектов ритуалов погребения.
Объект исследования – «Книга мертвых»
Предмет исследования - современные подходы к исследованию в гуманитарных науках
Основные методы исследования
Теоретическая значимость работы заключается в выявление влияния «Книги мертвых» на современные подходы исследования.
Практическая ценность - состоит в возможности применения результатов исследования в процессе преподавания дисциплины в «религиоведении».
Глава 1. Историческое исследование «Книги мертвых»
1.1. Происхождение и обзор «Книги мертвых»
При разговоре о древнем письменном памятнике Египта «Книге мертвых» сразу возникает мысль, что это книга весьма печального содержания, поскольку, во-первых, о смерти мало кто задумывается, а, во-вторых, для многих смерть – это нечто это невозможно победить. Однако «Древнеегипетская Книга Мертвых» — это не книга о смерти. Это книга о жизни, преодолевшей смерть».
Если перевести название этой книги с арабского, то ее название буквально означает «Книга мертвеца».
В этом смысле мы можем говорить о том, что происходит с умершим человеком после смерти, и таким образом получается, что цель этой книги – помочь человеку, перешедшему границу смерти, пройти через все препятствия и опасности жизни. загробная жизнь, включая посмертный суд, после которого возможна встреча с богом Ра и возвращение на землю, чтобы ожить, обновиться или, если подойти к реалиям христианства, воскреснуть вновь. Парадоксально, но книга мертвых — это «книга о преодолении смерти, о победе над ней и в то же время о том, как это сделать»1.
В отличие от христианства (где вся надежда христиан возлагается на личность Христа и на силу Его Божественной силы воскресения), книга мертвых предлагает набор заклинаний, определенных формул, способных обеспечить победу над злыми богами и даровать возможность воскрешения или обновления, поскольку «достижение мест вечного блаженства было нелегким, а иногда и смертельно опасным, и становилось почти невозможным без точного знания топографии загробного мира и представления «в лице» его обитателей»2. Именно поэтому другое название книги переводится как «Изречения выхода в день».
Таким образом, внешними атрибутами этой книги являются буквы, обозначающие заклинания, а также иллюстрации, ведь для египтян рисунок имеет очень важное значение и порой несет в себе даже больше информации, чем буквы.
Интересно, что цвет букв, которыми написана книга мертвых, зеленый, можно сказать, что это символ воскресения. Отсюда можно заключить, что само появление книги мертвых указывает на то, что «этот древнейший литературный памятник человечества является одновременно древнейшим словесным протестом против смерти и средством словесной борьбы с ней — борьбы, которая представлялась помогите монументальной борьбе, которая выражалась до сих пор в строительстве колоссальных царских гробниц, лишенных каких-либо надписей и изображений»1.
Следует отметить, что еще до появления книги мертвых в Египте существовало множество памятников, где были записаны методы и слова преодоления смерти, и книгу мертвых можно назвать «результатом всего длительного развития египетской религиозной литературы».2
Далее необходимо поговорить о представлениях древних египтян о Вселенной и строении человека. По их мнению, вся Вселенная «состояла из пяти частей: неба, земли, воды, Дуата (потустороннего), гор»3. Эти пять частей находились, с одной стороны, в единстве, а с другой стороны, в некотором противостоянии друг другу. Каждый египтянин считал, что он состоит из нескольких сущностей: из тела, из души (ба), из имени, своей тени и из Ка (двойника)4.
Книгу Мертвых можно назвать в некотором смысле Библией Древнего Египта, поскольку она «представляет собой собрание изречений различного назначения, часто условно называемых в литературе главами. Их можно разделить на три категории: молитвы и гимны различным богам, магические заклинания и записи погребального обряда (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и т. д.)»5.
Число высказываний в этой книге обычно определяется ста девяносто тремя. Содержание «Книги мертвых» по схеме французского египтолога А. Море можно разделить на следующие четыре части: «1) Главы 1-16: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы за «выход днем»; гимны солнцу и Осирису 2) Главы 17-63: «выход днем» и возрождение умершего над силами тьмы; власть умершего над стихиями. 3) Главы 64-129: «выход в день» - превращение умершего в божество; познание равноценных тайн; Суд 4) Главы 130-162: Прославление усопшего - тексты, предназначенные для чтения в течение года (в определенные праздники, в дни приношения даров усопшему) и направленные на защиту мумии. Это содержание фактического. «Перет эм херу»; перед 163-й главой стоит заголовок: «Введено из другой книги помимо «Перет ем херу», а затем еще 30 глав».
Можно сказать, что каждый египтянин запомнил эту книгу. Считалось, что тот, кто владеет этим свитком и знает его содержание, может или поместит написанное им в гроб, может оставить тело в любом виде по своему желанию и беспрепятственно вернуться на свое место.
В «Книге Мертвых» о важности обладания этим текстом говорится следующее: «Смотри! Перепиши этот текст для себя. Напиши его на чистой поверхности нубийскими чернилами и смажь землей, на которую не ступала нога льва у кого есть этот свиток, тот и его дети будут продолжать процветать и не будут голодать. Он будет известен Царю и его двору. Будут даны ему печенье, кувшины, хлеб-песэн, и толстый кусок мяса с алтаря великого Бога - Владыки Дуата. Он не будет прогнан ни от каких ворот Запада. Его повлекут вместе с царем Верхнего и Нижнего Египта».
Содержание книги, безусловно, очень информативно, но в этой статье мне хотелось бы обратить внимание на то, в каких грехах каялся египтянин, что считалось для него злом. Чтобы описать это, можно разобрать, что происходило с душой египтянина в зале двух истин, а именно, там египтянину приходилось призывать имена сорока двух богов с доказательством того, что он не виновен в тех или иных грехах.
Итак, имя первого бога — «Широко шагающий», перед которым египтянин говорит вообще, что он не грешил. Имя второго бога — «Обнимающий Пламя», перед которым египтянин свидетельствует, что он не воровал. Имя третьего бога — «Носатый», которому египтянин рассказывает, что он не жадный. Четвертый бог — «Глотающий Тени», перед которым египтянин говорит, что он не воровал. Видимо здесь есть разница между вторым богом, с точки зрения грехов. Скорее всего, для египтян понятия «воровать» и «воровать» разные. Пятый бог называется «Свирепый Ликом», которому душа сообщает, что она не убивала людей. Далее душа обращается к шестому богу «Рути, Вышедшему Из Неба», говоря, что он не совершил греха уменьшения меры. Седьмой бог — «Кремнеглазый», египтянин говорит ему, что он просто не делал плохих поступков (что под этим понимали египтяне, не совсем понятно).
Восьмой бог — «Пылающий, вышедший задом», египтянин перед ним свидетельствует, что он ничего не украл из божьего имущества, т. е. здесь речь идет о грехе святотатства. Девятый бог — «Костолом», видимо, ответственный за сон лжи, ведь ложное слово способно «сломать кости», по известной метафоре «слово убивает». Десятый бог — «Цветущий в огне». Перед ним они свидетельствуют, что еду не отбирали. (Скорее всего, речь идет об особом отношении к еде, когда вне стола нельзя было есть). Одиннадцатый бог — «Обитатель Пещеры, вышедший с Запада», египтянин говорит ему, что он не был раздражительным.
Двенадцатый бог называется «Белозубый», этому богу нужно сказать, что египтянин не нарушал закона. (Возможно, здесь имеется в виду как закон Божий, так и закон египетской цивилизации, в нашем понимании гражданское право).
Тринадцатый бог — «Предатель Крови, вышедший из места бойни», до него засвидетельствовано, что убийства божественного скота не совершалось.
Четырнадцатый бог называется «Пожиратель внутренностей», вышедший из двора. Египтянин говорит ему, что он не действовал. Пятнадцатый бог — «Владыка Правды, вышедший из Двух Истин», — говорит ему египтянин, что он не крал хлеба.
Шестнадцатый бог — «Сбивающий с пути, вышедший из Бубастиса», перед которым надо сказать, что греха подслушивания не было совершено. Семнадцатого египетского бога зовут «Бледный», ему нужно доказать, что человек неразговорчив.
У семнадцатого бога интересное имя – «Дважды Злющая Гадюка», оно говорит о том, что человек ни с кем не спорил ради своего имущества. Восемнадцатый бог — «змей Уамемти, дошедший из места казни», которому нужно сказать, что человек не прелюбодействовал. Девятнадцатый бог, «Видящий-То-Что-Он-Унес», проверяет, нечист ли человек. Двадцатый бог называется так: «Ты-Кто-Над-Первородным». Также есть параллель с Новым Заветом, потому что в ап. Павла Первородным: «также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». (Евр.1,6) Египтянин говорит этому богу, что он ни в ком не внушал ужаса.
Двадцатый бог назван «Разрушителем», перед которым также говорится вновь, как и перед двенадцатым богом «Белозубым», что не преступил закона. Двадцать первый бог — «Творящий Несчастье», который, по-видимому, делал людям пакости, и, видимо, египтянам не следовало на него злиться, ведь именно ему египтянин рассказывает, что он не гневался.
Двадцать второй бог называется «Дитя, вышедшее из Гелиопольского нома». Душа египтянина говорит ему, что она не глуха к словам истины. Двадцать третий бог, «Произносящий Изречения», исследует вопрос о том, не сотворил ли египтянин какое-то несчастье. Двадцать четвертым богом считается «Бубасти, вышедший из Шетит», о котором египтяне говорят, что они не совершали странного греха подмигивания. Интересно, что в Ветхом Завете, в книге Притчей Соломона, есть такие слова: «Кто лукаво подмигивает, причиняет боль» (Притч. 10, 10).
Двадцать пятый бог «с Лицом-Назад, вышедший из могильной ямы». Он, видимо, был ответственен за грехи разврата и содомии, что указывает на то, что египтяне считали эти действия грехом и это не было для них нормой