Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в нашей стране только суд имеет право осуществлять правосудие. Судебная власть может осуществляться только в рамках конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. В связи с данным положением можно сделать вывод, что деятельность третейских судов является формой осуществления судебной власти в административном и гражданском судопроизводстве, а третейские суды являются составными частями системы органов гражданского права. В данной ситуации арбитражные суды – это суды публичного и частного права, которые направлены на разрешение споров, возникающих из соответствующих правоотношений.
В России, как и в любом другом правовом государстве, должен быть судебный орган, который разрешал бы конфликты между людьми в сфере бизнеса, финансов, банкротства и других экономических вопросов. Именно арбитражные суды выполняют эту функцию судебной власти, и мы должны понимать их деятельность, понимать их значение для людей и государства в целом.
Объектом курсового исследования выступают общественные отношения, связанные с разрешением споров в арбитражных судах Российской Федерации.
Предметом работы признаются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность арбитражных судов Российской Федерации.
Целью курсовой работы является всесторонне исследовать систему и полномочия арбитражных судов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть исторический аспект развития арбитражной системы;
выявить место Арбитражных судов в судебной системе государства;
проанализировать правовые основы формирования и деятельности Арбитражных судов;
изучить полномочия по рассмотрению гражданских и административных дел;
сформулировать регулирование споров в сфере предпринимательской деятельности;
сделать анализ отличий арбитражного судопроизводства от других видов судопроизводств.
Теоретическую основу исследования составляют научные достижения в области права. В процессе исследования опирались на труды С.Ф. Афанасьева, Т.Ю. Вилковой, А.А. Власова, А.В. Гриненко, и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации , Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования и общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и объем познания изучаемых явлений. Используются также частнонаучные методы, применяемые в современной юриспруденции.
Научная значимость курсовой работы выражается в том, что выводы и предложения работы могут быть использованы в дальнейшем при разработке методических рекомендаций по изучению отдельных вопросов, непосредственно связанных с предметом «Правоохранительные органы».
Теоретическая значимость курсового исследования заключается в том, что полномочия арбитражных судов изучается огромным количеством авторов.
Структура и содержание курсовой работы определяются целью и задачами курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Обзор арбитражной системы в Российской Федерации
1.1. Исторический аспект развития арбитражной системы
Специальные коммерческие суды впервые были упомянуты в Древнем Риме. Постоянный коммерческий суд был впервые учрежден в Париже в ноябре 1563 года. Первое упоминание о специальных судах для разрешения торговых споров встречается в Грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича 1135 года, но только со второй половины XVII века в Московском государстве обращается внимание на необходимость повышения авторитета купеческого сословия. Защита купечества получила дальнейшее развитие в России при императоре Петре I, когда его указом от 30.01.1699 года в Москве была учреждена Бурмистерская палата, а в других городах России были созданы земские избы. Позже, в 1719 году, в России была создана коммерц-коллегия, которая выполняла функции контроля за торговлей и разрешения споров между купцами по торговым вопросам. Первый «коммерческий» суд в России был основан императором Александром I 26.11.1808 года в Одессе для привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим император поручил мэру Одессы герцогу Ришелье обеспечить компетентное и правильное судебное разбирательство. С этой целью был подготовлен проект устава коммерческого суда, который послужил правовой основой для принятия 14.05.1832 г. Устава коммерческого судопроизводства. Этот устав регулировал организационную и процессуальную деятельность арбитражных судов до реформы правовой системы всей России в 1917 году. С 1917 по 1922 год все экономические споры, возникающие между субъектами, разрешались исключительно административным путем .
Во время гражданской войны существовал административный порядок разрешения экономических споров. Переход к НЭПу потребовал отказа от административного метода разрешения экономических споров, который и без того был громоздким, неэффективным и не знал процессуальной формы. 03.04.1922 года Президиум Высшего экономического совета своим постановлением образовал Арбитражную комиссию при Высшем экономическом совете и арбитражные комиссии при его местных органах — промышленном бюро губернаторских имений. Предшественники государственных арбитражных органов – Арбитражная комиссия при Совете труда и обороны (СТО) и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСОС) — были созданы почти полгода спустя декретом Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 21.09.1922 г., которым было утверждено положение о порядке работы учреждений .
Члены арбитражных комиссий назначались органами, при которых они состояли; дела рассматривались коллегиально председателем собрания и двумя членами (юристом и директором компании); споры рассматривались в порядке, близком к правилам гражданского судопроизводства, с некоторыми особенностями. Комиссия получила процедурную основу для своей работы с одобрения СТО от 14.03.1923.
Постановлениями Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 13.12.1929 и 03.04.1939 соответственно ведомственные и государственные арбитражные комиссии были ликвидированы. Это было сделано с целью «укрепления единства правовой системы СССР, поднятия экономической дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу».
Государственный арбитраж в СССР был создан в форме союзно-республиканской системы. В соответствии с положением, органы государственного арбитража не были уполномочены рассматривать споры между хозяйственными органами одного ведомства, которые находятся за счет республиканского или местного бюджета. Дело в том, что эти споры разрешались руководителями подразделений, и, конечно же, их разрешение не всегда было формализовано, что не способствовало их единообразному рассмотрению, оперативности и результативности принимаемых решений. Постепенно началось расформирование собственности, и тогда предварительное урегулирование конфликтов между хозяйственными органами одного ведомства было возложено на специально созданные в департаментах подразделения — ведомственные управления .
Работа арбитражного департамента строилась на тех же принципах, что и работа государственного арбитража. Эти арбитражные процедуры были созданы при министерствах и ведомствах для разрешения экономических споров между предприятиями, организациями и учреждениями, подчиненными этим органам. Ведомственные решения обычно формировались в рамках аппарата этих органов. Каждый из этих арбитражей подчинялся только тому органу государственного управления, членом которого он являлся и под непосредственным руководством которого он работал .
Принятие Конституции Российской Федерации 12.12.1993 г., формирование нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования третейских судов как органов судебной власти определили необходимость реформирования системы третейских судов. Проверка законности и обоснованности решений, принимаемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в первую очередь стала осуществляться апелляционными инстанциями тех же судов и федеральными арбитражными судами округов, выступающими в качестве кассационных инстанций в отношении отдельных групп арбитражных судов субъектов Российской Федерации, образуя трехзвенную систему.
1.2. Место Арбитражных судов в судебной системе государства
Место арбитражного суда в системе правоохранительных органов в целом сложилось в результате существенных изменений в пути их исторического развития. В какой-то степени прототипом современных третейских судов стали Третейские суды Российской империи, которые рассматривали коммерческие и биржевые дела, а также дела о коммерческой несостоятельности и банкротстве.
Арбитражные суды Российской Федерации считаются федеральными судами и являются частью правовой системы Российской Федерации. Формирование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, принятыми в соответствии с ними .
Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев и включает в себя: Верховный суд Российской Федерации; Федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры), дел об административных правонарушениях, а также других дел, вытекающих из административных и иных правонарушений, если их рассмотрение относится к компетенции арбитражного суда. При рассмотрении споров, относящихся к их компетенции, арбитражные суды обеспечивают защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию: они
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС КонсультантПлюс.
3) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
4) Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1543-1 (ред. от 24.06.1992, с изм. от 07.07.1993) «Об арбитражном суде» // СПС КонсультантПлюс.
5) Постановление ВС РСФСР от 04.07.1991 N 1544-1 «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» // СПС КонсультантПлюс.
Основная и специальная литература
6) Афанасьев, С. Ф. Арбитражное процессуальное право : учебник для вузов / С. Ф. Афанасьев [и др.] ; под редакцией С. Ф. Афанасьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 717 с.
7) Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 298 с.
8) Власов, А. А. Арбитражный процесс : учебник для вузов / А. А. Власов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 337 с.
9) Гриненко, А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для вузов / А. В. Гриненко. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 296 с.
10) Гуценко, К. Ф., Правоохранительные органы. : учебник / К. Ф. Гуценко. — Москва : КноРус, 2022. — 365 с.
11) Дыдыгина, Ю.Н. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №10-3.
12) Загорский, Г.И.. Судебные и правоохранительные органы. Том 2. Правоохранительная деятельность : Курс лекций / Г.И. Загорский, К.И. Попов; под. ред. Г.И. Загорский — Москва : Проспект, 2019. — 280 с.
13) Нестерова, Н. В. История становления и развития арбитражного судопроизводства в России / Н. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 341-344.
14) Смоленский, М. Б., Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник / М. Б. Смоленский, И. П. Напханенко. — Москва : КноРус, 2024. — 199 с.
15) Сотсков, Ф. Н., Судебные и правоохранительные органы Российской Федерации : учебное пособие / Ф. Н. Сотсков. — Москва : Русайнс, 2024. — 212 с.
16) Поляков, М. П. Правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.] ; под общей редакцией М. П. Полякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 367 с.
17) Сергунин, К. Н. Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 269-270.
18) Шагиев, Б. В., Правоохранительные органы. . : учебник / Б. В. Шагиев. — Москва : КноРус, 2024. — 185 с.