Фрагмент для ознакомления
2
За преступления против государства и государственных интересов, которые были совершены в период до принятия первых уголовных законов на Руси, присваивали первое место по степени общественной опасности .
В Псковской Судной грамоте 1497 года говорится о том, что такие преступления являются политическими. Данная группа включала в себя только одно преступление - перевет (государственная измена), за совершение которого предусматривалась высшая мера наказания - смертная казнь .
Не смотря на то, что в разные исторические периоды были приняты различные уголовно-правовые акты, они все равно содержали нормы, которые регулировали общественно опасные деяния против государственной безопасности.
На сегодняшний день преступления, направленные против безопасности государства, хотя и переместились на второе место после преступлений, направленных против личности в Особенной части Уголовного кодекса РФ, все еще представляют собой большую угрозу для страны, так как они направлены на нарушение суверенитета и территориальной целостности государства и могут нанести непоправимый ущерб ее безопасности. Помимо прочего, в условиях современной экономической и политической обстановки в мире, характеризующейся ухудшением отношений России с европейскими государствами и США, наращиванием сил террористическими организациями, усилением разведывательной деятельности иностранных государств против России, проблема обеспечения внешней и внутренней безопасности остается весьма актуальной.
Противодействие совершению данных преступлений требует принятия закона, регулирующего систему мер уголовно-правового характера. Первоначальной основой для такого рода борьбы являются нормы Уголовного Кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за государственную измену и шпионаж .
Все государства, имеющие достаточно ресурсов для обеспечения безопасности в отношении других стран, которые могут рассматриваться как враждебные по отношению к ним в идеологическом и политическом плане или конкурирующие в области экономики, науки и техники, предпринимают различные меры по обеспечению безопасности.
Важную роль в этом играет получение и практическое использование информации, которая может быть полезна для конкретных объектов интереса. На основе достоверных, полных и всесторонне проанализированных данных можно получить информацию, которая будет иметь влияние на обеспечение преимуществ в различных областях государственной безопасности.
С точки зрения ведущих западных стран (и не только) Россия, как и прежде СССР, является объектом враждебной, подрывной деятельности. Спецслужбы в больших странах обладают большим количеством материальных и человеческих ресурсов. По статистике расходы американских спецслужб ежегодно превышают несколько десятков миллиардов долларов. На первом месте должны быть названы ЦРУ, АНБ, РУМО и ФБР. Из-за использования ресурсов спецслужб их союзников и сателлитов, а также различных некоммерческих организаций, их возможности значительно возрастают. Вместе с тем, разведывательное сообщество США занимается не только сбором и анализом различной информации, которая может быть полезна для интересов страны или компаний, но и использует все возможности для проведения специальных операций, которые не ограничиваются исключительно разведывательными и контрразведывательными задачами. На данный момент уже можно говорить о том, что был освоен весь спектр способов воздействия на страны-контрагенты: от государственного переворота, в ходе которого происходит физическое устранение зарубежных государственных и общественных деятелей, до управления процессами социальной сферы. В настоящее время данная проблема является особенно актуальной, так как наблюдается тенденция к усилению конфронтации.
Не смотря на это, задача по противодействию данным мероприятиям, проводимым и организуемым в первую очередь спецслужбами за рубежом, остается актуальной. Она направлена на обеспечение безопасности СССР и социалистических стран Восточной Европы. В частности, поддерживались сепаратистские и националистические движения, благодаря предоставлению им финансовой и информационной поддержки .
По данным ФСБ России, самыми опасными и значимыми преступлениями являются государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст.276 УК РФ).
С.В. Дьяков писал: «внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне». Угроза, которую представляют собой действия виновного, угрожает суверенитету, территориальной целостности, безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
В то же время, ст. 3 и 4 Конституции РФ провозглашают и гарантируют, что на всей территории России будет обеспечен суверенитет и народовластие. Это можно сказать о том, что эти нормы охватывают как внутренний, так и внешний аспекты безопасности общества и государства. В связи с этим представляется, что необходимо разграничить "адресатов интересантов" и тех, кто занимается шпионажем и изменой, а также внешнюю и внутреннюю безопасность Российской Федерации. Поэтому, например, если иностранная организация использует террористические сепаратистские объединения внутри России для нарушения её территориальной целостности или руководит иными экстремистскими силами для антиконституционного изменения российской политической системы, — налицо внешнее посягательство на внутреннюю безопасность Российской Федерации.
По сути, на сегодняшний день безопасность нашей страны, в контексте норм о шпионаже и государственной измене, охватывает не только внешнюю сторону защиты государства (и соответственно общества), но и частично внутренний аспект, который отвечает за защиту от опасных посягательств иностранных «интересов», которые могут осуществляться с использованием соответствующих субъектов преступной деятельности. Главной целью данных зарубежных структур является получение признаваемых ими преимуществ в различных областях, которые имеют отношение к безопасности и стабильности страны, за счет укрепления внешней обороны и снижения внутренней устойчивости Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что все перечисленные аспекты ее защиты взаимосвязаны, но преобладает в них угроза внешней безопасности нашей страны. Так, согласно полученным результатам, предметом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, которые обеспечивают безопасность нашей страны в отношении внешних угроз .
Шпионаж являются наиболее тяжкими преступлениями в сфере государственной безопасности. Причиной этого является то, что они представляют собой исключительную общественную опасность. Она обусловлена значимостью угрозы для военных, экономических, политических и иных аспектов безопасности нашей страны, которые несут рассматриваемые действия. Это лишь подтверждает то, насколько серьезны преступления, которые могут быть совершены в ходе изменнической и шпионской деятельности не только по отношению к внешней, но и к внутренней безопасности Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996 . - № 25. - Ст. 2954
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О безопасности" // Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, № 1, ст. 2
4. Федеральный закон от 14.07.2022 № 260-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.07.2022, № 29 (часть II), ст. 5227
Специальная литература:
5. Акимочкин, В. И. Государственная измена и шпионаж в российском и зарубежном уголовном праве: сравнительный анализ / В. И. Акимочкин, В. Д. Позняк // Право и практика. – 2023. – № 2. – С. 63-67.
6. Багамаева, Д. М. Уголовно-правовая охрана государственной тайны в Российском уголовном праве / Д. М. Багамаева // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 12(151). – С. 235-237.
7. Белова, О. А. Конкурентная разведка и промышленный шпионаж как инструмент конкурентной борьбы и обеспечения экономической безопасности / О. А. Белова, И. А. Сергеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 24. – С. 164-167.
8. Государственная измена как угроза национальной безопасности России: духовно-нравственный, криминально-психологический и уголовно-правовой аспекты / К. М. Лобзов, А. В. Богданов, И. И. Ильинский [и др.]. — Новосибирск : Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2022. — 252 с.
9. Гуляева, О. М. Проблемы отличия государственной измены от шпионажа / О. М. Гуляева // Наукосфера. – 2022. – № 5-1. – С. 152-155.
10. Козаев, Н. Ш. Основание уголовной ответственности за шпионаж / Н. Ш. Козаев, Д. А. Рясов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 12-2. – С. 100-104.
11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Р.О. Долотов и др.; под ред. Г.А. Есакова. 9-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2021. 816 с.
12. Середа И. М., Ступина С. А. Уголовная ответственность за государственную измену через призму законодательных новелл // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 5 сент. 2022 г.) / отв. ред. А. М. Бычкова. - Иркутск : Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. - 331 с.
13. Ступина С. А. Некоторые вопросы квалификации публичных призывов к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ) // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 7 (170). - С. 250-252.
14. Стяжкина, С. А. Уголовно-правовая охрана государственной тайны / С. А. Стяжкина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 4. – С. 728-734.
15. Трошкина, Д. Э. Государственные преступления в уголовном законодательстве первых лет советской власти / Д. Э. Трошкина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2023. – Т. 9 (75), № 1. – С. 505-515.
16. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Денисова, д-ра юрид. наук, проф. Л.В. Готчиной, д-ра юрид наук, доц. А.Г. Хлебушкина, Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2020. – 832 с.
17. Улезко, С. И. Уголовная ответственность за шпионаж: основные направления совершенствования / С. И. Улезко, И. Д. Мальцагов // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2021. – № 1(41). – С. 85-88.
18. Федорова, М. А. Государственная измена и шпионаж как наиболее опасные преступления против безопасности РФ / М. А. Федорова // Научный Лидер. – 2022. – № 3(48). – С. 200-203.
19. Шолохов, В. М. Ретроспективный анализ становления и развития правового института защиты государственной тайны в условиях вооруженного конфликта / В. М. Шолохов // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2023. – № 3(36). – С. 12-18.
20. Яковлев, Н. А. Государственная измена и шпионаж: проблемы правоприменения / Н. А. Яковлев // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 2, № 10. – С. 135-139.