Фрагмент для ознакомления
2
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности осуществляется благодаря слуху. Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха [9,10].
Потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью речи. Ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной форме общения - жестикулярной речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение.
Так Л.Г. Парамонова обращает внимание на недоразвитие у слабослышащих всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух. У этой категории детей нарушается как понимание речи окружающих, так и нарушения собственной произносительной речи во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй). Понимание речи (импрессивная речь) у слабослышащих детей страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия.
Слуховое (аудиальное) восприятие – это способность получать и интерпретировать информацию, которая поступает в ушные раковины через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом.
Слуховое восприятие включает в себя следующие фазы:
1. Обнаружение. Для корректного процесса слухового восприятия требуется стимул, обладающий достаточной интенсивностью, чтобы достичь органов слуха.
2. Различение. Для восприятия и оценки звука необходимо умение отличать его от остального окружающего шума.
3. Идентификация и узнавание. Необходимо создать ассоциацию со звуком, например, голос, музыка или любой другой звук.
4. Понимание. Важно понимать звук, который мы слышим, будь то содержание сообщения или смысл самого звука.
Слуховое восприятие помогает адекватно реагировать на изменения окружающей среды, позволяет свободно общаться, предупреждает об опасности и даёт возможность наслаждаться музыкой.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, т.е. шумов.
В младенчестве у ребенка формируются основы фонематического слуха. В раннем детстве интенсивно развивается слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух. В дошкольном возрасте формирование слухового восприятия развивается и совершенствуется.
Исследователь Н.А. Ухина рассматривает слуховое восприятие как сложную системную деятельность, результатом которой является формирование обобщённого слухового образа. Развитие слухового восприятия происходит во взаимодействии с другими психическими процессами. Под воздействием речи слуховое восприятие приобретает избирательный и системный характер.
Способность, дифференцировать сложные звуковые ощущения, звуки речи воспринимать речь, как значимую информацию формируется у ребёнка под влиянием окружающей среды, в процессе активного овладения языком, как средством общения. Для восприятия речевого сообщения, активного взаимодействия с окружающими, ребёнок должен овладеть фонетической системой, лексическим и грамматическим строем языка.
Адресат, который воспринимает сообщение должен обладать развитым речевым слухом, иметь достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй речи, достаточное представление и понятие о содержании передаваемого сообщения.
Таким образом, слуховое восприятие обеспечивает распознавание и понимание произносимой окружающими речи. В норме у ребенка с нормальным слухом развитие слухового восприятия осуществляется параллельно с развитием речи. Но, в случае нарушения слуха, у детей значительно снижается способность к развитию слухового восприятия. Далее подробно рассмотрим особенности слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.
1.2 Особенности слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации
Кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта дети способны воспринимать окружающие звуки.
Кохлеарная имплантация - это процедура, при которой система электродов вводится во внутреннее ухо пациента, что позволяет воспринимать звуковую информацию посредством электрической стимуляции консервативных волокон слухового нерва.
Кохлеарная имплантация - это тип слуховой технологии, но в отличие от традиционного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, которые стимулируют слуховой нерв.
Под этим термином И. В. Королева подразумевается такой хирургический метод лечения глухоты, при котором происходит вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва [15].
А. С. Саблева определяет кохлеарную имплантацию как перспективный, высоко технологичный метод помощи лицам с тяжелыми формами тугоухости и глухоты, которым не помогают традиционные слуховые аппараты [22].
Использование кохлеарного имплантата основано на том факте, что при сенсорной тугоухости чаще всего поражаются рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового нерва продолжают сохраняться в течение длительного времени. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Кохлеарный имплантат выполняет эту функцию.
Как отмечает Е. Г. Речицкая, метод имплантации имеет ряд преимуществ по сравнению с использованием оптимально подобранного слухового аппарата. Современные многоканальные импланты могут восстановить частотную селективность слуха, т.е. способность выделения одновременно присутствующие в акустическом сигнале частот, до такой степени, которая достаточна для распознания речевых фонем. Слуховые аппараты восстанавливать частотную селективность не способны, но они усиливают акустические сигналы. Применение импланта исключает появление акустической обратной связи и, следовательно, обеспечивает возможность восприятия более тихих звуков разговорной речи [4].
Основным условием установки имплантата является нормальная анатомия соединение внутреннего уха с мозгом через слуховой нерв. Функция слухового нерва также должна поддерживаться на всем протяжении. Если слуховой нерв функционирует, пороки развития улитки не служат существенным противопоказанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы. Монография: Красн.гос.пед.ун-т. Красноярск. 2015. 248 с.
2. Беляева О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 11-17.
3. Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Подготовка безбарьерного образовательного пространства массовой школы для будущих первоклассников с нарушенным и сохранным слухом посредством детско-родительского клуба. Сибирский Вестник специального образования. 2013. №3 (11). С. 38–55.
4. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников / А.А. Венгер. – М.: Статут, 2013. – 328 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2013. – 304 с.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 7. с. 3-5.
8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Задачи сурдопедагога на разных этапах кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2013. –№ 21–22.
9. Еремина О.П. Игра в жизни детей с нарушениями слуха / О.П. Еремина. – М.: Просвещение, 2014. – 358 с.
10. Захарова Ю.В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития / Ю.В. Захарова. – М.: Белый Ветер, 2007. – 44 с.
11. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 23–25.
12. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации. СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.
13. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб.: Умная Маша, 2010. 200 с.
14. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В. Королева. – СПб.: Лемма, 2011. – 90 с.
15. Королева И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) [Текст] / И. В. Королева // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.
16. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников / Б.Д. Корсунская. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
17. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением слуха / В.Т. Кудрявцев // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 3–8.
18. Кукушкина О.И. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога /О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. 2014. № 2. С. 29–35.
19. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 29–35.
20. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л.П. Носкова. – М.: Владос, 2012. – 344 с
21. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
22. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет / А. С. Саблева // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – том 2. – С. 153-159.
23. Сатаева А.И. Роль первоначального периода в процессе реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации // Докл. на II Всерос. конгрессе по слуховой имплантации с междунар. участием. – СПб., Пушкин 2–4 окт. 2012.
24. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 50–62.
25. Соколовская, Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Т. А. Соколовская // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 91 – 97.
26. Староха А. В. Кохлеарная имплантация — перспективное направление слухопротезирования / А. В. Староха, А. В. Давыдов // Бюллетень сибирской медицины. – 2004. – № 4. – С. 34—38.
27. Таварткиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация / Г.А. Таварткиладзе. – М.: Норма, 2012. – 150 с.
28. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит / Н.Д. Шматко. – М.: Норма, 2011. – 378 с.
29. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 17–21.
30. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников. //Дефектология. 2012. № 3. С. 43-51.
31. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 43–51.