Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют основные направления речевого развития детей, уделяя особое внимание развитию речи как средства общения и культуры. Традиционно в речевом развитии детей выделяют направления речевого развития: звуковая культура, формирование словарного запаса, формирование грамматической системы речи, связная речь и подготовка к обучению грамоте.
Проблемы и задачи развития речи у детей дошкольного возраста всегда были взаимосвязаны. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в формировании личности ребенка настолько велико, что задача ее формирования занимает особое место в образовании. Именно слово знакомит ребенка с миром людей, помогает понять его и адаптироваться к нему, помогает реализовать себя как личность и стать активным участником общественной жизни.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть словарным запасом, чтобы он мог общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать литературу. Особые ограничения в этом несет нарушение зрения у детей. Нарушение зрения — это снижение способности видеть, ухудшение четкости зрения по определенной причине. Оно может быть вызвано аномалиями рефракции и аккомодациями, а также заболеваниями глаз, из-за которых снижается острота зрения.
Самые младшие дошкольники – это период бурного физического и умственного развития детей, а также период быстрого обогащения словарного запаса. Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, это период, когда личность наиболее сильно формируется и развивается. Ребенок активно усваивает базовые знания родного языка и речи, и его речевая активность повышается.
Младший школьный возраст - 6-10 (7-11) лет. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Развитие детского словарного запаса по отечественным методикам имеет богатую традицию и основано на работах К. Д. Ушинского. Основные принципы методики развития активного словарного запаса дошкольников изложены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеневской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Содержание и методика развития словарного запаса детей дошкольного возраста определены А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Развитой, О. С. Ушаковой.
Известный психолог А. А. Леонтьев писал в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность»: «Для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: в этот период происходит анатомическая зрелость речевой области головного мозга. Если в первые три года жизни речи ребенка не будет уделяться должного внимания, то в будущем потребуется приложить немало усилий, чтобы наверстать упущенное».
Основой развития речи является понимание ребенком окружающей действительности. Каждый предмет или явление, которые изучается заново, должны быть связаны с соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность (предметы быта, люди, животные, картины, игрушки, природа) предоставляет множество материалов, которые следует использовать для расширения восприятия ребенка и обогащения речи. Ученые выделяют термин «активный словарь». Активный словарь – это те слова, которые ребенок знает и может использовать в своей речи. Такие слова ребенок знает настолько хорошо, что он может использовать их в предложении без особых усилий и не затрудняется с их произношением. Чем больше у ребенка активный словарь, тем легче ему выражать свои мысли и чувства, а также понимать смысл находящейся вокруг информации.
Цель исследования: изучение особенностей развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Объект исследования: активный словарь детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить исследования в области развития активного словаря у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Изучить и обобщить педагогический опыт в развитии активного словаря у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
3. Подобрать диагностические методики изучения активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития активного словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Аналитический метод: анализ психолого-педагогической литературы, анализ карт развития детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
2. Метод наблюдения.
3. Эмпирический метод: психолого-педагогические исследование (констатирующее исследование).
Научно-методологическая база исследования: статистиско-экономический метод, ретроспективный метод, метод актуализации.
Теоретическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть применено в схожих научных, курсовых и диссертационных работах.
Практическая значимость. Данное исследование может быть применено на практике в учебных заведениях.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы (теоретическую, практическую), заключение, библиографический список, приложение.
База практического исследования: 10 учащихся второй младшей группы с нарушением зрения МАДОУ детский сад № 35«Непоседы» г. Новосибирск.
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Состояние изученности проблемы развития активного словаря детей дошкольного возраста в работах ученых
Правильное формирование словарного запаса дошкольников является средством полноценного общения и развития личности. Являясь важнейшей частью языковой системы, лексика имеет большое образовательное и практическое значение. Богатство словарного запаса, формируемого дошкольниками, является признаком высокой степени речевого развития. С. А. Поздеева раскрыла, что в случае нарушений в процессе формирования словарного запаса дошкольников словарный запас детей нельзя считать достаточно развитым [14, с.68].
Л. С. Выготский отмечал: «От речи напрямую зависит не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций всей личности» [6, с.23].
Словарный запас является одним из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарным запасом является важным условием интеллектуального развития, поскольку содержание исторического опыта, присущего детям в онтогенезе, обширно и отражается в форме речи и, самое главное, в значении слов.
Слова, усваиваемые детьми, делятся на две категории:
Пассивный словарный запас – это слова, которые носитель определенного языка понимает, но не использует. Пассивный словарный запас более активен, он включает в себя слова, значение которых ребенок угадывает из контекста, и эти слова всплывают в сознании только тогда, когда их слышат.
Активный словарный запас – это слова, которые говорящий не только понимает, но и использует (в большей или меньшей степени). Активный словарный запас в значительной степени определяет богатство и культуру речи.
И. Ю. Павлова изучила, что активный словарный запас ребенка включает в себя общеупотребительную лексику, но в некоторых случаях ежедневное употребление определенных слов объясняется условиями его жизни. Поэтому при определении содержания работы по развитию словарного запаса дошкольников педагоги учитывают потребности речевой практики детей и условия их речевого окружения. Также необходимо постоянно напоминать о главной цели обучения родному языку – сделать язык средством общения для детей [14, с.68].
Состав словаря отражает сферу интересов и потребностей детей, то есть в детской речи можно встретить слова, представляющие разные сферы жизни.
Далее опишем онтогенез становления словаря у детей дошкольного возраста. М. М. Алексеева писала, что первый год жизни ребенка – это подготовительный этап к овладению речью: к концу года ребенок произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, от 2-3 до 15 слов, и развивает понимание речи (пассивный словарный запас), опережающий активный словарный запас. Опираясь на эту характеристику, ребенок использует жесты, мимику и общие слова для выражения своих желаний и потребностей [1, с.68].
А. Р. Лурия раскрыла, что, начиная со второй половины второго года жизни, предложение, произносимое ребенком, состоит из трех-четырех слов. К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, но все еще далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но за три года словарь достигает 1,5 тысячи слов, а за четыре – в пределах 2000. Это связано с заимствованием слов из речи взрослых и усвоением способа образования слов. Ребенок на четвертом году жизни уже обладает достаточными речевыми способностями, чтобы четко выражать свои мысли, желания и цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно дети начинают использовать местоимения, наречия и числа [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 400 с.
2.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2021. –272 с.
3.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. – М: Просвещение, 2020. – 160 с.
4.Бородич, А.М. Методика развития детей с нарушением зрения. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с.
5.Выготский, Л.С.Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
6.Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.: Изд. смысл, Эксмо, 2021. – 512 с.
7.Дубровина, И.В. Психология. – М.: Академия, 2020. –464 с.
8.Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 2002. – 122 с.
9.Кузеванова, О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2022. – № 6. – С. 55-67.
10. Лаврентьева, А.И. Система работы над синтаксической стороной речи младших дошкольников. – М.: Нацка, 2020. – 24 с.
11.Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2020. – 144 с.
12.Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2020. – 320 с.
13.Лямина, Г.М. Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – М.: Академия, 2020. – 564 с.
14.Павлова, И.Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста. – М.: Буки-Веди, 2022. – С. 212-215
15.Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей // Детский сад: теория и практика. – 2021. – № 3. – С. 32-46.
16.Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2020. – 223 с.
17.Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 256 с.
18.Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Нова, 2022. – 52 с.
19.Методика развития словаря детей младшего возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uvd45.ru/4-kurs/metodika-razvitiia-slovaria-detei-mladshego-vozrasta-str-glava-sis/
20.Особенности проведения словарной работы на занятиях по ознакомлению с предметами, их свойствами. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/L3M_9AkxM7I/all.html