Фрагмент для ознакомления
2
В конце эпохи царства Чжоу, которое правило длительно время с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э., настал момент единения китайской империи. На пути к тщательному формированию империи происходило немало событий, благодаря которым ее территория увеличивалась. Данная ситуация порождала централизованное государство с абсолютной властью. Следует отметить, что в это время над другими царствами за счет военных успехов превосходило царство Цинь.
История царства Цинь начинается в 897 г. до н.э., когда на службу чжоускому Сюань-Вану был взят Цинь Чжун, а его внук Сян-гун за сопровождение правителя в столицу Пинвана был награжден титулом чжухоу и землей у горы Цишань.
Одним из известных правителей был Му-гун (659-621 гг. до н.э.), при котором первым министром являлся Байли Си. Именно Байли Си и его друг
Цзянь Шу сыграли важную роль в укреплении и усилении царства Цинь. Благодаря этому Му-гун и его царство одолело царство Цзинь.
Княжество часто успешно воевало с соседями, оно славилось своей мощью и неприступностью. Его земли были защищены от нападений кочевников рекой Хуанхэ и горными цепями. С 361 г. до н.э. царство Цинь значительно усилилось благодаря политике Сяо-Гуна.
Земля была плодородная, строились каналы, проводились работы по осушению болот. Отсюда проходили важные торговые пути, вывозили железо и шелк, импортировали шерсть и рабов. Главное преимущество было в том, что Цинь являлось посредником по торговле древних китайский царств в Среднюю Азию.
Сяо-гун объявил конкурс на лучший план усиления мощи страны. На этот призыв отозвался представитель легистов из числа странствующих ши из царства Вэй - Вэй Ян в будущем Шан Ян. В 359 г. до н. э. он прибыл в Цинь. Сяо-гун взял его к себе на службу.
Реформы Шан Яна превратили царство в сильную державу. В первую очередь, преобразования коснулись земледелия и военной сферы. Суть реформ состояла в строгой регламентации общинного землепользования. Под угрозой двойного налогообложения большие семьи должны были быть разделены на малые, каждой из которых следовало обзавестись собственным хозяйством. Для того чтобы семьи исправно вели свое хозяйство, Шан Ян создал систему круговой поруки: дворы были объединены в пятерки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом.
«Он распорядился разбить свой народ на группы по десять и пять человек, чтобы они следили друг за другом и отвечали за поведение друг друга. Любого, кто не сообщил о преступных действиях соседа, следовало разрубить пополам по талии, а тому, кто сообщит о таких действиях, полагалось такое же самое вознаграждение, как за отрубленную голову врага империи. С любым человеком, кто сознательно покрывал преступника, следовало обращаться как с предателем, сдавшимся врагу» писал Сыма Цянь в «Исторических записках».
Шан Яном был введен новый налог равный количеству обрабатываемой земли, который приносил постоянный доход. Также велась активная переселенческая политика, предложив выгодные условия, министр пригласил жителей других царств для освоения земли. Таким образом, половина населения царства были свободны и могли вступить в ряды циньской армии.
Военная реформа Шан Яна заключалась в реорганизации и перевооружении армии. Вместо боевых колесниц была включена конница. Бронзовое оружие заменено железным. Солдаты, за не проявление мужества в бою, подвергались тяжелому наказанию. Министр достиг цели, благодаря новым правилам армия стала одной из самых боеспособных в Древнем Китае.
Также было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. Реформа коснулась и аристократов, за отсутствие военных заслуг они исключались из списков знати. Однако проявилась и другая сторона реформ. Со временем начали продавать степени, люди, не состоящие в армии и не работающие в поле, получали выгоду таким образом. Однако реформатору это не понравилось и такие действия жестоко карались.
В вопросе центра централизации государства были принятые следующие правила, царство было разделено на 41 уезд (сян). Уезды дробились на более мелкие подразделения, во главе которых стояли чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из 10 и 5 семей.
Была введена единая система мер и весов, все распоряжения фиксировались в письменном варианте. В результате, экономическое и военное положение укрепилось. Реформы оказались эффективными.
Престиж династии Цинь был высок. Успехи Цинь в военных действиях против соседних государств побудило уцелевшие царства создать против циньского царства коалицию. Однако данная идея не увенчалась успехом, были присоединены царства Вэй, Чжао, Хань, Чу и Шу.
В 256 г. Цинь аннексировала домен чжоуского вана. В 221 г. до н.э. династия Цинь объединила Китай под своей властью. В 253 г. до н.э. именно циньский ван вместо чжоуского сына Неба принес в своей столице официальную жертву в честь небесного Шанди. На этом фактически завершилось эпоха Чжоу. Окончательной точкой в его существовании послужила деятельность императора Цинь Ши-хуанди (259—210 гг. до н.э.).
1.2 Реформы императора Цинь Шихуанди
Выдающийся император Шихуанди (при рождении Ин Чжэен) родился в 259 г. до н.э. в чжаоской столице Ханьдане. Его отец сын наследника циньского правителя Чжуан-сян-ван, мать — подаренная Чжуан-сян-вану наложница богатого купца Люй Бу-вэя.
В 246 г. до н.э. в 13-летнем возрасте Шихуанди оказался у власти. Люй Бу-вэй являлся официальным наставником будущего императора, а также с титулом Вэнь-синь-хоу стал его первым министром. При нем начал свою работу Ли Сы – ученик Сюнь-цзы, который был сторонником легизма. Во время заговора против императора, Люй Бу-вэй был отстранен от должности за связи с мятежникми. Ин Чжэн вел успешные войны, после чего вся Поднебесная оказалась в его руках. Он стал именовать себя первым императором Цинь.
Новому императору было предложено возродить традиционную удельную систему для близких родственников. Однако по совету Ли Сы, который оказывал огромное влияние на императора, Шихуанди отказался. Вместо этого он создал систему централизованной администрации, построенная на идеях Шан Яна. Для своей безопасности, император насильственным путем переселил 120 тыс. семей из всех царств, лишив их связей с бывшими подданными, тем самым ослабив позиции знати.
Следующие преобразования коснулись территориальной системы. Империя Цинь была разделена на 36 крупных областей во главе с цзюныиоу, а затем их количество достигло около 40. Области делились на уезды под руководством сяньлинов и сяньчжанов, уезды, в свою очередь, подразделялись на волости, состоящие из деревень.
Фрагмент для ознакомления
3
I. ИСТОЧНИКИ
1. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). В 9 т. Т. 2. Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и B.C. Таскина; Изд. 2-е, испр. и доп. 一 М.: «Восточная литература». 2003. – 567 с.
2. Сыма Цянь. Исторические записки: Ши цзи. В 9 т. Т. 8. / Пер. с кит. Р.В. Вяткина и А.М. Карапетьянца.— М.: «Восточная литература» 2002. — 510 с.
3. Шан Ян. Книга правителя области Шан. / пер. с кит. Л. С. Переломова. – М.:РИПОЛ классик. – 2017. 426 с.
II. ЛИТЕРАТУРА
1. Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. - М: «Юристы», 1998. – 349 с.
2. Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степутина Т.В. История Китая: Древность, Средневековье, Новое время. М.: «Восточная литература», 2010. — 600 с.
3. Булдыгерова Л.Н. История Китая. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2016. – 168 с.
4. Бурова Н. И. ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ — ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА. Talqin va tadqiqotlar ilmiy-uslubiy jurnali.2022. – С. 21. [Электронный ресурс] // URL https://cyberleninka.ru/article/n/terrakotovaya-armiyavosmoe-chudo-sveta (Дата обращения 09.04.2024.)
5. Васильев Л.C. Древний Китай. В 3 т. Т. 3. Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). Ин-т востоковедения РАН. — М.: «Восточная литература». 2006. — 679 с.
6. Власть и управление в империи Цинь. [Электронный ресурс] // URL https://history.wikireading.ru/249029 (Дата обращения 10.04.2024.)
7. Гране М. Китайская цивилизация. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016 – 480 с.
8. Досова Б.А. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии в системе международных отношений (древняя и средневековая история Китая): Караганда. 2020. – 266 с.
9. Древнекитайская философия. В 2 т. Т. 1. M.: «Мысль», 1972. 303 с.
10. Древний Китай. [Электронный ресурс] // URL https://be5.biz/pravo/i005/4.html (Дата обращения 16.04.2024.)
11. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности. Гл. редкол: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; [Отв. ред. В.А. Якобсон]. — М: Восточная литература. 2002. — 688 с.
12. История китайской цивилизации в 4 т. Т. 2. Цинь, Хань, Троецарствие, Цзинь, Южные и Севереные династии (221 до н.э. – 581) / гл.ред. Чжан Чуаньси, пер. с кит. под ред. И.Ф. Поповой. – М.: «Шанс». 2020. – 607 с.
13. История Китая с древнейших времен до наших дней / [отв. ред. Л. В. Симоновская, М.Ф. Юрьев]. 1974 . – 534 с.
14. Комиссаров С. А., Хачатурян О. А. Мавзолей императора Цинь Шихуанди. – Новосибирск, 2010. 216 с.
15. Крюков М.В. Переломов Л.С. Софронов М.В. .Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.: Наука. –1983.426 с.
16. Льюис М.Э. Империи Древнего Китая. От Цинь к Хань. Великая смена династий / Пер.: С. Белоусов. М.: Центрполиграф, 2016. - 416 с.
17. Моисеева О.Г. Цели и виды наказаний в традиционном праве Китая. [Электронный ресурс] // URL https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-vidy-nakazaniy-v-traditsionnom-prave-kitaya (Дата обращения 09.04.2024.)
18. Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн. Под ред. Шан Юэ. М.: «Восточная литература». – 1959. – 580 с.
19. Переломов Л.С. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н.э.). // М.: ИВЛ. 1962. 244 с.
20. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. – 340 с.
21. Расцвет рабовладельческого общества в Китае. [Электронный ресурс] // URL https://studfile.net/preview/7738130/page:27/#:~:text=В%20216%20г.%20до%20н.э.,чиновников%20(которое%20отмечалось%20и%20раньше) (Дата обращения 13.04.2024.)
22. Реформы Шан Яна. [Электронный ресурс] // URL http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shan_yan.php (Дата обращения 15.04.2024.)
23. Ульянов М. Ю. Цинь Шихуан и его армия. — Восточная коллекция, 2007. С. 23. [Электронный ресурс] // URL https://orient.rsl.ru/assets/files/food/text/2007/2007_2_29/2007_2_yljanov_g.pdf (Дата обращения 13.04.2024.)
24. Халтаева О.Р. Концепция государственного управления легистов и учение о Небе в период Чуньцю и Чжаньго. Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14. [Электронный ресурс] // URL https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-legistov-i-uchenie-o-nebe-v-period-chuntsyu-i-chzhango/viewer (Дата обращения 07.04.2024.)
25. Цинь Шихуанди, Ин Чжэн [Электронный ресурс] // URL http://www.hrono.ru/biograf/bio_c/cin_shi.php (Дата обращения 11.04.2024.)