Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается учение Дж. С. Милля о науках, методах научного познания и критериев истинного научного знания. Научная концепция Дж. Милля имеет особую актуальность для философии науки вследствие ее логичности, выстроенности. Несмотря на то, что Дж. С. Миллем не была разработана новаторская концепция наук, именно этот философ смог развить и систематизировать идеи свои предшественников, также вневременное значение имеет учение Дж. С. Милля об индукции как универсальном методе научного познания.
Цель работы – изучение концепции наук Дж. С. Милля.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить истоки формирования концепции Дж. Милля.
2. Рассмотреть общие тенденции развития философской научной системы Дж. Милля
3. Исследовать труд Дж. С. Милля «Система логики»
4. Провести анализ проблемы методов научного познания в концепции науки Дж. Милля
5. Проанализировать воззрения Дж. Милля относительно методов социальных наук.
Объект исследования – концепция наук Дж. С. Милля.
Предмет исследования – проблема методологии, истинности научного познания в концепции наук Дж. С. Милля.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, метод систематизации.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1.Основные тенденции развития философской научной деятельности Дж. С. Милля
1.1.Истоки формирования концепции наук Дж. Милля. Вклад Дж. Стюарта Милля в изучение ключевых научных проблем
Итак, в первую очередь, рассмотрим истоки философии О. Конта.
Известно, что Милль, равно как и другой великий представитель позитивизма – О. Конт - был огромным поклонником философии Аристотеля. Согласно позиции Конта, Аристотель и есть первый философ, который начал разработку принципов социологии как науки, что Аристотель – это выдающийся философ науки. Безусловно, именно Аристотель показал значение эмпирики в процессе научного познания.
Особое значение для Милля имели политико-этические воззрения Аристотеля. В частности, это рассуждения Аристотеля относительно того, что человек – это политическое существо, что государственное общественное управление выстраивается согласно принципу строгой иерархии.
Значимы для Милля были идеи таких философов, как Бэкон, Декарт, Юм, Кондильяк и т.д.
От Декарта он действительно многое берет в аспекте метода. Согласно позиции Декарта, недостаточно иметь прекрасный разум, важное умение его грамотного использования. Метод Декарта и был ориентирован на правильную направленность разума, увеличение знаний, доведение знаний до высшей степени.
Соответственно, Декартом осуществляется выделение четырех правил метода, которые носят фундаментальный характер, а именно:
- не должно принимать как истину то, что не может приниматься таковым с очевидностью, это позволит не делать поспешных выводов, предубеждений, включать в суждения то, что является ясным, отчетливым, несомненным,
- далее Декарт указывает на то, что трудности надо делить на части, так как это позволяет их решить наилучшим образом.
- Декарт считает, что следует обязательно осуществлять руководство ходом мысли, начинать с познания простого и постепенно начинать постигать сложное, то есть, это принцип последовательности в действии,
- наконец, крайне важно делать общие выводы обзорного порядка, чтобы не упускать то, что является существенным.
Как мы видим, согласно позиции Декарта, если мы откажемся от принятия за истину того, что не является истинным по своей сути, придерживаться принципа порядка, то мы сможем постичь абсолютно все истины, существующие в мире. Как следует из рассуждений философа, все ошибки, случающиеся в науках, происходят единственно оттого, что с самого начала наши суждения были слишком поспешны и при этом допускались туманные принципы, относительно которых отсутствовали ясные и отчетливые понятия. Правильность данного утверждения доказывается некоторыми успехами в науках, в которых присутствуют достоверные и всем известные основоположения; и наоборот, в других науках, где сохранились туманные и недостоверные принципы, успехи весьма незначительны.
Особо Милль выделял вклад в изучение законов социального развития Боссюэ .
Конт отмечал, что общественная жизнь немыслима без экономической составляющей. И в данной сфере Миллю были близки идеи А. Смита, который собственно и поставил проблему экономического человека в обществе.
Безусловно, определяющее значение для Милля имели идеи Конта, Тюрго, связанные друг с другом. Для Конта особое значение имела проблема, связанная с тем, как осуществляется социальный прогресс. И здесь Конт во многом ориентируется на идеи Тюрго.
Конт разделял правильность концепции культурного развития человечества по следующим стадиям – религиозной, спекулятивной, научной.
Близки Конту были идеи Ш. Монтескье, который детерминировал процесс познания явлений социального порядка, а также смог доказать, что данные явления пребывают в подчинении законам естественного порядка.
Под влиянием идей Кондорсе Конт пришел к выводу о том, что социальное устройство должно основываться на принципе порядка и принципе прогресса.
Конечно же, огромное влияние на становление теорий Конта и Милля оказали идеи Сен-Симона. В частности, именно у Сен-Симона Конт, а впоследствии и Милль, заимствует идею социальной реальности .
Также на становление научных взглядов Милля оказала влияние критика метода абстрагирования.
Абстрагирование является методом научного познания, которое имеет форму операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые являются несущественными для того, чтобы решать поставленные задачи. Соответственно, под абстракциями понимают результат процесса абстрагирования. Также известно именование абстрактного предмета.
Разовому циклу абстрагирования присущ двухступенчатый характер.
Первая ступень абстрагирования представлена несущественными свойствами и связями, которыми возможно пренебречь, посредством отделения существенного от несущественного, вычленения наиболее важного и интересного для исследователей. Объективное основание для такого вычленения - это относительная независимость или пренебрежимо слабая зависимость изучаемых явлений и их составляющих от целого ряда факторов.
Подготовка акта абстрагирования (отвлечения) состоит, во-первых, в том, что устанавливается общее для многих предметов определенного класса. Так, например, чтобы сформировать абстракцию «живое существо», нужно обнаружить общее для всех живых существ и в то же время то, что отличает их от неживых объектов. Такое свойство – это способность к обмену веществ. Для абстракции «человек» как общие и существенные можно рассматривать признаки, касающиеся сознательного отражения среды и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. https://studfiles.net/preview/1624635/
2. Багапов Р. Н., Гаитов Э. Р., Хаматов А. Ф. Позитивизм как гносеологическая концепция // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/136/38146/
3. Грязнов А.Ф. Индуктивизм Джона Стюарта Милля // Западная философия XIX века: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова. М.: Проспект, 2015. C. 232-238.
4. Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивистская философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.
5. Конт О. Дух позитивной философии //Тексты по истории социологии XIX–XX вв.: Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. М.: Наука, 1994. С. 6–28.
6. Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры /. Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 450 с.
7. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.
8. Милль Дж. Система логики. – Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/logika/mill_sistema_logiki_2011/18-1-0-2836
9. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.
10. Савелов А.Д. Классический феноменализм Джона Стюарта Милля. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassicheskiy-fenomenalizm-dzhona-styuarta-millya?ysclid=lv0x2zixqv318439759
11. Субботин, А.Л. Джон Стюарт Милль об индукции [Текст] /А.Л. Субботин ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2012 – 76 с.
12. Туган-Барановский М.И. Дж. Ст. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/230085
13. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему // Социологические исследования. 1999. №3.