Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, стала одним из самых значимых документов в истории человечества и первой писаной конституцией. В то время, когда монархический строй преобладал во всем мире, основы буржуазной демократии существовали лишь в нескольких европейских странах. Ее появление предшествовало Великой французской революции почти на два года.
Нельзя не признать выдающуюся значимость этого документа для своего времени, поскольку он закрепил основы создания единой демократической республики на американском континенте.
Конституция США 1787 года – одна из древнейших существующих в наши дни буржуазных конституций, а также одна из самых строгих. За два столетия было внесено всего лишь двадцать семь поправок, из которых десять были приняты сразу в 1791 году в виде известного Билля о правах.
Однако американские теоретики выделяют еще одну форму Конституции – «живую конституцию». Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее время с учетом многочисленных дополнений, таких как судебные прецеденты, законы, принимаемые Конгрессом, и указы президентов.
Основной целью данного исследования является анализ специфики государственного устройства США по Конституции США 1787 года. Такая цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- изучить историю принятия Конституции США 1787 года;
- охарактеризовать устройство Конгресса США;
- рассмотреть правовой статус Президента США;
- определить специфику судебной системы США;
- обозначить структуру и особенности Билля о правах.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Б. Палант, Е.А. Кремянская, А.Н. Домрин, С.А. Исаев, И.А. Прожерин, С.Р. Рамазанов, М.М. Айбатов, С.Е. Джонов, Е.С. Лаптева, Л.В. Бродская, К.А. Громоздов, А.А. Хлопотова, С.В. Левчук, А.А. Янбетов, А.Н. Тимонин и др.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ США 1787 ГОДА
После получения независимости 13 американских штатов в качестве основного закона использовали Статьи Конфедерации, принятые ещё во время войны на Втором континентальном конгрессе. Однако федеральное правительство, действующее в рамках Статей, оказалось слишком слабым и не обладало достаточными полномочиями для разрешения возникавших между штатами конфликтов. К таким конфликтам относится, например, спор между Мэрилендом и Виргинией о положении границы между штатами вдоль реки Потомак. Кроме того, правительство не обладало достаточной властью для сбора налогов и в финансовом отношении полностью зависело от штатов.
В сентябре 1786 года в городе Аннаполис (штат Мэриленд) прошла конференция, на которую прибыли делегаты 5 штатов (Нью-Джерси, Пенсильвания, Нью-Йорк, Делавэр и Виргиния). Целью конференции было исправление недостатков, присущих Статьям Конфедерации. Однако участники сочли, что штатов, представленных на конференции, недостаточно для принятия решения, поэтому на май 1787 года был назначен Конвент в Филадельфии. Отчёт о конференции в Аннаполисе был направлен в Конгресс. В отчёте была выражена надежда на то, что на предстоящий Конвент приедут делегаты из большего количества штатов и договорённость о необходимых исправлениях в Статьях будет достигнута.
Конвент Конституционный конвент в Филадельфии созывался 25 мая 1787 года и продолжался 18 недель. В состав конвента было избрано 74 делегата из 12 штатов (Род-Айленд отказался участвовать). Некоторые делегаты не смогли прибыть, а другие не захотели принимать участие. В результате максимальное число присутствующих на заседаниях составляло 55 человек. На окончательном голосовании, 17 сентября 1787 года, присутствовало немного больше 40 делегатов, так как некоторые из них, не согласные с выработанной конституцией, покинули конвент до его окончания. Среди участников конвента были такие выдающиеся государственные деятели, как Бенджамин Франклин, Джеймс Уилсон и Говернер Моррис от Пенсильвании, Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джордж Мейсон из Виргинии, Джон Дикинсон из Делавэра и Александр Гамильтон из Нью-Йорка. Хотя состав конвента социально был более или менее однородным (делегаты в основном представляли состоятельных людей), их взгляды были разнообразными .
Гамильтон, представлявший консервативную точку зрения, считал идеальной политическую систему Англии с ее конституционной монархией и двухпалатным парламентом. Он отстаивал принцип сильной власти, предлагал установить пожизненный срок правления президента Соединенных Штатов Америки и членов верхней палаты Конгресса, а также предоставить президенту право отклонять любые решения Конгресса, с которыми он не согласен. С другой стороны, Франклин, представитель буржуазно-демократических кругов, выступал за однопалатный Конгресс и проведение выборов на основе пропорционального представительства. Проекты монархического устройства были критически рассмотрены Т. Джефферсоном, Б. Франклином и С. Адамсом. Однако они вызвали недовольство и умеренно-консервативных деятелей Дж. Адамса и Дж. Джея. В таких условиях идея монархического строя на конвенте была бессмысленной, особенно принимая во внимание, что она была непопулярна среди народа, только что освободившегося от британского владычества.
Делегаты легко согласились с тем, что федеральное правительство должно включать в себя законодательную, исполнительную и судебную власти. При этом законодательная власть должна была основываться на принципе двухпалатности, а исполнительная – быть представлена президентом. Хотя были выдвинуты предложения о создании коллегиального исполнительного органа .
Однако вопросы о представительстве в Конгрессе, порядке его формирования, составе палат, назначении главы государства, а также взаимодействии федеральных и штатных органов и других вопросах вызвали жаркие дебаты. Решение этих вопросов было найдено на центристской основе. Важную роль в формировании положений конституции сыграл Джеймс Мэдисон, который руководил разработкой так называемого «виргинского плана», предложенного делегатом Виргинии Р. Рэндолфом. В соответствии с этим планом федеральное правительство обладало большими полномочиями. Однако столкнувшись с оппозицией со стороны делегатов, выступавших за сохранение больших полномочий у отдельных штатов, делегат из Нью-Джерси У. Патерсон представил свой проект, получивший название «план Нью-Джерси». В нем предлагалось ограничить полномочия центрального правительства только в сфере финансов и торговли. Последующие обсуждения показали, что большинство делегатов склоняется к «виргинскому плану», который был принят с некоторыми поправками и стал основой для новой конституции.
Согласившись на двухпалатную систему Конгресса, делегаты затронули проблему порядка его формирования. Появились предложения о лишении народа возможности участвовать в формировании национального законодательного органа. Б. Франклин считал необоснованным ограничение избирательных прав с помощью имущественного ценза. Он решительно выступал против ограничения избирательного права, напоминая, что народ сыграл огромную роль во время войны и внес основной вклад в достижение победы. Эту точку зрения разделял и Мэдисон, который поддерживал идею
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Соединенных Штатов Америки. Принята 17 сентября 1787 года (полный текст с 26 поправками) // URL: https://yurist-online.org/laws/foreign/const_of_USA/ru/konstitucija_ssha.pdf?ysclid=lv3pct45kx803800542 (дата обращения 15.04.2024).
2 Боботов, С.В. Введение в правовую систему США / С.В. Боботов, И.Ю. Жигаечев. – Москва: Норма, 2017. – 333 с.
3 Васяркиева, Ц.О. Принятие Конституции США в 1787 г. / Ц.О. Васяркиева, Б.В. Катнанова, Э.С. Кичикова, В.В. Шушунов // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 7 (211). – С. 34-46.
4 Громоздов, К.А США после войны за независимость: первая Конституция США / К.А. Громоздов, А.А. Хлопотова // Инновационное развитие современной науки: новые подходы и актуальные исследования. сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Москва: АНО ДПО «Центр развития образования и науки», 2024. – С. 262-265.
5 Джалсанова, Е.С. Особенности законодательной власти в США по Конституции / Е.С. Джалсанова, С.А. Купцаев, А.М. Чудутова, Б.Ю. Тугусова // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 7 (211). – С. 42-44.
6 Джонов, С.Е. К вопросу возникновения конституционного судебного контроля в США / С.Е. Джонов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2024. – № 1. – С. 92-106.
7 Домрин, А.Н. Поправки и «поправки» к Конституции США / А.Н. Домрин // Конституционный вестник. – 2020. – № 5 (23). – С. 233-243.
8 Исаев, С.А. Создание Конституции США: пенсильванский контекст / С.А. Исаев // Петербургский исторический журнал. – 2022. – № 3 (35). – С. 110-135.
9 Кремянская, Е.А. Актуальные вопросы конституционного регулирования прав и свобод в Соединенных Штатах Америки / Е.А. Кремянская // Социально-политические науки. – 2019. – № 5. – С. 76-79.
10 Лаптева, Е.С. Влияние политико-правовых философских идей на формирование Конституции США 1787 года / Е.С. Лаптева // Вопросы российской юстиции. – 2023. – № 27. – С. 22-27.
11 Лафитский, В.И. Основы конституционного строя США / В.И. Лафитский. – Москва: Дидакт, 2018. – 382 с.
12 Левчук, С.В. Правовой статус Верховного Суда США по Конституции США 1787 года и его последующее развитие / С.В. Левчук // История государства и права. – 2014. – № 10. – С. 36-40.
13 Лузин, В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) / В.В. Лузин // Государство и право. – 2009. – № 3. – С. 27-31.
14 Лысов, А.А. Закрепление и реализация принципа разделения властей в Конституции США 1787 года / А.А. Лысов // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. – 2021. – № 17. – С. 141-151.
15 Палант, Б. Билль о правах / Б. Палант. – Москва: Мысль, 2019. – 244 с.
16 Прожерин, И.А. Вторая поправка к Конституции США: проблемы доктринального толкования / И.А. Прожерин // StudNet. – 2020. – № 11. – С. 1256-1265.
17 Рамазанов, С.Р. Структура исполнительной власти по Конституции США / С.Р. Рамазанов, М.М. Айбатов // Закон и право. – 2024. – № 2. – С. 166-169.
18 Советов, И.К. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / И.К. Советов, Е.С. Дерябина. – Пермь: АНО ВПО «ПСИ»: НИУ «ВШЭ», 2019. – 238 с.
19 Уткин, А.В. Президент и конгресс США в XVIII - XIX веках / А.В. Уткин // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Сборник статей по материалам LXVIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2019. – С. 391-396.
20 Янбетов, А.А. К истории Конституции США / А.А. Янбетов, А.Н. Тимонин // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 134-141.