Фрагмент для ознакомления
2
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей.
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форму активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)».
Из указанного нами выше определения можно заключить, что общение характеризуется тремя сторонами проявления, то есть: коммуникативной, интерактивной, а также перцептивной.
А. А. Леонтьев под культурой общения понимают процесс создания и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного общения между людьми, так или иначе психологически связанными друг с другом. Реализация этого контакта позволяет согласовывать «индивидуальные» действия по определенным параметрам или, наоборот, разделять функции (социально-ориентированное общение) или влиять на общую цель в коллективный или «индивидуальный» процесс; социально опосредованную деятельность (личностно-ориентированное общение) [4].
Более простое определение дается М.И. Лисиной: культура общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [9].
Культура общения дошкольного возраста включает в себя соблюдение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, уважение и вежливость, использование соответствующей лексики и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах и в повседневной жизни.
Исследования М.И. Лисиной установили, что воспитание культуры общения определяет:
― формирование у детей знаний норм и правил общения;
― умение общаться с окружающими;
― желание ребенка вступать в контакт;
― предупреждает негуманное проявление эмоций [10].
Следует указать, что коммуникативная сторона общения находит свое проявление через действия личности, сознательно ориентированы именно на смысловое их восприятие другими людьми, а также как обмен информацией, так и обмен переживаниями. В свою очередь интерактивная сторона являет собой некое взаимодействие (а также еще и воздействие) людей друг с другом в процессе осуществления межличностных отношений, это межличностное взаимодействие непосредственно в совместной деятельности. Наконец, перцептивная сторона общения себя проявляет через восприятие и последующую оценку людьми социальных объектов (к примеру, самих себя, оценку других людей, групп, оценку других социальных общностей), понимание и восприятие в рамках общения другого человека, а также это способность понимания людьми друг друга (иными словами, взаимовосприятие) [3].
Культура общения включает в себя не только умение поступать правильно, но и воздерживаться от действий и слов, неуместных в данной ситуации. Необходимо научить ребенка видеть ситуацию других людей.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предсказывает, что дошкольники смогут говорить вежливо, сохраняя словарный запас и спокойный тон. Наличие культуры речи способствует активному общению детей в совместных играх и предотвращает большинство конфликтов между ними.
Таким образом, под культурой общения дошкольников мы будем понимать определенное взаимодействие детей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результат. Любая деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт, или результат, деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Исходя из данной схемы, мы понимаем общение как тот аспект взаимодействия детей, в котором предметом деятельности является другой ребенок.
1.2 Особенности воспитания культуры общения в дошкольном возрасте
В.Н. Белкина в своих исследованиях указывает, что культура общения дошкольника с взрослым и сверстником – это разновидности одной и той же коммуникативной деятельности, которые способствуют развитию у него свободы (независимости), инициативы, видению им своих возможностей, становлению самосознания, а также развитию эмоций [4]. При этом переход ребенка от соучастия непосредственно к сотрудничеству являет собой некий прогресс в области коммуникативной деятельности со сверстниками.
В трудах Р.А. Иванковой указаны три типа взаимодействия ребенка-дошкольника, а именно: равноправие, управление (то есть диктаторского либо демократического типа), а также подчинение [8].
Контакты дошкольников со сверстниками являются более эмоционально насыщенными, нежели со взрослыми, они сопровождаются резкими интонациями, кривляньями, криками, а также смехом. В их контактах с другими детьми практически отсутствуют жесткие правила и нормы, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Дошкольники в общении со сверстниками являются более раскованными, они говорят нередко неожиданные слова, проявляя фантазию и творчество, передразнивают друг друга [4].
Один ребенок намеренно может передразнивать другого, чего нет в общении со взрослым.
Еще одной спецификой детского общения является то, что у ребенка доминирует инициатива в ответных действиях. Ребенок на реплику сверстника достаточно быстро реагирует ответной активностью. В подобные моменты у него происходит развитие диалоговой речи. Однако в этом случае имеют место следующие проблемы: обиды, протесты, конфликты, так как ребенок стремится сказать последним свое веское слово. И нередко никто из младших школьников не хочет уступать [8].
По мнению Е.О. Смирновой, у детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения [18].
Имеются отличия в стиле и манере общения мальчиков и девочек. Это относится и к уровню общительности, а также к положению ребенка в коллективе. Мальчики с самого раннего возраста заметно активнее девочек вступают в контакты именно с другими детьми, они активнее затевают совместные игры и т.д. Для мальчиков чувство принадлежности к группе сверстников, а также общение с ними намного важнее, нежели для девочек.
Но различия между мальчиками и девочками непосредственно в уровне общительности прослеживаются не столько количественные, сколько именно качественные. Чаще всего у мальчиков в играх имеет место дух соревнования, при этом игра может перейти в драку. Как содержание совместной деятельности, так и совместный успех в ней для мальчиков значит намного больше, нежели наличие у них индивидуальной симпатии к другим детям – участникам игры. В первую очередь мальчик выбирает интересную игру, где он способен себя проявить, поэтому ради этого мальчик вступает в контакт даже в том случае, если ему не особенно нравятся партнеры [12].
В свою очередь общение девочек может быть более пассивным, но при этом более избирательным и дружественным. Но основе данных психологических исследований ясно, что сначала мальчики вступает в контакты друг с другом и только затем в процессе игрового либо делового взаимодействия, у них формируется положительная установка, возникает духовная тяга друг к другу. Однако девочки, наоборот, в контакт вступают в основном с теми, кто им нравится, для них содержание совместной деятельности является относительно второстепенным. Мальчики с ранних возрастов тяготеют именно к более к экстенсивному, при том, как девочки – к более интенсивному общению; чаще мальчики играют большими группами, а девочки играют по двое либо по трое [18].
Т.Е. Конникова и И.Г. Щукина выделяют следующие три группы методов воспитания культуры общения:
1) методы формирования сознания личности: рассказ, этическая беседа, пример и др.;
2) методы организации деятельности и опыта общественного поведения: упражнение, поручение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
3) методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказания [9].
Формирование культуры общения осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо выделить следующие четыре группы:
1) художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы. Эта группа средств, которая содействует эмоциональной окраске моральных явлений, которые познает ребенок (А.М. Виноградова, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Стрелкова и др.);
2) природа, вызывая у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию культуры общения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина);
3) собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность и т. д.), которая способствует осознанию и формированию культуры деятельности, общения в совместной деятельности детей и взрослых и самих детей;
4) окружающая обстановка – социальная среда (семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и др.) влияет на ценностные ориентации ребенка, тем самым активизирует механизм нравственного воспитания и влияет на формирование культурно-гигиенических навыков, культуры общения, культуры деятельности [11].
Таким образом, нами было выявлено, что в дошкольном возрасте часто дети не могут самостоятельно сформировать культуру общения, так как в силу возрасту подвержены частым эмоциональным реакциям, имеют мало социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя – помочь дошкольников в приобретении этого социального опыта посредством различных методов, в том числе игровых.
1.3. Приемы воспитания культуры общения
Следующие образовательные методы могут быть использованы для воспитания культуры общения у дошкольников.
Наглядные методы обучения - это методы обучения, при которых усвоение материала зависит от использования инструментов и технических средств. С помощью примеров дети узнают, что такое общение, в чем оно проявляются (коммуникативный аспект общения), какими могут быть отношения между людьми, от чего они зависят, что может улучшить отношения, что может испортить, как выглядит поведение в разных ситуациях, в котором говорится о различном поведении во взаимодействии конкретного человека, почему важно не только «говорить», но и «слушать», стараться понять другого человека (сенсорная сторона общения). Демонстрация кинофильмов: предлагается показывать детям мультфильмы, где герои взаимодействуют между собой, дружат, поддерживают, справляются с возникающими проблемами, ссорами [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2021. – 45 с. – Текст : непосредственный.
2. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко. – Текст : непосредственный // Психологич. журн. – 2020. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
3. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2021. – №10. – С. 14 - 17.
4. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие / А.Г. Арушанова. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 114 с. – Текст : непосредственный
5. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н. Белкина. – Текст : непосредственный // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
6. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Е.А. Вовчик-Блакитная. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 56-59.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4. т. Т. 2. / Л.С. Выготский. – Москва : Директ Медиа, 2008. – 422 с. – Текст : непосредственный.
8. Донцов, Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие / Д. А. Донцов, М. В. Донцова; под редакцией Д. А. Донцов. 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 308 с. – Текст : непосредственный.
9. Иванкова, Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений / Р.А. Иванкова. – Текст : непосредственный // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - 2008. – С. 64 – 68.
10. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Москва: Высш. Шк., 2017. – 312 с. – Текст : непосредственный.
11. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – Москва : Просвещение, 2016. – С. 80 - 87. – Текст : непосредственный.
12. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 320 с. – Текст : непосредственный.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2019. – 640 с. – Текст : непосредственный.
14. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – Москва : Гном, 2020. – 342 с. – Текст : непосредственный.
15. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. – Текст : непосредственный
16. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – Москва : Педагогика, 2019. – 168 с. – Текст : непосредственный.
17. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – Москва: Педагогика, 2018. – 117 с. – Текст : непосредственный.
18. Сердюк, Н. В. Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы / Н. В. Сердюк. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1186-1188. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29252/ (дата обращения: 09.04.2024).
19. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – Москва: ВЛАДОС, 2021. – 242 с. – Текст : непосредственный.
20. Турова, М. Г. Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций / М. Г. Турова, Ю. С. Тюнников. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29616/ (дата обращения: 09.04.2024).
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Л.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2014. – 384 с. – Текст : непосредственный.