Фрагмент для ознакомления
2
Психоэмоциональное напряжение – это состояние дискомфорта и напряжения, которое возникает в результате воздействия различных факторов на психологическую и эмоциональную сферы человека. Оно характеризуется повышенной тревожностью, нервозностью, а также физиологическими проявлениями стресса, такими как учащенное сердцебиение, потливость, бессонница и другие симптомы [2].
Факторы, вызывающие психоэмоциональное напряжение, могут быть разнообразными и варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей, жизненной ситуации и окружающей среды.
Рассмотрим подробнее основные факторы, способные вызвать психоэмоциональное напряжение:
1. Одним из основных источников стресса для студентов является учебная деятельность. Это могут быть экзамены, курсовые работы, проекты, сроки сдачи заданий и т.д. Непредсказуемость в оценках, большой объем материала для изучения и ограниченное количество времени могут создавать значительное давление на студентов.
2. Взаимодействие со сверстниками, преподавателями и другими участниками учебного процесса также может быть источником стресса. Конфликты в учебной среде, сложные отношения с коллегами, страх критики или непонимания могут вызывать негативные эмоции и напряжение.
3. Финансовые проблемы, связанные с оплатой обучения, арендой жилья, покупкой учебных материалов и другими расходами, могут стать значительным источником стресса для студентов. Необходимость совмещения учебы с работой для обеспечения себя и своей семьи также может увеличить уровень напряжения.
4. Индивидуальные черты личности могут влиять на восприятие и реакцию на стрессовые ситуации. Некоторые студенты могут быть более подвержены тревожности, перфекционизму или склонны к самокритике, что усиливает их уязвимость к психоэмоциональному напряжению.
5. Новости о социальных или политических событиях, природные катастрофы, изменения в окружающей среде могут вызвать у студентов беспокойство и тревожность. Негативные внешние воздействия, даже если они не прямо связаны с учебным процессом, могут повлиять на психологическое состояние студентов и вызвать напряжение [11].
Все эти факторы в совокупности или по отдельности могут оказывать значительное воздействие на психоэмоциональное состояние студентов и их способность справляться с учебными и повседневными задачами.
Физиологические механизмы ответа организма на стресс играют ключевую роль в его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.
В ответ на стрессоры, которые могут быть как физическими, так и эмоциональными, организм активирует сложную систему реакций, направленных на поддержание гомеостаза и обеспечение выживания.
Стресс вызывает активацию симпатической части автономной нервной системы, что приводит к выделению нейромедиатора норадреналина и гормона эпинефрина из надпочечников.
Эти вещества стимулируют сердечно-сосудистую систему, увеличивая сердечный ритм, суживая сосуды кожи и внутренних органов, что подготавливает организм к быстрому действию.
Гипоталамус, гипофиз и надпочечники взаимодействуют для выделения гормонов стресса, таких как кортизол. Кортизол мобилизует ресурсы организма, повышает уровень глюкозы в крови, усиливает разрушение белков и жиров, что обеспечивает дополнительную энергию для борьбы со стрессом.
Стресс вызывает активацию как симпатического, так и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Это может привести к изменению в дыхании, пищеварении и других автоматических функциях организма.
В ответ на стресс надпочечники выделяют не только эпинефрин и норэпинефрин, но и другие гормоны, такие как адренокортикотропный гормон (ACTH) и вазопрессин. Эти гормоны играют роль в регуляции многих физиологических процессов в организме, в том числе водно-электролитного баланса и функции почек.
Длительный стресс может сопровождаться активацией воспалительных и иммунных механизмов, что может привести к ухудшению состояния иммунной системы и повышению риска развития различных заболеваний [7].
Эти физиологические механизмы ответа на стресс играют важную роль в поддержании адаптивной реакции организма на изменяющиеся условия, однако, если стрессоры становятся длительными или чрезмерными, они могут привести к развитию различных патологических состояний, включая сердечно-сосудистые заболевания, а также проблемы с психическим и физическим здоровьем.
Психоэмоциональные расстройства – это группа психических заболеваний, которые характеризуются нарушениями эмоционального и психологического состояния человека. Они могут проявляться различными способами и иметь разную степень тяжести [4].
Рассмотрим основные виды психоэмоциональных расстройств:
1. Депрессивные расстройства. Депрессия – это состояние, при котором человек испытывает глубокое чувство печали, отчаяния, беспомощности и утраты интереса к жизни. Он может испытывать нарушения сна, аппетита, энергии и концентрации внимания.
2. Тревожные расстройства. Тревога характеризуется чрезмерной и непропорциональной беспокойством и тревогой, которая может оказывать существенное влияние на повседневную жизнь человека. Тревожные расстройства могут включать общее тревожное расстройство, социальное фобическое расстройство, паническое расстройство и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонец К.В., Чурукова Н.М. ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГЕМОДИНАМИКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16912 (дата обращения: 12.04.2024).
2. Вангородская Ю.С. Профилактика экзаменационного стресса / Ю.С. Вангородская // Психолог в школе. – 2015. – Т. 16. – № 4. – С. 2-8.
3. Деваев Н.П., Суворов В.В. Влияние психоэмоционального стресса на регуляцию сердечного ритма у студенток // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihoemotsionalnogo-stressa-na-regulyatsiyu-serdechnogo-ritma-u-studentok (дата обращения: 12.04.2024).
4. Киселева М.Г. Психологические факторы и течение сердечно-сосудистых заболеваний // Национальный психологический журнал – 2012. – №1(7) – с. 124-130.
5. Кривобокова В.А. Влияние экзаменационного стресса на секреторные показатели гастродуоденального отдела желудочно-кишечного тракта у студентов в зависимости от вегетативного статуса: дис… канд. биол. наук / В.А. Кривобокова. – Челябинск, 2010. – 191 с.
6. Курушина О.В., Барулин А.Е., Друшлякова А.А. Изменения психоэмоционального статуса и сердечно-сосудистые заболевания: что первично? РМЖ. 2018;11(I):32-34.
7. Малюкова Т.И. РЕАКЦИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30248 (дата обращения: 12.04.2024).
8. Мокашева Ек.Н., Мокашева Евг.Н., Гребенникова И.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ, СТРЕССА, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ПАТОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2022. – № 6. – С. 39-43; URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1300 (дата обращения: 13.04.2024).
9. Токаева Л.К., Павленкович С.С. ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОКУРСНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6054 (дата обращения: 12.04.2024).
10. Федоренко Н.М., Пиманов С.И, Корнилович Т.Ф. ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА // Гигиена и санитария. 1981. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-povyshennoy-psihoemotsionalnoy-nagruzki-na-pokazateli-funktsionalnogo-sostoyaniya-serdechno-sosudistoy-sistemy-u-studentov (дата обращения: 12.04.2024).
11. Фомягина Н.В. Влияние экзаменационного стресса на вегетативные индексы у абитуриентов и студентов / Н.В. Фомягина, А.А. Свешников // Успехи соврем. естествознания. – 2005. – №4. – С. 75-76.
12. Шамратова А.Р., Хабибуллина И.З., Шамратова В.Г., Каюмова А.Ф. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КИСЛОРОДТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 6. – С. 51-56; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=13230 (дата обращения: 12.04.2024).
13. Юматов Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В.И. Бадиков // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – №2. – С. 104.