Фрагмент для ознакомления
2
Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутистического спектра представляет собой сложную и многогранную проблему, которая привлекает все большее внимание исследователей и специалистов в области детской психологии и педагогики. Расстройства аутистического спектра охватывают широкий диапазон неврологических состояний, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении. В контексте этих расстройств, нежелательное поведение может проявляться в разнообразных формах, включая агрессию, самоагрессию, стереотипное поведение, изоляцию и другие.
Несмотря на значительный прогресс в понимании РАС и развитии методов интервенции, эффективное управление нежелательным поведением у детей с данным спектром остается вызовом для практикующих специалистов. Эта проблема имеет серьезные последствия для развития ребенка, его социальной адаптации и качества жизни, а также оказывает значительное влияние на его семью и окружающую среду. Таким образом, основательное исследование причин, механизмов и подходов к коррекции нежелательного поведения у детей с РАС является необходимым для разработки эффективных стратегий поддержки и интервенции.
Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутистического спектра представляет собой серьезную проблему, требующую внимания и исследования по нескольким причинам:
1. Нежелательное поведение, такое как агрессия, самоагрессия, стереотипное поведение и другие, может существенно ухудшать качество жизни не только самого ребенка, но и его семьи. Это поведение может привести к социальной изоляции, проблемам в школе и трудностям в ежедневной жизни.
2. Нежелательное поведение может мешать обучению и адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. Оно может препятствовать усвоению новых навыков, взаимодействию с окружающими и успешной адаптации в различных ситуациях.
3. Для эффективного управления нежелательным поведением у детей с РАС требуются специализированные подходы и индивидуальная поддержка. Исследования в этой области позволяют разрабатывать и совершенствовать методы коррекции и поддержки, что является ключевым компонентом эффективного управления этой проблемой.
4. Исследования нежелательного поведения у детей с РАС помогают лучше понять его механизмы и причины. Это позволяет разрабатывать более точные диагностические инструменты, а также эффективные стратегии интервенции и поддержки.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина, С. В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / под ред. Н. Я. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – С. 80.
2. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / пер. с англ. Д. В. Ермолаева – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан.: Теревинф, 2019. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115402 (дата обращения: 09.04.2024)
3. Бардышевская, М. К. Аутоагрессия у детей с психической депривацией и аутизмом / Тюменский Медицинский Журнал. Научно-практический журнал, 2013 – Т. 15, № 3. – С. 19-20.
4. Белопольская, Н. Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей / Под ред. Т. А. Басиловой, Н. Л. Белопольской, В. А. Лониной // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2011. – С. 10 – 15.
5. Волкмар, Ф. Р., Вайзнер, Л. А. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
6. Ворона, В. В. Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра / В. В. Ворона, В. С. Марина, М. А. Моршнева // Развитие инструментов управления научной деятельностью: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 ч., Уфа, 18 мая 2017 года. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 108-110. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29170968 (дата обращения: 09.04.2024).
7. Гагарина, Е. Е. Агрессивное поведение у младших школьников с расстройством аутистического спектра // Вестник науки. – 2022. – №3 (48). – С. 5-10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-u-mladshih-shkolnikov-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 09.04.2024).
8. Гордосевич, Н. Н. Современные взгляды на проблему коррекции нежелательного поведения у детей с рас / Н. Н. Гордосевич // Вопросы педагогики. – 2023. – № 11-1. – С. 17-22. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54816771 (дата обращения: 09.04.2024).
9. Григоренко, Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. – Москва: Практика, 2018. – 280 с.
10. Диагностика и мониторинг развития лиц с аутистическими расстройствами: курс лекций: учебное пособие: [16+] / авт.-сост. Г. Ю. Козловская, Н. А. Прядко; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2022. – 108 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=702758 (дата обращения: 09.04.2024). – Библиогр.: с. 101-104. – Текст: электронный.
11. Дробинская, А. О. Дифференцированный подход к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра / Под ред. Т. А. Басиловой, Н. Л. Белопольской, В. А. Лониной // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МГППУ, 2011. – С. 20 – 23.
12. Забозлаева, И. В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / Забозлаева И. В., Малинина Е. В., Саблина Т. Н., Сединкин А. А., Мануйлов Г. В. / Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 – Т. 7, №4. – С. 44-51.
13. Казари, К. Современное состояние поведенческих вмешательств при аутизме и нарушениях развития. Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. – № 4.
14. Клевитов, С. И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе / Клевитов С. И., Терентьева О. С. / Вестник ТГУ, 2014 – №6 (134).
15. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / составители Т. М. Кожанова [и др.]. — Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022. — 119 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/354302 (дата обращения: 09.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
16. Марущак, Е. Б., Пушкарева, Е. А., Агавелян, Р. О., Бахарева, Е. В. Эффективные практики и технологии оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим: методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – С. 116.
17. Мелешкевич, О. В. Особые дети [Текст]: введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностям развития / О. Мелешкевич, Ю. Эрц. – Самара: БАХРАХ-М, 2014. – С. 207.
18. Натарова, К. А. Расстройства аутистического спектра (клиникодинамический, региональный и семейный аспекты) / Натарова К. А., Семке А. В., Гуткевич Е. В. – Томск: Изд.: «Иван Фёдоров», 2012. – С. 192.
19. Никольская, О. С. Дети с аутизмом: варианты развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 1. – С. 25-32
20. Никольская, О. С., Костин, И. А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 17-26
21. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. – URL: https://mkb-10.com/ (дата обращения: 09.04.2024).
22. Портнова, А. А., Сединкина, Э. Е. Нарушения поведения у детей с расстройством аутистического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. – 2021. – №4. – С. 99-102.
23. Расстройства аутистического спектра у детей и взрослых: подходы к проблеме в разных странах / Е. Б. Мукаетова-Ладинска, Н. В. Симашкова, М. С. Мукаетова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. – 2018. – Т. 118, № 12. – С. 92-99. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922032 (дата обращения: 09.04.2024).
24. Рябова, А. Л. Из опыта работы с аутичным ребенком // Логопед в детском саду. – 2014. – №2. – С. 51-56.
25. Семянникова, А. А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №32. – С. 67-61.
26. Сунагатуллина, И. И. Проблемы поведения детей с расстройствами аутистического спектра и возможности их разрешения / И. И. Сунагатуллина, А. И. Каримуллина // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России, Магнитогорск, 31 мая – 01 июня 2017 года / Под редакцией С.В. Петрова. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. – С. 155-159.
27. Тищенко, П. С., Кохан, Г. Ю., Сировицкая, Е. К. План коррекции нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Наука, образование и культура. – 2023. – №2 (65). – С. 29-30.
28. Ульянова, Р.К. Описание работы по формированию целенаправленного поведения, обучению и воспитанию ребенка с тяжёлой формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. – 2015. – №1. – С.76-82.
29. Филиппова, Н. В. Эпидемиология аутизма – современный взгляд на проблему / Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. / Соц. и клин. Психиатрия, 2014 – № 3. – С. 96-101.
30. Хрустов, А.В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. – 2015. – №5-6. – С. 9-15.
31. Шмидке, И.В. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра / И. В. Шмидке // Сибирский вестник специального образования. – 2012. – № 2(6). – С. 13.