Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие памяти в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2. Особенности памяти как психического познавательного процесса: виды, свойства и особенности
1.3. Виды нарушений памяти и их причины
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ИЗУЧЕНИЮ СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Психологические методы диагностики нарушений памяти человека
2.2. Методы коррекции нарушений памяти человека
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления
2
Память – это одна из ключевых функций центральной нервной системы, на основе которой человек использует свой предыдущий опыт для формирования своего поведения в настоящем и принятия решений относительно своего поведения в будущем.
Прежде считалось неправильным сводить все психические явления только к сознательному мышлению. И.М. Сеченов одним из первых указал, что переработка информации происходит в скрытых хранилищах памяти, вне сознания[42, с.134].
Память – это основа активного поведения, психическое отражение прошлого, одна из форм подсознательной деятельности.
Научный процесс и творчество требуют длительного вынашивания идеи, что возможно только с участием памяти. В этот период мысли постепенно «созревают» вне нашего сознания, а память, будто из склада, доставляет их нам в нужный момент.
Эта проблема становится все более актуальной с каждым годом, поскольку дети с высоким уровнем общего интеллектуального развития становятся все более распространенными, и их способность успешно адаптироваться к сложному современному миру проявляется уже в раннем возрасте.
Одним из факторов, способствующих этому, является "информационный взрыв", характерный для нашего времени. Особую роль в этом сыграли средства массовой информации, которые затопили нашу жизнь потоками информации, наполнив детские умы.
Значимость памяти в жизни каждого человека является великой. Все, что мы знаем и умеем, есть результат способности мозга запоминать и хранить мысли, образы, пережитые чувства, движения и их последовательности. В словах И. М. Сеченова, человек без памяти всегда находится в состоянии новорожденного, не способного ничему научиться и освоить. Его действия определяются лишь инстинктами."
Память человека изначально не может быть простым явлением, поскольку человек является биосоциальным существом, индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности.
Значимость. Результат исследования получает практическое значение, поскольку его анализ позволяет расширить, углубить и систематизировать научные представления о специфике психологических процессов памяти и ее особенностях. Принимая во внимание важность повседневного развития памяти, мы осознаем, что без этого мы не сможем понять собеседника, а для понимания его смысла (не для запоминания, а именно для понимания) нам необходимо вспомнить значение каждой фразы, которую он произнес. Из этого следует, что память активно функционирует для понимания смысла сказанного, но мы осознаем ее работу только тогда, когда пытаемся запомнить сказанное.
Научная разработанность исследуемой темы. Отечественной и зарубежной научной мыслью достаточно много сделано в исследование памяти как высшей психической функции. В зарубежной литературе можно отметить работы таких ученых, как Г. Эббингауз, А. Бине, К. Бюлер, Г.Э. Мюллер. В отечественной науке данная проблема освещена Л. С. Выготским, А.Р. Лурием, М. В. Гамезо, С. Л. Рубинштейном и многим другим ученым.
Объект исследования: коррекция нарушение памяти
Предмет исследования: характерные черты формирования памяти человека
Цель исследования: провести теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме коррекция нарушение памяти
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить понятие память в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2. Проанализировать особенности памяти как психического познавательного процесса: виды, свойства и особенности
3. Изучить виды нарушений памяти и их причины
4. Рассмотреть психологические методы диагностики нарушений памяти человека
5. Подобрать методы коррекции нарушений памяти человека.
Методологическая основа исследования: учение о высшей форме психической функции памяти у детей Л.С. Выготского; концепция изучения теории памяти С Л. Рубинштейна; эмпирические методы и методики А.Р. Лурия; экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие памяти в трудах отечественных и зарубежных психологов
Память — это психофизические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации в жизни человека. Она является жизненно важной способностью, без которой нормальное функционирование личности и ее развитие невозможны. Люди, страдающие серьезными расстройствами памяти, явно демонстрируют этот факт. Память присуща всем живым организмам, но у человека она наиболее высоко развита.
Память человека можно представить как инструмент для накопления и использования жизненного опыта. Возбуждения от внешних и внутренних раздражителей оставляют в мозгу "следы" (комбинации нервных клеток), которые могут сохраняться долгие годы. Эти "следы" создают возможность возникновения возбуждения даже в отсутствие самого раздражителя.
Память - это удивительное свойство человеческого сознания, которое позволяет нам восстановить в памяти прошлое, включая образы и впечатления, которые когда-то на нас произвели.
Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, которые могут восстанавливаться и актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Исследования на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях позволяют выделить две фазы в построении связей: лабильную фазу, где след сохраняется благодаря ревербации нервных импульсов, и стабильную фазу, где след сохраняется за счет изменений, возникающих на основе предыдущей фазы.
Существует множество психологических теорий и подходов к изучению памяти. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти в связи друг с другом. На уровне нейронных и биохимических процессов, гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти является наиболее распространенной. В рамках социально-генетической теории памяти анализируются психологические механизмы памяти с учетом их социальной обусловленности в ситуации сотрудничества.
Многие отечественные и зарубежные психологи, такие как Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г. Мюллер и другие, исследовали память. Их работы разработали ряд законов и теорий памяти, которые до сих пор являются актуальными и могут использоваться в будущих психологических исследованиях[9, с.147].
Современные психологические исследования рассматривают память как сложную психическую деятельность и один из познавательных процессов, который включает запоминание, сохранение, забывание и восстановление (узнавание, воспроизведение). Память классифицируется по объекту запоминания, степени волевой регуляции и длительности сохранения информации в памяти.
Одной из первых и значимых теорий памяти, которая сохраняет свою научную значимость до сегодняшнего дня, является ассоциативная теория. Эта теория возникла в XVII веке и активно разрабатывалась в XVIII и XIX веках, получив особую популярность и признание в Англии и Германии [41, с.237].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзман, Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья / Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - Новосибирск: Наука, 2002. - № 19. – 79 с.
2. Балашова, В.Н. Психологическая коррекция нарушений памяти у детей [Текст] / В.Н. Балашова. – Москва: Педагогика, 2017. – 192 с.
3. Блюм Д. Психоаналитические теории личности, М.,1999.
4. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии 2000
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
6. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тесты. М., 1993 .
7. Виноградова, А.Г. Развитие памяти и внимания у младших школьников [Текст] / А.Г. Виноградова, Л.К. Браславская. – Москва: Педагогика, 2012. – 176 с.
8. Воронин, А.Н. Функциональная коррекция нарушений памяти у лиц с органическими поражениями головного мозга [Текст] / А.Н. Воронин, Т.И. Зозуля. – Киев: Наук. думка, 2019. – 192 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М. : ВЛАДОС, 2009. 467 с.
10. Гальперин, П.Я. Психология памяти [Текст] / П.Я. Гальперин. – Москва: Изд-во МГУ, 2019. – 416 с.
11. Головин В.А. Патоморфология нарушений памяти. Москва: Медицина, 2015.
12. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.
13. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. 9. Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г.
15. Гулько, Ю.В. Развитие памяти у детей [Текст] / Ю.В. Гулько. – Москва: Центрполиграф, 2016. – 224 с.
16. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997.
17. Джемс У. Психология под ред.Л.А.Петровской Москва 1991
18. Доброхотова, Т.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением памяти [Текст] / Т.А. Доброхотова. – Москва: МГППУ, 2019. – 96 с.
19. Долгополов А.А. Методы диагностики и коррекции нарушений памяти. Москва: Издательство "Наука", 2010.
20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Питер. 2001.
21. Елисеева, Н.С. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений памяти у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Елисеева, В.И. Шалаева. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2018. – 136 с.
22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.
23. Захаров А.Г. Коррекция нарушений памяти у пациентов с аутизмом. Санкт-Петербург: Издательство "Прайм-Еврознак", 2018.
24. Изард Кэрол Е. Эмоции человека. — Санкт-Петербург, 2000.
25. Каманин В.А. Память и забвение. Москва: Издательство "Академия", 2009.
26. Колечкова И.В. Психологические основы коррекции нарушений памяти у пожилых людей. Минск: Издательство "БГУ", 2016.
27. Коломинская, Л.В. Психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение дошкольников с нарушениями памяти [Текст] / Л.В. Коломинская. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 312 с.
28. Краснов, В.Н. Коррекционная работа по развитию памяти и внимания у детей с ОВЗ [Текст] / В.Н. Краснов, Н.Н. Сенаторова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 201 с.
29. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000,
30. «Лабораторный практикум по общей и социальной психологии» под ред. В.П. Роминых. Чебоксары 1998г.
31. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” М 1989 г.
32. Лядиус А.Р. “Память в процессе развития” М 1990 г. 18. Мнемоника. Методическое пособие
33. Макаров, И.В. Нарушения памяти у детей [Текст] / И.В. Макаров. – Москва: Сфера, 2019. – 150 с.
34. Московкина, В.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями памяти в образовательном процессе [Текст] / В.Н. Московкина, В.Н. Кузнецова. – Москва: Академия, 2018. – 112 с.
35. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.
36. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986
37. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.
38. Постельник, Л.И. Нарушения памяти и их психологическая коррекция [Текст] / Л.И. Постельник. – Москва: Просвещение, 2019. – 152 с.
39. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. Питер. 2000.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989.
41. Серебренникова, Н.С. Коррекционно-развивающая программа для детей с нарушениями памяти [Текст] / Н.С. Серебренникова. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 160 с.
42. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. – 453 с.
43. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996
44. Фирсова, Е.В. Формирование памяти у школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / Е.В. Фирсова. – Москва: Академия, 2019. – 208 с.
45. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: – Вып. 6 – М., 1978
46. Хванливин М.М. “Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии” М 1999 г.
47. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.
48. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997, Флорес Ц. Хрестоматия по общей психологии // Психология памяти—МГУ, 1979
49. Эббингауз Г. Очерк Психологии. — Издание О. Богдановой. — С.-Петербург, 1911. — 246 с.
50. Ярошевская, Э.Л. Психологические проблемы памяти [Текст] / Э.Л. Ярошевская. – Москва: Институт практической психологии, ВЛАДОС, 2011. – 448 с.