Фрагмент для ознакомления
2
Мышлению субъекта как психическому процессу всегда отводилась очень большая роль в образовании. Исследователи считают, что именно в школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления субъекта. Проблемы развития мышления изучали многие зарубежные и отечественные учёные в области психологии. Это Жан Пиаже, Анри Валлон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов и др.
Соответственно, определений понятия мышления также существует достаточно много. С.Л. Рубинштейн писал о мышлении, что это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового [Теплов, с. 110].
Чаще всего учёные склоняются к мысли о том, что мышление – это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Если обобщить определения различных авторов, можно говорить о том, что под мышлением чаще всего понимают процесс, связанный с поисками нового, составляя тем самым – высшую ступень развития познания.
Можно уверенно говорить, что развитие мышления будет занимать наиболее значимое место среди остальных функций психики каждого субъекта образования. Мышление характеризуется достаточно высокими темпами развития. В связи с изменением основного вида деятельности субъекта происходят активные структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах [Михайлова, Современный урок иностранного языка в условиях введения ФГОС].
В школьном возрасте значительное место будут занимать мыслительные процессы при развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи при изучении иностранного языка. Нет необходимости лишний раз говорить о том, насколько для ученика важна развитая и внятная речь. Очевидно, что речь, в свою очередь, развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.
Специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отличается между собой, но все без исключения признают, что большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и с речью [4].
Мышление школьника характеризуется достаточно высокими темпами развития. В связи с изменением основного вида деятельности субъекта происходят активные структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах. Существуют следующие виды мышления (рисунок 1).
К моменту посещения ребёнком школы происходит переход от наглядно образного мышления, к словесно-логическому. Об этом можно судить по тому факту как ребёнок начинает логически верно рассуждать. Процесс рассуждения требует использования различных мыслительных операций. Нельзя говорить о том, что это завершённые формально-логические операции, но логика в рассуждениях школьника уже присутствует, при условии, что он верно понял заданный ему вопрос [Виситова, с.18].
Исследователи пишут о тех новообразованиях, которые появляются у школьника с течением времени и называют это интеллектуальной рефлексией. Это внутренний план действий субъекта, на основе которого он высказывает свои соображения по тому, или иному вопросу.
Виды логических операций можно рассматривать следующие (рисунок 2).
Принято считать, что в школьный период времени развиваются все три формы мышления:
1. Понятие.
2. Суждение.
3. Умозаключение.
В период интенсивного обучения у школьника происходит постепенное овладение научными понятиями.
Рис.1. Виды мышления
Учебная программа школы достаточно насыщена, в связи с чем, на каждом уроке школьник знакомится с перечнем новых понятий по изучаемому предмету. Постоянное расширение знаний и запоминание многих понятий и определений играют большую роль в развитии суждений ученика.
Запомнив то, или иное определение, с которым познакомил его учитель, школьник далее высказывает своё суждение и рассуждение. Можно говорить о том, что постепенно это переходит в умозаключение. Субъект начинает расчленять мыслимое и действительное.
Можно вероятно говорить о том, что он начинает рассматривать свою мысль как гипотезу. Это, то положение, которое нуждается в проверке. Очевидно, что учебная деятельность школьника влияет на развитие его мышления.
Рис.2. Основные логические операции мышления
Это влияние постепенно будет проявляться в развитии всех форм мышления, которые, в свою очередь будут обеспечивать в будущем усвоение всей системы научных знаний. Мышление человека влияет абсолютно на всё, на воспитанность, на самостоятельность, на самоконтроль и многое другое.
Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших личностных качеств субъекта. Как правило, это внешне характеризуется способностью субъекта самостоятельно выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы.
Самостоятельно мыслящий человек всегда опирается на собственные знания и практический опыт. Это не означает, что он не может опираться на знания других людей, но при этом его собственное мышление не шаблонно [Алиева, с. 299].
С течением времени у школьника разовьётся научное и теоретическое мышление. Он будет становиться всё более самостоятельным как в повседневной жизни, так и в обучении. Особенности развития мышления в школьном возрасте можно через выявление уровня развития словесно-логического мышления, к которому постепенно приходит школьник.
Исследователи утверждают, что школьный возраст является наиболее продуктивным в развитии мышления. Те дети, у которых по каким-либо причинам эти процессы идут медленно, они не могут в полной мере формулировать свои умозаключения так, как это делают дети с более развитым логическим мышлением.
У школьников с недостаточно развитым словесно-логическим мышлением возникают трудности с запоминанием и пересказом текстов и задач. Иногда, при работе с такими детьми возникает необходимость дополнительных коррекционных занятий.
В школьном возрасте значительное место будут занимать мыслительные процессы при развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Нет необходимости лишний раз говорить о том, насколько для ребёнка важна развитая и внятная речь. Очевидно, что речь, в свою очередь, развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов.
Специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отличается между собой, но все без исключения признают, что большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и речью [4].
По мнению Л.С. Выготского логическое мышление в психическом развитии стоит «выше» образного. Причём, оно формируется позднее, на основе образного мышления. Усвоение логических форм мышления будет неполным и недостаточным без прочного фундамента в виде развитых образных форм.
Мышление понимается исследователями как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Словесно-логическое мышление можно представить, как вид мышления человека, где в качестве средства решения выступает словесное абстрагирование и логические рассуждения субъекта [Ахраменко, с. 548].
Современный образовательный процесс направлен прежде всего на интеллектуальное развитие обучающихся. Более того, он рассчитан на определённую самостоятельность мышления и способность самостоятельного выполнения многих действий, что регламентируется сегодня требованием ФГОС на каждой образовательной ступени.
Мышление человека влияет абсолютно на всё, на воспитанность, на самостоятельность, на самоконтроль и многое другое. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших личностных качеств субъекта. Как правило, это внешне характеризуется способностью субъекта самостоятельно выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы.
Самостоятельно мыслящий человек всегда опирается на собственные знания и практический опыт. Это не означает, что он не может опираться на знания других людей, но при этом его собственное мышление не шаблонно [19].
К примеру, логическое мышление предполагает наличие у субъекта способности к выполнению основных логических операций. К ним относят:
1. Сравнение.
2. Анализ.
3. Обобщение.
4. Синтез.
С обобщением всегда связана абстракция. Абстрагированные свойства предметов ученик начинает мыслить в их обобщенном виде. Благодаря синтезу субъект получает целостное понимание о данном предмете или явлении. В ходе учебного процесса ученики учатся различать отдельные свойства отвлеченно от самих предметов, что позволяет говорить об увеличении степени абстракции в процессе их мышления.
Под критическим мышлением понимают самонаправленное, самоконтролируемое и самокорректирующееся мышление. Оно предполагает сформированное умение субъекта всесторонне анализировать полученную информацию и делать обоснованные выводы. В силу того, что интерес к данному виду мышления лишь растёт, в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Исследователь Д. Клустер выделил пять признаков критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Оно носит сугубо индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать и решать любые вопросы.
2. Информация не является конечным пунктом критического мышления. Но это есть та самая база, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.
4. Критическое мышление должно быть убедительно аргументировано. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы. При этом, он подкрепляет своё решение разумными и обоснованными доводами.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Любая мысль проверяется. Любой критически мыслящий человек работает в команде или социуме.
Исследователи согласны с тем, что критическое мышление есть рефлексивное мышление. Оно всегда сфокусировано на понимании того, как и что делать для успешного решения задачи или проблемы. Критическое мышление – это всегда поиск здравого смысла и здесь необходимо понимать, что далеко не каждый человек имеет достаточный ресурс собственного мышления, чтобы на всё иметь свою собственную точку зрения [Ариян, с. 14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст]: Английский язык в школе / А.К. Ахметгалиев. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования:
смешанное обучение [Текст]: Alma mater / Г.А. Абросимова. – 2019. – No6. – С. 65-69.
3. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников [Текст]: Сибирский педагогический журнал / Г.М. Алиева. – 2019. – No 10. – С.299-303.
4. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст]: Иностранные языки в школе / М. А. Ариян. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
5. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 20.04.2024).
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 20.04.2024).
7. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения [электронный ресурс]: https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 20.04.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся [Текст]: Актуальные вопросы современной педагогики / А.Х. Гакаева. - материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 20.04.2024).
9. Глобальная цифровизация. Люди роста [Электронный ресурс]:
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 20.04.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]: URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 20.04.2024).
11. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 20.04.2024).
12. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.04.2024).
13. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 20.04.2024).
14. Копылова, В.Б. Место и роль педагогических технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 20.04.2024).
15. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 20.04.2024).
16. Михайлова, М. В. Современный урок иностранного языка в условиях введения ФГОС, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
17. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 20.04.2024).
18. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
19. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 20.04.2024).
20.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст]: Хрестоматия возрастной и педагогической психологии / Б.М.Теплов. – М.- 2019. – 267 с.