Фрагмент для ознакомления
2
В экономическом развитии региона присутствует множество детерминант (переменных), одной из которых является качество региональной инвестиционной политики.
Традиционно принято сравнивать уровень экономического развития региона по абсолютным показателям, такм как валовой региональный продукт (в текущих ценах и в расчете на душу населения), объём производства в разных отраслях региональной экономики и т.д. Но в последнее десятилетие при определении эффективности экономической составляющей региональной политики инвестиционная компонента выходит на первый план.
Именно от того, какой объём инвестиций привлечён в экономику региона (в том числе и в процентном отношении к ВРП), какова структура инвестиционных вложений по источникам финансирования и сколько инвестиционных предложений есть в регионе, завист оценка эффективности деятельности региональных властей [4].
Концентрация инвестиционной активности, взаимодействие компаний из схожих и разных отраслей способствует созданию инноваций, переливу знаний, быстрому распространению идей, технологий между фирмами, что в конечном итоге повышает производительность всех участников рынка и региональной экономики в целом.
Таким образом, концентрация инвестиционной деятельности на территории региона, согласно теории, сопровождается ростом её эффективности.
В настоящее время наблюдается тренд на усиление поляризации совокупности регионов по уровню инвестиционной активности, что повышает важность разработки эффективной инвестиционной политики на региональном уровне.
В отечественной и зарубежной научной экономической литературе нет однозначного мнения относительно дефиниции «региональная инвестиционная политика».
В рамках курсового проекта под региональной инвестиционной политикой будем понимать систему действий, осуществляемых законодательными и исполнительными органами власти для поддержания достаточного уровня инвестиционной активности в регионе, соответствующего целям и задачам социально-экономического развития территории.
Региональная инвестиционная политика имеет объектный и субъектный состав. Объектами региональной инвестиционной политики могут быть межотраслевые комплексны региональной экономики (например, промышленный, транспортно-логистический, инфраструктурный), отдельные отрасли, кластеры предприятий и хозяйствующие субъекты.
Субъектами региональной инвестиционной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти региона, региональные институты инновационного развития (обычно, это некоммерческие организации, главной целью которых является установление прямого контакта между региональными политическими элитами и потенциальными инвесторами), инвестиционные компании и отдельно взятые инвесторы.
Субъектом инвестиционной политики может быть даже отдельно взятый житель региона, если он выступает в качестве частного инвестора, размещая свои свободные денежные средства через различные финансовые структуры (например, фонды инвестиционного развития регионов или венчурные инвестиционные фонды).
Существует несколько подходов к целеполаганию региональной инвестиционной политики. Так, согласно первого, воспроизводственного, подхода, основная цель инвестиционной политики региональных властей заключается в обеспечении процесса воспроизводства основных фондов, которые формируют материальную базу экономики региона.
Социально-экономический подход во главу целеполагания инвестиционной политики территории ставит обеспечение благосостояния граждан, проживающих на территории, через устойчивое развитие экономики.
Также существует стратегический подход, согласно которому цели региональной инвестиционной политики должны соответствовать основным ориентирам пространственного стратегического развития.
Инвестиционное управление в регионе создаёт как бы единое информационное поле и в целом – основу осуществления инвестиционной деятельности в регионе. Разумная инвестиционная стратегия определяет направление специализации региона в определенных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в социальной сфере.
На рисунке 1.1 представлены подходы различных авторов к формированию региональной инвестиционной политики.
Если тезисно характеризовать инвестиционную политику, то можно отметить следующее [16]:
1. Большая часть инвестиционных проектов и соответственно инвестиционных ресурсов сосредоточены в инфраструктурных проектах: строительство автодорог и дорожных сооружений, модернизация крупнейших аэропортов и портов страны.
2. Национальные проекты по большей части имеют социальную направленность и предполагают строительство и модернизацию современных медицинских объектов, а также большие инвестиции в развитие образования и спорта.
3. В структуре инвестиционных вложений в условиях сложностей привлечения иностранных инвестиций в виду сохраняющихся санкций, большое значение отводится бюджетному финансированию. Также эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов является государственно-частное партнёрство (ГЧП), когда в реализации инвестиционных проектов участвуют как государство, так и бизнес.
Рисунок 1 – Подходы различных авторов к содержанию инвестиционной политики региона [8]
4. Несмотря на санкции, к реализации многих инвестиционных проектов привлекаются иностранные-компании подрядчики, так как российские предприятия не производят соответствующего проектам оборудования, не располагают нужными технологиями.
Инвестиционная политика региона регулируется нормативно-правовыми актами двух уровней: федеральным и региональным.
Система основных нормативно-правовых актов, которые регулируют инвестиционную политику на федеральном уровне, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Система нормативно-правовых актов федерального уровня, регулирующих инвестиционную политику [11]
На региональном уровне принимается система нормативно-правовых актов, которые по своему содержанию существенно схожи с нормативно-правовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность на федеральном уровне.
Так, в частности, инвестиционную политику Краснодарского края регулируют следующие нормативно-правовые акты:
1) Об инвестиционной стратегии Краснодарского края на период до 2016 года и основные направления до 2030 года: указ Губернатора Краснодарского края от 11 сентября 2014 года № 2864.
2) О региональных инвестиционных проектах, реализуемых на территории Краснодарского края: закон Краснодарского края от 21.07.2022 № 4747-КЗ
В соответствии с законом Краснодарского края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Краснодарском крае» от 5 февраля 2014 г. № 111-КЗ Правительство края ежегодно утверждает инвестиционную стратегию региона на среднесрочный период.
Представленные документы направлены на: устранения административных барьеров и инфраструктурных ограничений для реализации инвестиционной деятельности в регионе; создание конкурентоспособных производств для опережающего развития территории; совершенствование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Таким образом, региональная инвестиционная политика является часть общей экономической политики субъекта федерации, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие территории. Инвестиции являются тем компонентом, без которого невозможны обновление основных фондов различных отраслей, объектов инфраструктуры и социальной сферы региона, инновационного и научно-технического развития хозяйственного комплекса, повышение благосостояния и уровня жизни населения территории.
Инвестиционная политика территории опирается на систему нормативных правовых актов, которые включают в себя источники права как федерального, так и регионального уровня.
1.2 Перспективы регионального распределения инвестиций в основной капитал
Эффективность региональной инвестиционной политики определяется на основе большого числа критериев, которые объединяются в укрупнённые группы, а статистическая оценка по данным группам показателей позволяет строить рейтинги инвестиционной активности территорий.
В России нет какого-то единого «официального» рейтинга. Все рейтинги носят лишь справочный характер. Во многом то, к какому рейтингу обратится потенциальный инвестор, зависит авторитет рейтингового агентства.
Национальное рейтинговое агенство (НРА) ежеквартально оставляет рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России. На рисунке 3 представлено распределение регионов по уровню инвестиционной привлекательности по состоянию на начало 2023 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 9. 07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от от 29.12.2022 № 620-ФЗ). URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/ (дата обращения: 11.04.2024 г.)
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25. 02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от от 25.12.2023 № 628-ФЗ). URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/(дата обращения: 11.04.2024 г.)
3. Гираев В.К. Инвестиционные процессы в РФ и региональные диспропорции финансового обеспечения / В.К. Гираев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Том 10. № 3А. – С. 10–24.
4. Гиринский А.В. Сущностные аспекты инвестиционной политики регионов / А.В. Гиринский // Молодой ученый. – 2022. – № 10 (248). – С. 98-100.
5. Гренадерова М.В. Экономическая эффективность инвестиций в контексте устойчивого развития регионов России / А.В. Гренадёрова // Государственный Советник. – 2022. – № 4. – С. 72–78.
6. Дорожкина Т.В. Инвестиционная политика как вектор стратегического развития региона / Т.В. Дорожкина, А.А. Гусакова, К.Р. Татарченко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 1-1 (71). – С. 111-114.
7. Катаргин Н.В. Оптимизация планирования инвестиций в регионе на основе показателей качества жизни / Н. В. Катаргин, А.И. Богомолов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Т. 4. – № 3. – С. 109-112.
8. Кирилова А.Н. Инвестиции и их роль в развитии региона / А.Н. Кирилова, А.Р. Ибниаминова // Форум молодых ученых. – 2021 – . № 3 (19). – С. 249-260.
9. Луценко Е.В. От управления инвестициями к управлению с помощью инвестиций / Е. В. Луценко // Новые технологии. – 2021. – № 4. – С. 184-192.
10. Любавина М.В. Роль инвестиций в развитии регионов / М. В. Любавина // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2024. – № 1. – С. 170-172.
11. Нуриева Э.Д. Инвестиционное проектирование как один из ключевых элементов экономической безопасности / Э.Д. Нуриев, А. Р. Фатхутдинов // Горизонты экономики. – 2021. – № 3 (36). – С. 95-98.
12. Пономаренко Е.А. Инвестиции как инструмент поступательного развития региона / Е. А. Пономаренко // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2021. – № 4 (138). – С. 136-139.
13. Серендеева Н.Н. Территория опережающего развития как инструмент привлечения инвестиций в регион / Н. Н. Серендева // Экономика и социум. – 2021. – № 9 (40). – С. 337-339
14. Серова В.А., Серова Н.А. Методические аспекты оценки эффективности региональной инвестиционной политики / В.А. Серова, Н.А. Серова // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 1. – С. 95-99.
15. Смирнов В.Ф. Роль эконометрического моделирования в выявлении факторов инвестиционной привлекательности регионов / В. Ф. Смирнов // Научный альманах. – 2021. – № 1-1 (27). – С. 188-190.
16. Социально-экономическое положение Краснодарского края за 2023 год. URL.: https://23.rosstat.gov.ru/info_KK/document/227652 (дата обращения: 11.04.2024 г.)
17. Субанаков А.К. Проблемы устойчивого развития регионов: взгляд молодых учёных / А.К. Субанаков, Е.Ц. Пинтаева, В.Ф. Бурдуковский // Химия в интересах устойчивого развития. –2023. – Т. 25. – № 2. – С. 227-230.
18. Темирболатова С.X. Региональные инвестиции и направления инвестиционной политики / С.Х. Темирболатова // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 1(50). – С. 235–240.
19. Фатьянов А.А. Инвестиции как универсальный фактор социально-экономического развития регионов / А.А. Фатьянов // Региональный вестник. – 2022. – № 5(20). – С. 43–44.
20. Филатов А.С. Формирование инвестиционной политики региона / А. С. Филатов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2022. – № 4. – С. 33-38.
21. Фокина О.М. Способы создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в регион / О. М. Фокина // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 1 (36). – С. 114-119.
22. Шеховцов Р.В. Управление инвестиционным развитием региона: процессный подход / Р. В. Шеховцов, М.В. Колесников, А. И. Новицкая //Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 1 (57). – С. 86-93