Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Под политикой социальной защиты следует понимать систему законов, мер и правил, применяемых государством для улучшения условий жизни своих граждан и гарантирования государственной поддержки в случае повышенных социальных рисков. Под последним понимается опасность возникновения ситуаций, которые могут нанести серьезный ущерб благосостоянию человека из-за факторов, находящихся вне его контроля. Социальные услуги в основном финансируются государством и муниципалитетами. Социальные расходы являются наиболее важной частью бюджетных расходов на всех уровнях. Социальные расходы финансируются как за счет общих, так и специальных налоговых поступлений в государственный бюджет. Из-за специфического характера социальных услуг частный сектор обычно не заинтересован в финансировании социальных услуг государственного сектора. Поэтому рост социального сектора обусловлен увеличением бюджетного финансирования, которое, в свою очередь, зависит от доходной базы бюджета. Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться неограниченным увеличением социальных выплат. Граждане и бизнес не заинтересованы в увеличении налогового бремени. В России проблемы соотношения налоговых поступлений и налогового бремени юридических и физических лиц, а также объема бюджетных расходов в социальном секторе оказываются более серьезными, чем в развитых странах с рыночной экономикой. В этих условиях социальный популизм стал серьезным фактором давления на законодательную и исполнительную власть, которая была вынуждена принять ряд социальных законов и указов без существенного финансового обеспечения.
В Российской Федерации реализация конституционного права на социальное обеспечение зависит от круга предусмотренных субъектов, способа финансирования и формирования средств на соответствующие мероприятия, вида обеспечения, условий и размера обеспечения и учреждения, предоставляющего обеспечение. Законодатель различает следующие организационно-правовые формы социального обеспечения - государственное (обязательное) социальное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и государственная социальная помощь.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы финансово-организационной формы социального обеспечения в российской федерации.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы финансово-организационной формы социального обеспечения в российской федерации.
Целью исследования является анализ финансово-организационной формы социального обеспечения в российской федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятия и сущность систем социального обеспечения;
2.выявить особенности организационно-правовых форм социального обеспечения;
3.исследовать систему законодательства, регулирующего организационно-правовые формы социального обеспечения в Российской Федерации;
4.рассмотреть категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета;
5.исследовать порядок, регулирующий права лиц на получение социального обеспечения за счет средств Удмуртской Республики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
1 Общая характеристика систем социального обеспечения
1.1 Понятия и сущность систем социального обеспечения
Социальное обеспечение всегда занимало важное место в жизни общества и государства. Социальное обеспечение напрямую зависит от развития экономики и тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием населения и неработающих слоев. Социальное обеспечение направлено на предоставление материальных благ отдельным категориям граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов при наступлении событий, которые государство признает социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с другими слоями общества .
Исследованиями социального обеспечения занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, В.С. Андреев, Р.И. Иванова, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин и другие.
Дурденевский В.В. рассматривает социальное обеспечение как деятельность государства, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих уровню и развитию различных слоев общества, путем оказания социальной или материальной помощи.
В.С. Андреев понимает под социальным обеспечением совокупность конкретных социально-экономических мероприятий, осуществляемых или поддерживаемых государством, обеспечивающих социальное обслуживание и медицинскую помощь гражданам в пожилом возрасте и в состоянии инвалидности, а также детям.
По мнению Р.И. Ивановой, социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ, направленных на охрану здоровья и воспроизводство рабочей силы за счет специального фонда, создаваемого в обществе, а не в обмен на труд, затрачиваемый на удовлетворение жизненных потребностей больных, престарелых, иждивенцев, детей, безработных и всех членов общества.
Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организовано. В основе этого определения лежат следующие устойчивые признаки: объективное осознание необходимости создания специальных механизмов социального обеспечения, направленных на поддержание или обеспечение необходимых условий жизнедеятельности; специальное финансирование источников социального обеспечения; специальные способы обеспечения средствами существования; фиксированные правила предоставления социального обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение сегодня понимается как выразительная форма социальной политики государства, направленная на предоставление материальных выплат из бюджета или специальных государственных фондов определенным категориям лиц.
Сущность социального обеспечения выражается в его политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической функциях .
Система права социального обеспечения делится на две части: общую и особенную.
Общая часть включает нормы, регулирующие права человека в области социального обеспечения, нормы, регулирующие полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области социального обеспечения, нормы, регулирующие принципы и нормы, регулирующие виды социальных рисков.
Особенная часть включает нормы, регулирующие пенсионное обеспечение, нормы, регулирующие предоставление пособий и иных социальных выплат, нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг, нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи.
В общую часть входят институты, содержащие нормы, обслуживающие особенную часть. Таким образом, общая часть содержит правовые нормы, которые действуют на все отношения, входящие в сферу действия законодательства о социальном обеспечении.
В общую часть входят такие институты, как предмет законодательства о социальном обеспечении, основания и виды обеспечения, принципы права социального обеспечения.
В особенную часть входят органы с самостоятельными предметами регулирования. К ним относятся трудовой стаж, пенсии, компенсации, пособия, медицинское обслуживание и лечение, социальное обслуживание и различные льготы.
Каждый орган делится на определенные подведомственные подразделения.
Таким образом, настоящее время под социальным обеспечением понимается выраженная форма социальной политики государства и поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в материальной помощи. Финансовая помощь этим гражданам находится в распоряжении государства, которое расходует на это целевые финансовые фонды .
Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляет отдельная группа общественных отношений, характеризующихся определенным внутренним единством, которое в сочетании с особыми методами регулирования позволяет отграничить данную отрасль права от других отраслей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст.7007.
3. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 33. - Ст.3340.
4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, № 29, ст. 3686
5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1998.- №31. - Ст. 3823.
6. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 35. - Ст. 6282.
7. Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 43. - Ст. 5910
8. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 35. - Ст. 4514.
9. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
10. Анбрехт Т.А.: Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Новое издательство, 2020 – 394с.
11. Бусыгина Ю. О. Расчет пособия по временной нетрудоспособности – М.: Глобол, 2022 - 27 с.
12. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Академия, 2022. – 416с.
13. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения. – М.: Книжный мир, 2021. – 416 c.
14. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2021. - 384 с.
15. Евдокимова Ю.В. Государственное социальное страхование в РФ: современное состояние и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. – 2020. – № 3. – 348–352 с.
16. Захаров М.Л., Тучкова З.Г.: Право социального обеспечения России. Учебник.– М.: БЕК, 2020 – 160с
17. Иванова Л.К. Социальное страхование в Российской Федерации // Научно–исследовательский журнал. – 2022. – № 5–1. – С. 87–90
18. Кауфман, А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2020. – 473 c.
19. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России. – М.: Проспект, 2021. – 266 c.
20. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. — М: Юрайт, 2022. - 188 с.
21. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
22. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения. – М.: Юстицинформ, 2020. – 958 c.
23. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения. – М.: РИОР, 2020. – 781 c.
24. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 451 с.
25. Рябичева, О. И. Современное состояние и перспективы развития системы обязательного социального страхования в России / О. И. Рябичева, Л. Э. Гаджиева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 5, № 11(107). – С. 104-107.
26. Сулейманова В.Г.: Право социального обеспечения. Учебник–М.: Феникс, 2022 – 325с.
27. Тихонов А.В., Богданов В.С. От "умного регулирования" к "умному управлению": социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 1. - С.74.
28. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. - 480 с.
29. Шестакова Е.В. Пособие по временной нетрудоспособности//Кадры предприятия.–2023.–№ 10.– С. 20–21
30. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Юрайт, 2021. – 263 c.
31. http://www.consultant.ru - Справочная правовая система.