Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В 90-е г. отношения России и Европейского Союза имели огромное значение для обеих сторон. Их историческая связь была очевидна. После окончания холодной войны был запущен процесс укрепления этих отношений, итогом которого стало появление Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В 90-е г. условия, в которых находились Россия и ЕС, во многом отодвинули различные противоречия между ними и позволили им успешно развивать сотрудничестве по многим направлениям. Период с 1992 г. по 2004 г. по праву можно было назвать «золотой эпохой» в отношениях между Россией и ЕС. В тот период европейское направление внешней политики России было одним из самых успешных.
Европейские политики считали, что для них важно было поддержать демократические преобразования в России. В свою очередь, Россия стремилась внести свой вклад в формирование европейской архитектуры безопасности путем укрепления тесного сотрудничества со странами ЕС. При этом расширение НАТО явно не вписывалось в тот сценарий, по которому Россия собиралась сотрудничать с Европой.
Начало российской специальной военной операции на Украине резко повысило уровень коллективной санкционной войны Запада против России. Инициация Россией спецоперации на украинской территории спровоцировала резкое обострение санкционной войны со стороны Западных стран против Российской Федерации. Это вызвало фактическое прекращение и приостановку сотрудничества по большинству направлений, что в свою очередь стерло значительные результаты делового взаимодействия, достигнутые за последние десятилетия. В условиях новых кризисов современности, а также, учитывая высокую роль России и ЕС как двух крупных акторов на международной арене, нам представляется важным рассмотреть эволюцию отношений между Россией и ЕС.
Цель исследования – провести всесторонний анализ отношений между Россией и Европейским Союзом.
Задачи исследования состоят в следующем:
• Охарактеризовать политические отношения между Россией и Европейским Союзом;
• Рассмотреть вопросы безопасности во взаимоотношениях России и ЕС;
• Показать динамику в торгово-экономическом сотрудничестве России и ЕС;
• Определить особенности выстраивания энергетического диалога между Россией и ЕС.
Объектом исследования выступают отношения между Россией и ЕС.
Предметом исследования являются основные направления взаимодействия России и ЕС.
Хронологические рамки курсовой работы охватывают период с 1992 г., когда был запущен переговорный процесс по вопросу подписания двустороннего соглашения между Россией и ЕС, и до 2004 г., когда было принято Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС.
Методология и методы исследования. В работе для анализа официальных документов, заключенных между Россией и ЕС, был использован аналитический метод. Опора на историко-системный анализ позволила рассмотреть предпосылки, особенности становления и развития двустороннего сотрудничества Россия-ЕС.
Источниковая база. В курсовой работе использовались следующие виды источников: стратегии, декларации, соглашения, заявления . Кроме того, большую помощь в исследовании указанной темы оказали официальные страницы специализированных министерств и ведомств .
Степень научной разработанности проблемы. В работе была использована литература российских и зарубежных авторов. В российской литературе авторами исследовались преимущественно вопросы экономического сотрудничества России с Европейским Союзом. Особый акцент делался на вопросах интеграции России в систему Евро-Атлантической безопасности. В статье Шабаевой В.И. проводился анализ инвестиционного взаимодействия России и ЕС, а также рассматривались перспективы двустороннего индустриального сотрудничества . О том, как складывалось энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС, писал Белый А.В. . Об интервенции западной коалиции в Косово и влиянии этого события на отношения России и ЕС писал Жирнов О.А. .
В работе Гвозденко Д.В. анализируются проблемы создания общего экономического пространства между Россией и ЕС . Кроме того, в своей работе Гвозденко Д.В. исследует сценарии зоны свободной торговли в промышленных отраслях и расширенным ЕС после вступления России в ВТО.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ В 90-Е Г. XX В. И НАЧ. XXI В.
1.1. Политические отношения России и Европейского Союза
В 1992 году страны Европы вышли на более высокий уровень интеграции, подписав Договор о ЕС или Маастрихтский договор. Маастрихтский договор был призван содействовать превращению Европейского сообщества (European Community) в политический, а затем – в экономический и валютный союз. В Маастрихтский договор помимо разделов об экономическом сотрудничестве были включены разделы о внешней политике и правосудии, что означало формирование трех опор ЕС: экономический и валютный союз (ЭВС); общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ); сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.
Предусмотренное Маастрихтским договором 1992 года углубление экономической интеграции не препятствовало странам ЕС принять решение о возможном расширении блока на восток в соответствии с так называемыми «копенгагенскими критериями» (1993). Теоретически Российская Федерация, как страна, находящаяся в Европе, имела право претендовать на членство в ЕС. Позиция руководства новой постсоветской России, представленного президентом Б. Ельциным и министром иностранных дел А. Козыревым, в пользу интеграции в западное сообщество демократических стран, на «возвращение в Европу», способствовала приближению к Евросоюзу, однако вопрос о присоединении к ЕС не обсуждался.
После распада Советского Союза Россия и Европейская комиссия согласились сохранить Соглашение о торговле и сотрудничестве с Европейскими сообществами, заключенное в 1989 году, и приступить к разработке нового документа. Российские власти заявили о стремлении к интеграции с европейскими международными организациями, придерживаясь цели заключения договора с Европейским союзом. В 1992 году начались переговоры о подготовке нового соглашения.
Летом 1993 года, когда приближалась ожидаемая окончательная доработка соглашения, оно было приостановлено из-за оговорок, высказанных российскими политиками, которые отказались подписать проект соглашения, разработанный на основе предложений ЕС. Россия выдвинула свои требования, стремясь обязать Европейский союз соблюдать перспективы создания зоны свободной торговли или либо полной отмены, либо расширения своих экспортных квот в ряде секторов . Также в фокусе внимания были вопросы, связанные с защитой условий торговли со странами, вступающими в Европейский союз, такими, например, как Финляндия.
В декабре 1993 года в Брюсселе была подписана Совместная политическая декларация о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, которая содержала основные положения будущего соглашения . В документе отмечалось, что «стороны пришли к договоренностям по основным принципам их партнерства и параметрам политического, торгово-экономического, а также культурного сотрудничества». В итоге была заложена основа скорейшего завершения работы над общим Соглашением.
Отношения между Россией и ЕС наполнились реальным содержанием в 1994 г., когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) . Этот документ стал действующей правовой