Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к ценностной сфере личности, а также к групповой ценностной системе общества на разных исторических этапах развития общества обусловлен многоаспектной ролью формирования ценностей в различных процессах, таких как определение целей, осознание смыслов. Жизни, построение жизненного пути личности и т. Д.
Исторические события, определившие перестройку многих аспектов общества в новейшей истории, потребовали переоценки системы ценностей, как индивидуальных, так и коллективных. Ценностные ориентации человека являются важной характеристикой человека, поскольку система ценностных ориентаций человека определяет его поведение и отношения, которые он строит с другими представителями общества.
По степени сформированности ценностных ориентаций человека можно сделать вывод об этапе развития личности; именно этот факт определяет, что в психологической науке ценностные ориентации считаются одним из важных компонентов структуры личности.
Если у человека развиты ценностные ориентации, этот факт свидетельствует о зрелости личности, ее сформированности; противоречивость ценностных ориентаций является показателем проявления инфантилизма, такой человек незрел.
В психологии существует множество подходов к учету ценностных ориентаций в структуре личности, однако исследователи признают, что структурные особенности ценностных ориентаций определяют направленность личности и определяют субъективное отношение личности к действительности.
Ценностные ориентации способствуют формированию концепции жизненного пути человека, составляют ядро мотивации к жизни, определяют формирование смысложизненных ориентаций человека в течение его жизни, а также общепринято, что система ценностей человека определяет построение своей жизненной стратегии [1].
Определение понятия «ценность» многогранно и рассматривается в рамках многих гуманитарных наук, таких как философия, социология, культурология, психология и многих других.
Объект исследования- ценностные ориентации
Предмет исследования- ценностные ориентации и личностный профиль
Цель исследования- изучить ценностные ориентации и личностный профиль
Задачи исследования:
- изучить теорию ценностей Шварца
- изучить пятифакторная модель личности П. Коста и Р. Маккрея и ее взаимосвязь
- раскрыть сущность социальных позиций
- рассматривать понятие социальных позиций Ганса Айзенка, Гленн Вильсона "Социально-политические позиции"
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
1.1. Теория ценностей Шварца
Идеи Клюкхона и Штродтбека составляют основу теоретического подхода С. Шварца к измерению ценностей. Его теория культурно-ценностных ориентаций была представлена выше, но здесь мы познакомимся с его подходом к ценностям на индивидуальном уровне.
В этом подходе Шварц утверждает, что основным содержательным аспектом, отделяющим ценности друг от друга, является тип мотивации, в которой они отражаются.
Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в наборы ценностей (типы мотивации), объединенные общей целью. Он предполагал, что базовые человеческие ценности, которыми должны обладать все культуры, — это те, которые представляют общечеловеческие потребности (биологические потребности, потребности в согласованном социальном взаимодействии и требования групповой жизни) как сознательные цели.
На основе ценностей, выявленных предыдущими исследователями, обнаруженных в религиозно-философских произведениях разных культур, он сгруппировал ценности в 10 различных типов мотивации человека, под которыми понимал базовые типы или блоки ценностей (всего 10 типов). были идентифицированы). По мнению автора, они определяют направленность как конкретных действий личности, так и всей его жизнедеятельности. Каждый тип мотивации имеет свою основную мотивационную цель.
1. Самоуправление. Мотивационная цель — свобода мысли и действия (выбора, творчества, познания), определяемая потребностью личности в автономности и независимости.
2. Стимуляция – полнота ощущений жизни. Мотивационная цель – новизна и соревнование в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.
3. Гедонизм. Мотивационная цель – удовольствие, чувственное удовольствие, наслаждение жизнью. В его основе лежит необходимость удовлетворения как биологических потребностей, так и ощущения удовольствия.
4. Реализация. Мотивационная цель — добиться личного успеха в рамках общих культурных норм и, следовательно, получить социальное одобрение.
5. Мощность. Мотивационная цель – достижение социального статуса, престижа и влияния на других. В основе лежит потребность в господстве, господстве, лидерстве.
6. Безопасность. Мотивационная цель – стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого человека. В его основе лежит потребность в адаптированном и предсказуемом мире и уменьшении неопределенности.
7. Соответствие. Мотивационная цель — ограничить действия и импульсы, которые причиняют вред другим или нарушают социальную гармонию. Оно возникает из потребности групп в самосохранении и выживании и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими, подавляя при этом свои социально деструктивные тенденции.
8. Традиции. Мотивационная цель – уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в конкретной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом групповой солидарности, выражением своеобразия ее мировоззрения.
9. Доброта. Мотивационная цель — поддерживать и улучшать благосостояние людей, с которыми мы вступаем в контакт. Основная потребность заключается в позитивном взаимодействии для благополучия группы и индивидуальной потребности в принадлежности.
10. Универсализм. Мотивационная цель – понимание, благодарность, толерантность и сохранение благополучия всех людей и природы. Этот тип мотивации не возникает априори из трех указанных общечеловеческих потребностей, а обнаруживается эмпирически при изучении ценностей. Эта цель, по-видимому, основана на всеобщих потребностях в красоте, гармонии и справедливости [1].
Шварц и Бильски разработали теорию динамических связей между этими основными типами мотивации человека[2]. Логика связи ценностей выводится авторами из связи между мотивами поведения и соответствующими им действиями.
Каждый тип мотивации имеет цель, направляющую стремления человека, которые, в свою очередь, приводят к последовательным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями в конечном итоге определяет стратегию поведения человека. Авторы предлагают следующую типологию противоречий между ценностями.
1. Ценности сохранения: Безопасность, Конформность, Традиция противоречат ценностям Открытости к изменениям: Стимулирование, Независимость. Здесь наблюдается явное противостояние между ценностью автономии мнений и действий личности и ценностью сохранения традиций и поддержания стабильности общества.
2.Ценности Самопревосхождения: Универсализм, Доброжелательность противоречат ценностям Самооценки: Власть, Достижения, Гедонизм. Здесь также наблюдается явная оппозиция между заботой о благополучии других и стремлением доминировать над другими.
По мнению авторов, следующие виды мотиваций находятся в устойчивых отношениях друг с другом
Власть и достижения – оба типа мотивации подчеркивают социальное превосходство и уважение к другим;
Достижения и гедонизм – оба направлены на достижение удовольствия и потворство своим прихотям;
Гедонизм и стимуляция – оба вызывают желание положительных эмоциональных переживаний;
Стимулирование и автономия – оба активируют внутреннюю мотивацию к творчеству, стремление к новизне и переменам;
Независимость и универсализм – подчеркивание возможности справедливого и комфортного существования для каждого в различных ситуациях;
Универсализм и Доброжелательность – оба способствуют удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, отказу от корыстных интересов;
Традиции и конформизм – подчеркивание возможности сохранения стабильности посредством добровольного сдерживания и подчинения;
Соблюдение требований и безопасность – оба предполагают защиту порядка, стабильности и социальной гармонии;
Безопасность и власть – оба подчеркивают необходимость избегать неопределенности или справляться с ней
Помимо описанных выше, Шварц и Бильски предложили еще одно деление ценностей на две большие группы:
1) ценности, выражающие интересы личности. Они соответствуют следующим мотивационным блокам: Власть, Достижение, Гедонизм, Стимулирование, Независимость;
2) ценности, выражающие интересы группы. К ним относятся мотивационные блоки, такие как доброжелательность, традиции и конформизм.
Возросший научный интерес к проблемам ценностей является результатом более глубокого понимания природы человеческого познания, его социокультурной обусловленности и целостности. Проникновение законов познания позволяет обнаружить ценностную составляющую не только в сферах социальной жизни и культуры, но и в когнитивных структурах и мировоззрении человека.
Больше внимания следует уделять молодежи и ее социальным проблемам. Определение средств, форм и методов работы с молодежью напрямую зависит от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.