Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Перемещение автомобилей через таможенную границу – один из аспектов международной торговли и транспортной логистики. В условиях глобализации мировых рынков объемы таких перемещений значительно возрастают, что ставит перед государствами задачу эффективного регулирования и контроля этих процессов.
Актуальность данного исследования обусловлена рядом факторов, влияющих на экономическую и правовую сферы деятельности. Экономические и финансовые аспекты также требуют пристального внимания. Высокие таможенные пошлины и сборы, применяемые к автомобилям и колесной технике, существенно влияют на ценообразование и конкурентоспособность этих товаров на международных рынках. В свою очередь, различия в национальных стандартах создают дополнительные барьеры для международной торговли и требуют разработки унифицированных правил и процедур.
Также особенно важно отметить, что в настоящее время роль российской таможни и ее деятельности, включая сбор таможенных платежей для пополнения государственного бюджета, серьезно возросли. С началом Специальной военной операции (далее – СВО) в Украине страны Запада и США наложили на Россию целый ряд санкций, которые касаются практически всех направлений экономической деятельности современной РФ. Россия в ответ ввела контрсанкции. В этой непростой ситуации работники таможни оказались вынуждены приобретать большое количество новых знаний, в связи с изменением ситуации по ввозу транспортных средств (далее – ТС) на территорию Российской Федерации.
Таким образом, исследование проблем перемещения авто через таможенную границу в странах ЕАЭС является актуальным, поскольку направлено на выявление и решение существующих проблем, что позволит повысить эффективность таможенного контроля, снизить административные барьеры и укрепить международное сотрудничество в данной сфере.
Объектом исследования является таможенные отношения, связанные с процессом перемещения автомобилей через таможенную границу ЕАЭС.
Предметом исследования являются нормы таможенного законодательства, связанные с перемещением автомобилей через таможенную границу ЕАЭС.
Цель настоящей работы определить закономерности, проблемы и перспективы таможенного регулирования перемещения транспортных средств в странах ЕАЭС.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и классификацию транспортных средств как объекта таможенного регулирования;
- исследовать теоретические аспекты перемещения ТС для личного пользования через таможенную границу;
- уточнить организационно-правовые основы совершения таможенных операций при перемещении транспортных средств через таможенную границу;
- рассмотреть порядок и особенности проведения таможенного контроля при перемещении транспортных средств через таможенную границу;
- уточнить проблемы, возникающие в рамках таможенного регулирования перемещения транспортных средств в странах ЕАЭС;
- рассмотреть перспективы совершенствования таможенного регулирования перемещения транспортных средств в странах ЕАЭС.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы перемещения ТС через таможенную границу рассмотрены в трудах таких учёных как С.В. Халипов, Г.Г. Колесников, В.Ю. Жуковец, С.И. Истомин, Ю.В. Малышенко и др.
При написании курсовой работы был использован метод анализа литературы, а также методы анализа, синтеза и сравнения.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретико-правовые аспекты перемещения транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС
1.1. Понятие и классификация транспортных средств как объекта таможенного регулирования
Перемещение транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза – один из аспектов внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), требующий особого правового регулирования. ТС, являясь объектом таможенного контроля, выступают как средство для перевозки товаров и одновременно как самостоятельный объект таможенного оформления. В условиях глобализации и интеграционных процессов внутри ЕАЭС, вопросы правового регулирования перемещения транспортных средств становятся особенно актуальными, поскольку они связаны с обеспечением экономической безопасности, защиты внутреннего рынка, а также соблюдением международных обязательств государств-членов союза.
Понятие «транспортные средства» прошло длительный путь развития и совершенствования в правовом поле. На разных этапах формирования законодательства, касающегося таможенного регулирования, это определение имело различные толкования. В «Таможенном кодексе СССР» транспортные средства рассматривались как «объекты, использующиеся для международных перевозок грузов, багажа и пассажиров, а также для выполнения хозяйственных операций за пределами страны». В то же время «личные транспортные средства, пересекающие границу, приравнивались к предметам личного пользования, что отражало их статус как объектов, предназначенных исключительно для индивидуальных нужд» .
В Таможенном кодексе Российской Федерации, принятом в 1993 году, в п. 1 ст. 18 указывалось, что «транспортные средства представляют собой товар» .
«Таможенный кодекс Российской Федерации», вступивший в силу в 2003 году относил к транспортным средствам любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной или бесплатной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами .
В «Таможенном кодексе Таможенного союза» определено транспортное средство так: транспортные средства - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами .
ТК ЕАЭС определяет понятие «транспортного средства»:
‒ категория товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС;
‒ транспортное средство, пересекающее таможенную границу в качестве средства международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа;
‒ ТС, ввозимое физлицами для личного пользования.
Под транспортными средствами понимается категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами .
Таким образом, понятие «транспортное средство» получило четкое определение.
1.2. Характеристика перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу
С увеличением числа людей, пересекающих границы с личными транспортными средствами, возникает множество правовых и административных вопросов, связанных с таможенным оформлением, налогообложением и применением различных тарифов. Проблематика состоит в том, что правовые нормы, регулирующие перемещение таких транспортных средств, могут варьироваться в зависимости от региона и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Международная конвенция об упрощении таможенных процедур [Электронный ресурс] : (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Справочная правовая система «Консультант Разд. «Международные правовые акты». Информ. «Международное право».
2. Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26.03.1991 N 2052-1)// https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=5082#dgMJIDUc5XmPcpga (дата доступа: 18.05.2024г)
3. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_624/(дата доступа: 18.05.2024г)
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: приложение N 1 к Договору о Таможенно кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года // Справочно- правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряж. Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мотто-транспортного средства») [Электронный ресурс] : соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Международные правовые акты». Информ. банк. «Международное право».
7. Андриашин, Х.А. Таможенное право [Текст] / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов. – М.: Изд-во «Юстицинформ», 2013 – 175 с
8. Атрощенкова, И.С. Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства [Текст] / И.С. Атрощенкова. – М.: Инфра-М, 2011 – 175 с.
9. Бакаева, О.Ю. Таможенное право [Текст] / О.Ю. Бакаева. – М.: Норма, 2014 – 204 с.
10. Бекяшев, КА. Таможенное право [Текст] / К.А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2013 – 251 с.
11. Блохин, К.А. Таможенный контроль в России: стандарты и реальность [Текст] / К.А. Блохин. – М.: Бератор, 2012 – 124 с.
12. Гамидуллаев, С.Н. Пособие для декларанта. Таможенные процедуры [Текст] / С.Н. Гамидуллаев. – СПб.: Питер, 2013 – 76 с.
13. Голованова, Д.К. Критерии разграничения товаров для личного пользования и для коммерческих целей, перемещаемых физическими лицами территорию Таможенного Союза [Электронный ресурс] / Д.К. Голованова // Педагог: наука, технология, практика: электрон. журн. – Режим доступа: http://www.donrta.ru/joomla//nio_trud_2012/Golovanova.doc.
14. Даюб, А.В. Совершенствование системы управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации [Текст] / А.В. Даюб. – М.: МАБиУ, 2012 – 128 с.
15. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/.
16. Емельянов, А.С. Оборот автомототранспортных средств,
прошедших процедуру таможенного оформления и имеющих признаки изменения номеров агрегатов [Текст] / А.С. Емельянов. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2014 – 43 с.
17. Жуковец, В.Ю. Таможенное право в вопросах и ответах [Текст] / В.Ю. Жуковец. – М.: Эксмо, 2015 – 441 с.
18. Истомин, С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов [Текст] / С.И. Истомин. – М.: «Деловой двор», 2013 – 345 с.
19. Кормаков, Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств [Текст] / Г.А. Кормаков // Правосудие в Поволжье. – 2013 – № 3 – С. 68-73.
20. Костин, А.А. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза [Текст] / А.А. Костин. – М.: Мир, 2012 – 122 с.
21. Легковые автомобили, ввоз/вывоз физическими лицами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tks.ru/auto/2000000008.
22. Малышенко, Ю.В. Полнота, достоверность и надежность таможенного контроля [Текст] / Ю.В. Малышенко, И.А. Огнев // Вестник Российской таможенной академии. – 2013 – № 4 – С. 68-76.