Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для общего развития ребенка. В этот период у детей активно развиваются все психические процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формируются основы характера.
Изучением особенностей развития связной речи и разработкой методики обучения занимались следующие отечественные ученые: В.П. Глухов, Н.С. Жукова, С.В. Коноваленко, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и другие.
Обновление образовательной системы и выполнение национального образовательного проекта в России возлагают на педагогов всех уровней учебных заведений задачу улучшения качества обучения. Одним из способов повышения качества обучения является творческая деятельность педагога с использованием эффективных образовательных технологий. Продуктивный метод решения задачи развития интеллекта и речи ребёнка — моделирование, с помощью которого дети учатся обобщённо представлять основные характеристики предметов, а также их связи и отношения в реальной жизни. Обучение моделированию рекомендуется начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования и развития личности. В процессе развития ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, увеличивается его речевая активность.
Цель исследования: изучение возможностей применения моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: целенаправленное и систематическое применение метода моделирования способствует эффективному развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе психолого-педагогической литературы.
Исследовать возможности применения моделирования для развития детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования моделирования в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. И. Яшина, О. С. Ушакова и др.); лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р. Г. Авоян, Р. А. Будагов, Б. В. Головин, Н. И. Жинкин, А. А. Потебня и др.); теории о психическом развитии старших дошкольников (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер).
Методы научного исследования:
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
эмпирические (опросные методы, наблюдение, педагогический эксперимент).
Этапы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Экспериментальное исследование.
3. Анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке и реализации комплекса занятий с использованием моделирования, направленных на развитие связной речи детей старшего до школьного возраста. Результаты исследования могут представлять интерес для воспитателей, педагогов, психологов, а также родителей. Могут быть использованы для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
К характеристикам развития связной речи у старших дошкольников, по мнению Н.А. Стародубовой, относятся: способность к созданию связных и последовательных высказываний: описаний, повествований; умение составлять рассказ и пересказ; способность к коллективному обсуждению, договариванию и придумыванию [6]. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста продолжается в их повседневной жизни и в процессе организованной деятельности по развитию речи.
В описаниях старшие дошкольники выделяют основной тезис, обозначающий объект, описывают важные и второстепенные признаки, качества, действия, завершают описание итоговой фразой, выражающей оценочное отношение к объекту. При этом дети активно используют эпитеты, метафоры, сравнения и перечислительную интонацию. При создании повествовательных высказываний старшие дошкольники соблюдают последовательность событий (начало, развитие, завершение), в отличие от детей средней группы, которые часто путают последовательность и части высказываний.
По мнению Е.И. Тихеевой, в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умением рассказывания и пересказа. Рассказ и пересказ у старших дошкольников отличаются тем, что в рассказе ребенок самостоятельно подбирает содержание и формулирует его, а в пересказе использует материал художественного произведения, точно и последовательно его воспроизводя [9]. Иными словами, пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
При пересказе старшие дошкольники могут передать готовое авторское содержание, используя уже усвоенные речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи). В рассказе дети применяют усвоенные виды связных высказываний: описание, повествование, рассуждение или их сочетание.
В процессе обучения рассказыванию педагог использует различные методы и средства, такие как рассказы по игрушкам и предметам, по картине, из опыта, творческие рассказы. Согласно Е.И. Тихеевой, игрушки, предметы и картины являются отличным материалом для обучения различным видам высказываний, так как они подсказывают содержание речи. В описаниях дети основываются на восприятии наглядного материала, выделяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как эти вещи появились у ребенка (то есть происходит контаминация) [15].
В повествовательных высказываниях дети передают определенный сюжет, предложенный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной с помощью игрушек, а также придумывают рассказ по картине, выходя за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В процессе рассказывания по игрушкам и картинам дети учатся выбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают навыки выстраивания композиции, связывания частей в единый текст, избирательного использования языковых средств. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествующих и последующих событий.
Как считает О.С. Ушакова, составление рассказа по сериям сюжетных картин развивает у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название, соответствующее содержанию рассказа, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. По мнению Н.А. Стародубовой, в старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи. В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют в беседе, полно и точно отвечают на вопросы, дополняют и исправляют ответы других, делают уместные замечания и формулируют вопросы [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) в ред. От. 17.10.2013 – «Российская газета», №265, 25.11.2013
2.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2019. - 400 с
3.Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
4.Выготский Л. С. Мышление и речь: Собрание сочинений, т.2. /Л. С. Выготский. − М.: Просвещение, 2019.- 352 с.
5.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2019. – 16 с.
6.Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
7.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2021. – 157с.
8.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие/ А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2020. – 28 с.
9.Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
10.Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2018. – 224 с.
11.Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
12.Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы/ О.П. Сагалова // Электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2020. – Вып. 17
13.Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2019. – 232 с.
14.Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» / Н.В. Соловьева. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
15.Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2019. – (Высшее образование). – 312 с.
16.Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2020. – 400 с.
17.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): учебное пособие / Е.И.Тихеева. —М.: Просвещение, 2018.—360 с.
18.Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 272 c.
19.Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
20.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2019. – 116 с.